1 рубль вложенный в строительство

Защита и поощрение: инвесторам предлагают новый инструмент поддержки

Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», регулирующий отношения в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), вступил в силу 1 апреля 2020 года, а 1 октября Правительством Российской Федерации были приняты общие требования к порядку заключения, изменения и прекращения данного соглашения.

Соглашение дает ряд преимуществ при реализации инвестиционного проекта. Так, инвестору гарантируется неизменность нормативных правовых актов, это означает, что ключевые налоги, условия землепользования и градостроительства фиксируются на момент заключения СЗПК и остаются неизменными в течение всего срока реализации инвестпроекта. Например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения соглашения составляет 20%, то для компании-инвестора она останется на том же уровне даже в случае повышения ставки для всех остальных налогоплательщиков.

«Общие требования к порядку заключения СЗПК уже приняты на федеральном уровне, а для субъектов они будут разработаны Правительством РФ при участии столичных властей до конца года. Новый механизм поддержки инвесторов заработает в Москве с апреля 2021 года», — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Как и с кем будут подписаны соглашения?

Соглашение может заключаться как по инициативе государства, так и самого инвестора. Если инициатором выступает государство (РФ или субъект РФ), то проводится конкурсная процедура, по результатам которой с компанией-победителем подписывается соглашение. Инвестор, предлагающий собственный проект, может направить заявление и соответствующий пакет документов в Минэкономразвития на рассмотрение, по итогам которого принимается решение о целесообразности заключения СЗПК.

Соглашение может заключать только российское юридическое лицо. Однако зарубежные компании могут участвовать в СЗПК в качестве инвесторов через участие в капитале российской организации.

Минимальный размер инвестиций в проекты для СЗПК, заключаемых с участием РФ, различается по отраслям. Для медицины, образования, культуры и спорта вложения не могут быть меньше 250 млн рублей. Компании, реализующие проекты в сельском хозяйстве, экологии и IT, должны инвестировать от 500 млн рублей. Стартовый размер вложений для обрабатывающих предприятий составляет 1,5 млрд рублей, а в остальных отраслях – 5 млрд рублей. В зависимости от объема инвестиций соглашение заключаются на срок от 6 до 20 лет.

Правительство РФ определило список отраслей, в которых применение СЗПК невозможно. В их числе игорный бизнес, производство табачных изделий, алкогольной продукции и жидкого топлива, оптовая и розничная торговля, а также строительство жилья, бизнес-центров и торговых комплексов.

Региональные особенности

Для регионов в законе предусмотрены особые условия. Значительную роль в этом вопросе еще на стадии обсуждения законопроекта сыграло столичное правительство.

«Закон о стабилизации правовой среды для инвесторов напрямую влияет на наши инвестиционные проекты, поэтому было очень важно увязать новые механизмы с уже действующими мерами поддержки инвесторов. При этом нужно учитывать региональную специфику и четко разграничивать возможности и полномочия субъектов в сфере инвестиционной политики», – отметил руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Александр Прохоров.

Так, если субъект сам инициирует заключение соглашения, то он может устанавливать дополнительные требования к проектам и инвесторам. Другая важная особенность заключается в том, что субъекты РФ вправе на основании регионального законодательства подписывать соглашения, которые не являются СЗПК, но предусматривают гарантии неизменности нормативных актов.

Также при подготовке законопроекта было снято ограничение по максимальному размеру инвестиций по СЗПК, которые Москва может заключать самостоятельно, без участия РФ. При этом минимальный размер инвестиций для СЗПК, заключаемых Москвой без участия РФ, вне зависимости от отраслевой принадлежности реализации проекта должен быть не менее 200 млн рублей.

В Москве ожидают, что механизм СЗПК будет востребован бизнесом. Напомним, что на сегодняшний день в столице уже реализуется 249 проектов государственно-частного партнерства.

«Москва способствует привлечению инвестиций как в крупные инвестиционные проекты в сфере транспорта и инфраструктуры, так и в проекты с участием малого и среднего бизнеса, направленные на развитие социальной сферы. Так, с 2013-го по настоящий момент на условиях ГЧП заключено контрактов на сумму более 1 трлн рублей. Основные инструменты взаимодействия бизнеса и власти – концессии, контракты жизненного цикла, офсетные контракты. Механизм выбирается в зависимости от целей и задач, которые решаются в каждом конкретном проекте», – пояснила директор Городского агентства управления инвестициями Светлана Ганеева.

Источник

О системе финансирования жилищного строительства: казнить нельзя помиловать

Систему взаимосвязей в экономике и банковском секторе Российской Федерации можно и нужно использовать для возобновления экономического роста.

Флюр Галлямов, председатель правления Башкомснаббанка, депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан

Рассмотрим один из элементов этой системы – жилищное строительство, отрасль, которая традиционно является локомотивом экономики.

Почему банкиры думают о строительстве? Это связано с тем, что банки кровно заинтересованы в поступательном развитии экономики. По различным оценкам, 1 рубль, вложенный в строительство, дает 4 – 7 рублей в приросте ВВП.

Кроме того, банки предпочли бы увеличивать кредитование реальному сектору с низким уровнем риска, поскольку идет процесс реструктуризации ссудного портфеля, доля потребительских кредитов сокращается. В этой непростой экономической ситуации кредиторы ищут надежных заемщиков, рынок нуждается в отраслях-драйверах. Этим обусловлен интерес кредитных организаций к проблемам развития строительства, и в частности жилищного.

Недавно достоянием широкой общественности стало письмо Министерства строительства и ЖКХ, в котором предлагается обсудить новую схему финансирования жилищного строительства: свести к минимуму роль дольщиков (не более 10%), а вместо этого использовать проектное финансирование банков.

Для оценки изменений, предлагаемых Минстроем, необходимо учесть, что сегодня в общем объеме покупок жилья доля сделок с использованием ипотеки составляет лишь 25%, с использованием механизма долевого строительства – более 40% (по оценкам экспертов). Собственных средств застройщика (строительной компании), как правило, достаточно лишь для возведения фундамента дома. Иными словами, привлеченные средства долевых участников являются основным источником финансирования жилищного строительства, тогда как в более развитых в экономическом отношении странах в качестве такового выступают собственные средства строительных компаний и кредиты банков, выдаваемые по низким процентным ставкам.

Известно также, что Россия значительно отстает по показателям обеспеченности жильем. Как отмечают эксперты, более 60% российских семей нуждается в улучшении жилищных условий. При этом лишь около 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. Доля жилищного строительства в ВВП США составляет около 25%, в России доля всего строительного комплекса обеспечивает 5,5% ВВП. В структуре «вещественного богатства» США суммарная стоимость жилого фонда составляет 27,4%, превышает стоимость земли – 24,4% и уступает только суммарной стоимости заводов и оборудования – 30,3%.

Такая разница в показателях обусловлена не только заботой о благосостоянии населения в странах с развитой экономикой, но и должной оценкой того факта, что жилищное строительство стимулирует спрос в смежных отраслях, дает мультипликативный эффект в приросте ВВП, является драйвером экономического роста. Рост строительства жилья означает рост производства цемента, железобетонных изделий, металлоконструкций, строительной и транспортной техники, производства стекла, продукции деревообработки и т.д.

Именно поэтому еще в 1930-е годы в США была создана мощная институциональная база для проведения активной жилищной политики государства. Широкое распространение получили механизмы субсидий и стимулирования коммерческих банков.

В российских реалиях сегодня Минстрой предлагает решить проблему обманутых дольщиков, по сути, за счет избавления рынка от дольщиков как таковых!

В России 75 тыс. пострадавших семей (обманутых дольщиков). Проблему решать, безусловно, необходимо. Однако предложенные ведомством административные меры, вероятнее всего, приведут к сокращению объемов строительства, увеличению цен на жилье, росту рисков кредитования строительной отрасли. Проектное финансирование застройщиков в масштабах, которые уже сейчас востребованы платежеспособным населением, банкам не под силу из-за дефицита и высокой стоимости долгосрочных ресурсов, которая в итоге будет заложена в цену жилья.

Более целесообразным видится путь создания цивилизованного рынка недвижимости с активным использованием опробованных в других странах эффективных инструментов государственной поддержки и регулирования.

Какие шаги, на мой взгляд, целесообразно предпринять?

Во-первых, очевидна необходимость стимулирования экономического роста со стороны министерств и ведомств и, прежде всего, со стороны мегарегулятора финансовых рынков. Для этого нужно расширить возможности и доступность банковского кредитования путем субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам и кредитам застройщикам за счет средств федерального бюджета. Действующая ставка по ипотечным кредитам в размере 11–12% годовых, по сути, является заградительной.

Значительный эффект может быть получен за счет предоставления налоговых льгот строителям, например, по налогу на прибыль. Ведь ни для кого уже не секрет, что в зависимости от разных факторов налоговая нагрузка на производственное предприятие в России в 3–7 раз выше, чем в США или Канаде.

Такие шаги могут дать мощный социально-экономический импульс, который приведет к росту бюджетных доходов за счет мультипликативной волны.

Во-вторых, необходимо направить усилия министерств и ведомств на ускорение и упрощение процедур получения разрешения на строительство. Так, в Германии срок получения разрешения на строительство с момента предоставления земельного участка под застройку составляет не более 70 дней, в США – не более 40 дней, в России на это уходит в 10 раз больше времени – в среднем 700 дней.

В-третьих, при комплексном освоении территорий обеспечение земельных участков инженерной, социальной и транспортно-дорожной инфраструктурой должно осуществляться за счет средств федерального и регионального бюджетов. Для внедрения проектов инженерной подготовки территорий можно привлекать частных операторов и использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Для реализации изложенных мер потребуются дополнительные средства, выделяемые из федерального бюджета. Эти средства можно изыскать в том числе и за счет дополнительной эмиссии денежных средств. Учитывая хронический дефицит денег в экономике в последние два-три года, это не приведет к росту инфляции, поскольку отношение денежной массы к ВВП в Российской Федерации составляет около 40 процентов, а в развитых странах это отношение в разы больше, например, в Японии и Китае составляет 200 процентов. Кроме того, мы ждем, что Банк России будет выступать кредитором последней инстанции, рефинансируя региональные банки длинными и дешевыми деньгами.

Государственная поддержка строительной отрасли давно назрела и является одним из основных условий увеличения объемов инвестиций в эту сферу, роста объемов ипотечного кредитования и, в конечном счете, преодоления спада в экономике России.

Источник

Владимир Бондаренко: Каждый рубль, вложенный в строительство, может принести 12 – 15 целковых для российской экономики

Сегодня у нас в гостях Владимир Бондаренко, постоянный эксперт сайта, председатель Совета директоров ГП «Кубанский модульный дом», создатель технологии «Заводское домостроение», хорошо известный нашим читателям своими острыми и нестандартными суждениями об актуальных проблемах строительного саморегулирования. Тема нашей сегодняшней беседы более чем актуальна – эффективность строительного комплекса России. Начнутся проблемы у базиса, в лице строителей, плохо придётся и «надстройке», то есть СРО. Поэтому поразмыслить о непростой судьбе отечественного строителя и его реальных проблемах никогда не лишне.

– Владимир Иванович, раньше часто можно было услышать мнение о ключевой роли строительного комплекса, о том, что деньги, вложенные в строительство, возвращаются в экономику сторицей. Так ли это?

– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним понятие «мультипликатора» (от латинского multiplicator – умножающий). Этот термин впервые был введён в экономическую теорию в 1931 году английским экономистом Ричардом Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовала для борьбы с экономическим спадом и безработицей администрация Президента США Франклина Рузвельта. Господин Кан отмечал, что государственные инвестиции в общественные работы приводят к «мультипликационному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная, третичная и так далее занятость. Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.

– Это кейнсианство?

– Совершенно верно. Эти представления выразились вскоре в кейнсианской теории мультипликационного эффекта. Под мультипликатором в кейнсианской теории понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения объёма производства и национального дохода от изменения инвестиций. Было доказано, что увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода, причём на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Инвестиции, брошенные в экономику, вызывают цепную реакцию в виде прироста дохода и занятости.

– А есть гарантия, что вложенные денежки приведут к мультипликативному эффекту, а не растворятся без цели и смысла?

– Эффект мультипликатора ощущается не в любой экономике, а только в той, где имеется незанятая рабочая сила и неиспользуемые производственные мощности. Только в этом случае становится возможным «дешёвое» наращивание объёма производства за счёт незначительных дополнительных инвестиций, как пример можно рассматривать сегодняшнюю ситуацию в России.

Экономика, как наука, инструмент точный и знающий, который позволяет заглянуть далеко вперёд, посмотреть назад и провести работу над ошибками, проанализировать и не допускать их в будущем.

– И вот здесь мы подошли вплотную к жилищному строительству. И к госпрограммам, которые его пытаются развивать…

– Да, проблема жилья имеет многогранное выражение, но, тем не менее, может легко моделироваться и анализироваться. Не будем считать социальный эффект, при решении жилищной проблемы, он огромный, а вот экономика получит системную и большую подпитку в регионах, что не менее важно в современной экономической ситуации. Много говорится о мультипликативном эффекте вложения средств, в строительную отрасль, величина которого зависит от многих параметров и, в том числе, от оборота капитала.

– Можно ли как-то оценить конкретные цифры?

– Мультипликативный эффект можно и нужно анализировать, и есть пути его резкого повышения, специалисты говорят о 12 – 15 рублях, при сегодняшнем 2,4 рубля и обороте капитала 172 дня. Большое значение, при этом, имеет объём потребляемой отраслью импортной продукции и чем меньше её доля, тем выше эффект. Всё это должно учитываться при формировании отраслевой политики. Тем более странно наблюдать, когда первые лица Минстроя России с воодушевлением воспринимают экспансию иностранной продукции на рынке России. Изменение уровня издержек в анализируемом виде деятельности не может не сказаться на результатах расчёта мультипликативного эффекта.

– То есть, чтобы мультипликативный эффект работал, нужно импортозамещение? Но ведь каждая мера по поддержке отечественного производителя это в то же время удар по отечественному потребителю. И не всегда по частному сектору – потребителями могут быть целые отрасли экономики…

– Поэтому и нужен тщательный анализ. Положительное влияние повышения эффективности производства, непосредственным образом влияет на величину издержек, прибыль и доступный финансовый ресурс, хотя снижение уровня затрат и приводит к уменьшению мультипликатора. Таким образом, если формально мультипликатор уменьшается, мультипликативный эффект всё же может расти – за счёт большего роста инвестиций и объёмов производства. Достаточно простые истины, но их надо применять, их надо учитывать.

– И что, с учётом и применением у нас пока плоховато?

– Если не сказать хуже. Поражает скудность предложенных вариантов, которым государство уделяет внимание только ипотеке и строительству жилья многоквартирного формата. И вот здесь, кстати, мы вплотную подходим к интересам конечного потребителя. Ведь полученный ипотечный кредит сегодня не обеспечивает благополучие на всю жизнь, его ещё надо обслужить. Это не вариант для людей, имеющих даже средний уровень доходов. В итоге мы сетуем на высокую стоимость жилья, но не предпринимаем системных мер по её снижению.

– Какие решения есть?

– Азбука жанра, но снижение цены, без потерь качества жилья заложена в поточном, заводском исполнении типовых фрагментов зданий. Заводской конвейер даст возможность в регионах, используя деревянные конструкции, строить экологичное, энергоэффективное жильё, по доступной цене, в рекордные сроки, 5 – 10 дней. Нонсенс, но в России нет профильного Министерства, которое бы курировало развитие отрасли в этом направлении! Необходимо решить вопрос выделения земли для массовой застройки на сотни домов, так как только объёмные проекты могут дать экономический эффект для поточного производства. Намного дешевле обойдётся обустройство таких поселений.

– Очевидно, придётся вплотную заняться и вопросами строительной индустрии, применения современных материалов?

– Одним из ключевых ресурсов, для увеличения объёмов строительства, является повышение доступности по цене готовых объектов через снижение стоимости за счёт применения в строительстве современных качественных строительных материалов и изделий. Они должны быть с меньшей энергоёмкостью при производстве, с улучшенными характеристиками и возможностью применения робототехники, а также конструктивных решений с меньшей материалоёмкостью и повышенной сборностью, что, естественно, положительно повлияет на себестоимость конечного продукта. Но при этом надо понимать, что любой импорт снижает эффективность применяемых мер.

– И снова мы пришли к импортозамещению…

– Потому что этот вопрос никак обойти не получится. Общеотраслевой программы импортозамещения в строительной отрасли до настоящего времени нет, хотя по отдельным сегментам зависимость строительной индустрии велика. Например, доля импортных машин и оборудования, используемых в строительной отрасли составляет порядка 70-ти процентов, а в подотрасли производства стройматериалов эта цифра более 90 процентов.

В строительной отрасли инновационное развитие находится в зачаточной стадии и имеет точечные успехи. Развитие отрасли сдерживается практически полным отсутствием современной базы машиностроения, ориентированной на стройиндустрию. Для вывода строительной отрасли в число передовых, необходима модернизация промышленности строительных материалов и изделий на технологическом оборудовании, произведённом российскими машиностроительными предприятиями.

– Здесь мы упираемся ещё и в вопросы техрегулирования. Часто можно услышать жалобы, что с этим у нас тоже беда. Как Вы оцениваете ситуацию?

– Действительно, обеспечение новых технологических процессов нормативной технической документацией и НИОКР это сложный процесс, финансирование на эти цели государством выделяется в очень малом объёме, что не позволяет запускать новые технологические процессы. Негативно сказывается и наличие двух министерств, курирующих отрасль. Одно министерство курирует производство стройматериалов, а другое организует их применение, но не всегда этот процесс скоординирован. А вот внедрение прогрессивных технологий в строительстве, в виде «Заводского домостроения» провалилось между ними. В результате мы имеем отсталые технологии на строительных площадках, низкую производительность труда и высокую стоимость жилья.

– И что в итоге? Надеяться на невидимую руку рынка или отечественных чиновников?

– Эффективность работы строительного комплекса России зависит от многих факторов, часто взаимосвязанных и взаимозависимых, поэтому все мероприятия по его развитию должны иметь комплексный характер. Преодолеть отсталость базовой отрасли в строительном комплексе – промышленности строительных материалов и изделий без участия государства не удастся.

ОТ РЕДАКЦИИ. Нам остаётся только дождаться на нашей дискуссионной площадке Ваших откликов на это интервью, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Источник

Оцените статью
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector