130406 шахтное и подземное строительство

130406 Шахтное и подземное строительство. Государственный образовательный стандарт

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Председателя Госкомвуза России _______________ В.Д.Шадриков » 28 » июля 1995 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 090400 — Шахтное и подземное строительство Вводится в действие с даты утверждения Москва — 2 — 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 090400 — ШАХТНОЕ И ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного ко- митета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N 180. 1.2. Квалификация выпускника — горный инженер, нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности вы- пускника. 1.3.1. Место специальности в горном деле. Шахтное и подземное строительство — область горной науки и производства, которая включает совокупность методов, способов и средств человеческой деятельности по проектированию, строитель- ству и реконструкции горнодобывающих предприятий и подземных сооружений различного функционального назначения с целью рацио- нального освоения и использования ресурсов недр Земли. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности горного инженера по специальности 090400 — Шахтное и подземное строительство являют- ся угольные шахты, рудники, заводы, транспортные и гидротехниче- ские тоннели, подземные ГЭС и АЭС, метрополитены, городские ин- женерные сооружения и другие подземные объекты различного назна- чения. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Горный инженер по специальности 090400 — Шахтное и подзем- ное строительство может выполнять следующие виды профессиональ- ной деятельности: — производственно-технологическая; — организационно-управленческая; — проектно-конструкторская; — научно-исследовательская. — 3 — 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 090400 — ШАХТНОЕ И ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 2.1. Общие требования к образованности горного инженера по специальности 090400 — Шахтное и подземное строительство. Горный инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и со- циально-экономических наук, способен научно анализировать соци- ально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной дея- тельности; — знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-науч- ное содержание, возникающих при выполнении профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реали- зацию в полном объеме через 10 лет); — имеет научное представление о здоровом образе жизни, вла- деет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, спо- собен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; — умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирова- ния) информации, применяемыми в сфере его профессиональной дея- тельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и прин- ципами управления с учетом технических, финансовых и человечес- ких факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся социаль- — 4 — ной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих воз- можностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной сис- теме знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфе- ре на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуще- ствлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, связан- ные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполни- телей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности; — методически и психологически готов к изменению вида и ха- рактера своей профессиональной деятельности, работе над междис- циплинарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эконо- мическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям горного инженера по специ- альности 090400 — Шахтное и подземное строительство соответст- вуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному миниму- му содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественно- научным дисциплинам. Горный инженер по специальности 090400 — Шахтное и подзем- ное строительство должен: в области математики и информатики: иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общности — 5 — ее понятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, анали- тической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексно- го переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в ес- тествознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и проведе- ния необходимых расчетов в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения коли- чественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценки пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки эксперименталь- ных данных; — аналитического и численного решения алгебраических урав- нений; — исследования, аналитического и численного решения обыкно- венных дифференциальных уравнений; — аналитического и численного решения основных уравнений математической физики; — программирования и использования возможностей вычислитель- ной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной графики; в области физики, теоретической механики, химии и экологии: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавершен- ности естествознания и возможности его дальнейшего развития; — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядочен- ности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в природе; — о вероятности как объективной характеристике природных — 6 — систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах ес- тествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакционной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения веществ; — об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их ис- пользования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точ- ки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека; знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, химических систем, реакционной способ- ности веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, механике, химии, экологии; — уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Горный инженер по специальности 090400 — Шахтное и подзем- ное строительство должен: — 7 — иметь представление: — о месте и роли горного дела в развитии науки, техники и производства, принципах комплексного освоения ресурсов недр Земли; — о месторождениях полезных ископаемых и строительных мате- риалов, их геологии и основных характеристиках; — об основах проектирования объектов горного производства как технологических систем; — о теории процессов горного производства; — об общих свойствах физических систем в состоянии термоди- намического равновесия; — о законах механики сплошных сред (горных пород, грунтов); — о научных и организационных основах мер ликвидации послед- ствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычай- ных ситуаций; знать и уметь использовать: — принципы графического представления пространственных об- разов, систему проектно-конструкторской документации, правила построения технических схем и чертежей; — методы статического, кинематического и динамического рас- чета механизмов и машин; — методы определения внутренних напряжений в деталях машин и элементах конструкций, расчета на прочность и жесткость; — общие законы статики и кинематики жидкостей и их взаимо- действия с твердыми телами и оконтуривающими поверхностями, принцип действия и методы расчета гидравлических машин и обору- дования; — основные законы термодинамики и теплопередачи; — законы и методы исследования напряженно-деформированного состояния горных пород и грунтов; — физико-химические и физико-механические свойства горных пород и грунтов, методы оценки их изменений под воздействием внешних факторов; — характеристики конструкционных и строительных материалов, применяемых в горном производстве, способы получения заданных свойств, технологические процессы обработки; — методы расчета электрических цепей, электрических машин и оборудования; — основные законы генерации, передачи и трансформации элек- — 8 — трической энергии; — законы структурообразования механизмов и машин, конструи- рования и расчета деталей, узлов и машин; — принципы проектирования, производства и эксплуатации гор- ных машин и оборудования; — способы и методы ведения горных работ, определения их ос- новных параметров; — способы и методы обогащения и комплексной переработки ми- нерального сырья; — способы и средства геологического изучения объектов гор- ного производства; — методы и средства пространственно-геометрических измере- ний на земной поверхности и внутри горных объектов; — методы качественного и количественного анализа особо опас- ных, опасных и вредных антропогенных факторов; иметь навыки: — чтения и разработки технических чертежей; — определения свойств конструкционных и строительных мате- риалов, горных пород и грунтов; — расчета технических и эксплуатационных параметров горных машин и оборудования; — прочностного расчета элементов строительных конструкций и деталей машин; — сбора и обработки результатов хронометражных данных функ- ционирования объектов горного производства; — работы с геодезическими приборами. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Горный инженер по специальности 090400 — Шахтное и подзем- ное строительство должен: иметь представление: — о современном состоянии горного производства и путях его развития на ближайшую перспективу; — об основных научно-технических проблемах строительного дела и производства строительных материалов; — о структуре и взаимосвязи комплексов подземных горных вы- работок и их функциональном назначении; знать: — физико-механические свойства породных массивов и их струк- турно-механические особенности; — 9 — — механические процессы в массивах горных пород, возникающие в результате нарушения их естественного напряженно-деформирован- ного состояния при ведении горно-строительных работ; — закономерности поведения породных обнажений и незакреп- ленных горных выработок, формирования нагрузки на подземные кон- струкции под действием горного давления; — процессы взаимодействия массива горных пород с различными видами подземных инженерных конструкций; конструктивные особен- ности подземных сооружений и методы их расчета; нормативные до- кументы, регламентирующие проектирование и расчеты инженерных конструкций подземных сооружений; — общие закономерности формирования свойств строительных материалов, номенклатуру строительных материалов в подземном строительстве и принципы их подбора; — общие принципы и виды проектирования, состав и содержание проектной документации, методы инженерного проектирования и оп- тимизации, системы автоматизированного проектирования; — принципы и методику назначения объемно-планировочных ре- шений промышленных зданий и сооружений, типизации и унификации конструкций; основы расчета эффективных конструкций горнотехни- ческих зданий и сооружений; методы проектирования, технологию возведения горнотехнических зданий и сооружений, их монтажа; — основы вентиляции горных выработок, шахтной аэродинамики, газовой динамики, пылевой динамики; — научные и инженерные основы охраны труда, предупреждения производственного травматизма, профессиональных заболеваний, ава- рий, пожаров и взрывов на строящихся предприятиях и подземных сооружениях; уметь: — проектировать форму, размеры поперечного сечения вырабо- ток и технологию их проведения; определять нагрузки на конструк- ции подземных сооружений; выбирать способы и средства обеспече- ния нормального эксплуатационного состояния подземных сооружений; — рассчитывать элементы конструкций подземных сооружений; — выбирать материал для инженерных конструкций в зависимости от конкретных условий ее работы; управлять свойствами материалов в процессе их приготовления; контролировать качество производи- мых материалов и изделий с целью доведения их до уровня требова- ний, предъявляемых соответствующими ГОСТами; — 10 — — выбирать способ и схему вентиляции горных выработок и подземных сооружений в процессе их строительства; — производить эксплуатационные расчеты горнопроходческих машин и комплексов, обосновывать их выбор для заданных горно- геологических условий и объемов горно-строительных работ; — определять степень загрязнения шахтных вод, почвы и воз- духа твердыми, жидкими и газообразными отходами в процессе строительства подземного объекта и разрабатывать мероприятия по предотвращению загрязнения компонентов биосферы и утилизации от- ходов; — разрабатывать отдельные части проектов (рабочих проектов), строительства и реконструкции подземных сооружений и горных пред- приятий, разрабатывать рабочую документацию (рабочие чертежи, спецификации, ведомости расхода материалов и объемов работ и т.п.), проектировать организацию строительства горнотехнических зданий и сооружений; — решать формализованные задачи горно-строительного произ- водства с помощью современных методов и вычислительных средств; — разрабатывать и доводить до исполнителей наряды и задания на выполнение строительно-монтажных работ; осуществлять контроль и обеспечивать правильность выполнения производственных заданий по ведению работ исполнителями; оперативно и правильно устранять нарушения в ходе производственных процессов; — анализировать и оценивать действия подчиненных, контроли- ровать состояние морально-психологического климата в коллективе, поддерживать необходимый уровень дисциплины, предотвращать нару- шения и конфликты в трудовом коллективе; — вести первичный учет выполняемых работ, анализировать оперативные и текущие показатели производства, обосновывать пред- ложения по совершенствованию организации управления; владеть: — горной и строительной терминологией; — навыками работы на ЭВМ; — основными нормативными документами (СНиПы, ГОСТы); — метрологическими правилами, нормами, нормативно-техничес- кими документами по стандартизации и управлению качеством строи- тельства. Дополнительные требования к специальной подготовке горного инженера по специальности 090400 — Шахтное и подземное строи- тельство устанавливаются высшим учебным заведением с учетом осо- бенностей его специализации. — 11 — 3. МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 090400 — ШАХТНОЕ И ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО _________________________________________________________________ Индекс Наименование дисциплин и их основные Всего разделы часов _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 1800 Перечень дисциплин и их основное содержание соответствует Требованиям (федеральный ком- понент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально- экономические дисциплины», утвержденным Го- сударственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 г. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины 1930 ЕН.01 Математика: 600 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображе- ния, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, много- мерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное ис- числения, элементы теории функций и функцио- — 12 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ нального анализа, теория функций комплексно- го переменного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная тео- рия вероятностей, математические основы тео- рии вероятностей, модели случайных процес- сов, проверка гипотез, принцип максимального подобия, статистические методы обработки экспериментальных данных. ЕН.02 Информатика: 200 понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накоп- ления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислитель- ных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программирования; компьютерная графика. ЕН.03 Физика: 500 физические основы механики: понятие состоя- ния в классической механике, уравнения дви- жения, законы сохранения, основы релятивист- ской механики, принцип относительности в ме- ханике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравне- ния Максвелла в интегральной и дифференциаль- ной форме, материальные уравнения, квазиста- ционарные токи, принцип относительности в электродинамике; — 13 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ физика колебаний и волн: гармонический и ан- гармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волно- вых процессов, нормальные моды, интерферен- ция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуа- лизм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических ве- личин, энергетический спектр атомов и моле- кул, природа химической связи; статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функ- ции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термоди- намики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, системы заряженных час- тиц, конденсированное состояние. EН.04 Теоретическая механика: 200 плоская и пространственная система сил; ус- ловия равновесия; трение; кинематика точки и твердого тела; сложное движение точки и твердого тела; геометрия масс; общие теоремы динамики точки и системы; основные принципы механики; колебания систем; теория удара. ЕН.05 Химия: 140 химические системы: растворы, дисперсные сис- темы, электро-химические системы, катализа- торы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энерге- тика химических процессов, химическое и фа- — 14 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ зовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и пе- риодическая система элементов, кислотно-ос- новные и окислительно-восстановительные свой- ства веществ, химическая связь, комплементар- ность; химическая идентификация: качественный и ко- личественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ. ЕН.06 Экология: 70 биосфера и человек: структура биосферы; взаи- моотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окру- жающей среды; экологические принципы рацио- нального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природополь- зования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональ- ная ответственность; международное сотрудни- чество в области окружающей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- навливаемые вузом (факультетом) 220 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 2160 ОПД.01 Начертательная геометрия и графика: 200 метод проектирования; комплексный чертеж; позиционные задачи; метрические свойства прямоугольных проекций; способы преобразова- ния проекций; многогранники; образование по — 15 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ верхностей; пересечение фигур; аксонометри- ческие проекции; проекции с числовыми отмет- ками; построение технических форм; нанесе- ние размеров; эскизы и рабочие чертежи; сис- тема конструкторской документации. ОПД.02 Прикладная механика. Сопротивление мате- 180 риалов: кинематика и структура механизмов; кинемати- ческий и силовой анализ; расчет на прочность элементов механизмов; растяжение и сжатие бруса; механические свойства материалов при деформации; расчеты на прочность при растя- жении и сжатии; напряженное и деформирован- ное состояние; гипотезы прочности и пластич- ности; сдвиг; кручение; геометрические ха- рактеристики плоских сечений; изгиб прямых брусьев; определение перемещений при изгибе; статически неопределимые балки; сложное соп- ротивление; устойчивость стержней; динамиче- ские нагрузки и напряжения. ОПД.03 Гидромеханика: 170 основы гидростатики; общие уравнения гидро- динамики; уравнения движения жидкости; урав- нение вихревого движения несжимаемой жид- кости; элементы подобия гидродинамических процессов; теория гидродинамических сопро- тивлений; реология, потоки вязких жидкостей; основы диффузионного массопереноса; основы теории фильтрации. ОПД.04 Термодинамика: 120 основные законы термодинамики; равновесие и — 16 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ фазовые переходы в термодинамических систе- мах; химическая термодинамика; тепловые свой- ства веществ; тепло- и массоперенос; тепло земных недр; теплообмен в горных выработках; промерзание связных пород; замораживание при строительстве; подземная выплавка серы; под- земная газификация твердого топлива; терми- ческое и термодинамическое разрушение пород; процессы сушки горной массы; термодинамичес- кие процессы при агломерации и окомковании полезных ископаемых. ОПД.05 Геомеханика: 200 деформирование и разрушение горных пород; деформационные и прочностные свойства; рео- логические свойства; деформирование и разру- шение пород при объемном нагружении; механи- ческие свойства грунтов; природные и техно- генные структурно-механические особенности массива горных пород; деформируемость и проч- ность массивов; особенности механического состояния грунтовых массивов; начальное нап- ряженное состояние породных и грунтовых мас- сивов; геомеханические процессы вокруг выра- боток и подземных сооружений; геомеханичес- кие процессы под влиянием горных работ; моде- лирование геомеханических процессов; контроль механического состояния породного массива. ОПД.06 Материаловедение: 100 строение материалов; горные породы; металлы и сплавы; неметаллические материалы; компо- зиционные материалы; дисперсные материалы; — 17 — ________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ жидкие материалы; газообразные материалы; лесные материалы. ОПД.07 Электротехника и электроника: 150 электрические и магнитные цепи; электричес- кие цепи постоянного тока; цепи однофазного синусоидального тока; трехфазные цепи; элек- трические измерения и приборы; трансформа- торы; асинхронные машины; синхронные машины; машины постоянного тока; элементная база электронных устройств; электронные устройст- ва; импульсная и цифровая техника; электро- снабжение потребителей; электропривод машин и механизмов. ОПД.08 Машины и механизмы: 140 классификация; основные характеристики и принципы действия; основы геометрического и прочностного расчета; типы машин и механизмов в горном производстве. ОПД.09 Основы горного дела: 200 классификация объектов освоения месторожде- ния полезных ископаемых; элементы горно- шахтного комплекса, комплексы подземных и открытых горных выработок; основы разрушения горных пород; способы строительства горно- технических объектов; технология разработки месторождений полезных ископаемых подземным способом; технология разработки месторожде- ний полезных ископаемых открытым способом; основы обогащения и переработки полезных ис- копаемых. — 18 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ОПД.10 Геология: 200 происхождение и история развития Земли; строение земной коры; химический и минераль- ный состав земной коры; петрографический состав земной коры; возраст горных пород; геологические процессы; экзогенные процессы; техногенные изменения геологической среды; полезные ископаемые и их месторождения; раз- ведка месторождений; основы инженерной гео- логии; гидрогеология. ОПД.11 Геодезия и маркшейдерия: 160 определение положения точки на земной поверх- ности и ориентирование линий; угловые и ли- нейные измерения; погрешности измерений; геодезические сети и съемка; теодолитная съемка; геометрическое нивелирование; топо- графические съемки; топографические задачи, решаемые по топографическому плану; геодези- ческие работы при строительстве сооружений и горных предприятий; маркшейдерская графиче- ская документация; геометрия недр; маркшей- дерское обеспечение рационального использо- вания недр; маркшейдерские съемки; маркшей- дерские работы при строительстве и проведе- нии горно-капитальных выработок; сдвижение горных пород под влиянием пород и наблюдения за устойчивостью бортов и отвалов. ОПД.12 Безопасность жизнедеятельности: 150 организационно-правовые, социально-экономи- ческие, медико-биологические и гигиенические основы безопасности жизнедеятельности; вред- ные факторы производственной среды; опасные — 19 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ факторы производственной среды; методы и средства создания здоровых и безопасных ус- ловий труда; методы и средства обеспечения устойчивости и функционирования технических систем. ОПД.13 Горное право: 30 органы государственного управления горной промышленностью; аспекты государственного управления, их виды; трудовое право; юриди- ческая ответственность за правонарушения; понятие ответственности и виды правонаруше- ний; понятие уголовного преступления; меры наказания за уголовные преступления и поря- док их применения; хозяйственные преступле- ния; должностные преступления. ОПД.14 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- навливаемые вузом (факультетом) 160 СД.00 Специальные дисциплины 1920 СД.01 Шахтное и подземное строительство: 440 горнопроходческие работы при строительстве вертикальных выработок; буровзрывная техно- логия строительства стволов; строительство стволов стволопроходческими комбайнами и комплексами; горнопроходческие работы при проведении горизонтальных выработок комбай- нами и тоннелепроходческими машинами; горно- проходческие работы при проведении наклонных выработок; специальные способы строительства: с приме- нением ограждающих крепей, водопонижения, — 20 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ искусственного замораживания горных пород, тампонирования; проведение горных выработок в сложных геомеханических условиях; проектирование строительства подземных со- оружений: методы проектирования; проектиро- вание, организация и производство работ при строительстве подземных сооружений; экономическая оценка технологии подземного строительства. СД.02 Строительное дело: 430 правила привязки конструктивных элементов промышленных зданий и сооружений, порядок определения нагрузок на здания и сооружения; проектирование грузонесущих конструкций в зависимости от их материалов на основании указаний нормативных документов; классифика- ция горнотехнических зданий и сооружений, основные положения по компоновке генеральных планов, основные особенности их построения; основные положения поточной организации строительства зданий и сооружений, содержа- ние работ подготовительного периода; виды работ, их организация; технология видов ра- бот на применение горнопроходческих зданий и сооружений; проектирование видов работ и технологических карт строительства. СД.03 Механизация горно-строительных работ: 60 классификация машин и оборудования для горно- строительных работ; грузоподъемные машины и механизмы; отделочные машины и ручной меха- низированный инструмент; буровое оборудова- ние, средства механизации для заряжания шпу- — 21 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ ров и скважин; погрузочное, транспортное и транспортно-погрузочное оборудование для проходки горизонтальных, наклонных и верти- кальных выработок; оборудование для возведе- ния крепей подземных сооружений, проходческие комбайны для строительства подготовительных выработок и стволов; стационарные машины и механизмы, основы их эксплуатации; техничес- кое обслуживание и перспективы совершенство- вания средств механизации горно-строительных работ. СД.04 Механика подземных сооружений: 70 взаимодействие массивов горных пород с под- земными сооружениями; устойчивость породных обнажений; взаимодействие в системе «крепь- массив»; формирование нагрузки на конструк- ции подземных сооружений; конструкции крепей горных выработок и обделок подземных сооруже- ний различного назначения; расчет крепей и обделок; основные положения методов и мето- дик расчета, нормативные положения по проек- тированию и расчету конструкций подземных сооружений; особенности расчета искусствен- ных породных конструкций; выбор оптимальных параметров конструкций крепей и обделок. СД.05 Проектирование горнотехнических зданий и сооружений: 70 классификация горнотехнических зданий и сооружений (ГТЗиС), генеральные планы гор- ных и подземных предприятий, инженерное обо- рудование площадок, принципы проектирования и расчета основных типов ГТЗиС на базе нор- — 22 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ мативных документов; особенности проектиро- вания ГТЗиС на вечномерзлых, просадочных, макропористых грунтах и в сейсмически опас- ных зонах; специфика проектирования ГТЗиС с учетом экологических особенностей горных и подземных предприятий; проектирование и кон- струирование копров, бункеров, эстакад, га- лерей, зданий и сооружений энергетического и транспортного назначения, административно- бытовых объектов, очистных сооружений и др.; элементы расчетов ГТЗиС на статические и ди- намические нагрузки. СД.06 Экономика и менеджмент в шахтном и подземном строительстве: 80 отличительные особенности экономики строи- тельной отрасли в рамках рыночных отношений; экономическое обоснование размещения и строи- тельства подземных объектов; методики расче- та целесообразности строительства подземных объектов; особенности ценообразования на строительную продукцию в различных типах рын- ков; анализ организационно-финансовой дея- тельности строительных организаций; основные моменты в динамике показателей деятельности строительных организаций; методы оценки уров- ня деятельности; основные пути совершенство- вания управления строительной организацией. СД.07 Горное дело и окружающая среда: 50 воздействие антропогенных факторов горного производства на подсистемы биосферы; сопря- женные системы природопользования; урбаниза- ция и освоение подземного пространства, их — 23 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ влияние на природу; основы рационального природопользования; методы оценки ущерба и воздействия горного производства на окружаю- щую среду; охрана недр и земной поверхности при строительстве и эксплуатации подземных сооружений; охрана атмосферного воздуха и водной среды. СД.08 Технология и безопасность взрывных работ: 110 основные понятия; классификация и общая ха- рактеристика способов бурения взрывных шпу- ров и скважин; основы теории взрыва; класси- фикация и общая характеристика промышленных взрывчатых веществ (ВВ); основные компоненты промышленных ВВ; методы оценки эффективности и качества ВВ; средства и способы иницииро- вания зарядов ВВ; технология огневого, элек- троогневого и электрического взрывания; сущ- ность короткозамедленного взрывания; требо- вания к качеству взрыва; классификация мас- сивов горных пород по взрываемости; общие принципы расчета шпуровых, скважинных и ка- мерных зарядов ВВ; схемы и средства механи- зации взрывных работ; безопасность работ при перевозке и хранении взрывчатых материалов; безопасность взрывных работ; техническая до- кументация и ответственность при производст- ве промышленных взрывных работ. СД.09 Безопасность ведения горных работ и горно- спасательное дело: 100 основные законодательные акты и их действие в части обеспечения безопасности горного производства; общие требования безопасности — 24 — _________________________________________________________________ 1 2 3 _________________________________________________________________ к строящимся подземным и наземным объектам; безопасность при строительстве подземных сооружений в обычных, сложных горно-геологи- ческих условиях; предупреждение и ликвидация аварий при строительстве подземных сооруже- ний, основные положения горно-спасательного дела; виды ответственности за нарушение тре- бований безопасности; анализ и прогнозирова- ние безопасности при строительстве горных выработок и тоннелей; методы прогнозирования безопасных условий труда; социально-экономи- ческие вопросы безопасности горного произ- водства. СД.10 Аэрология подземных сооружений: 60 состав атмосферы горных выработок, его изме- нение; допустимые уровни концентрации; ос- новные законы движения воздуха в горных вы- работках; виды сопротивлений, их физическая сущность и методы расчета; газодинамические процессы в горных выработках, их основные характеристики; способы, схемы и порядок расчета вентиляции при строительстве стволов, камер и тоннелей различного назначения; сред- ства и способы контроля параметров атмосферы горных выработок. СД.11 Дисциплины специализаций 450 Ф.00 Факультативы 450 Ф.01 Военная подготовка 450 Всего часов теоретического обучения: 8260 Практика, текущая и государственная итоговая квалификационная аттестация составляет не более 33 недель. — 25 — Срок реализации образовательной программы при очной форме обучения составляет 256 недель, из которых 153 недель теоретиче- ского обучения, не менее 37 недель каникул, включая 4 недели последипломного отпуска. Примечания: 1. При разработке профессиональной образовательной програм- мы подготовки инженера вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, — в пределах 10% без превышения максимального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении минималь- ного содержания, указанных в настоящей программе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и соци- ально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных кур- сов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практи- ческих занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, также и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдель- ных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, мате- матических и общих естественных дисциплин (графа 2) в соответст- вии с профилем цикла специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные прак- тические занятия по физической культуре и факультативным дисцип- линам. — 26 — 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным пла- ном вуза, но не являются обязательным для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учеб- ной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводи- мых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается Учебно-методиче- ским объединением вузов Российской Федерации по горному образо- ванию, наименование дисциплин специализаций и их объем устанав- ливается высшим учебным заведением. Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по горному образованию Л.А.Пучков Б.А.Картозия М.Н.Шуплик Главное управление образовательно-профессиональных программ и технологий Ю.Г.Татур Н.С.Гудилин

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector