22 управление оборонительного строительства московской зоны обороны

gistory

gistory

История с Географией

70 лет тому назад, 26 марта 1942 года, было принято постановление №1501сс » О строительстве новых и восстановлении оборонительных рубежей». Хотя немецкие войска были отброшены от Москвы, в ходе зимнего контрнаступления, линия фронта находилась совсем недалеко — каких-нибудь 200 км. Потому, подмосковные рубежи обороны продолжали совершенствоваться и реконструироваться.
Под катом находится схема развития рубежей Московской Зоны Обороны (МЗО), которая в 1942 году охватывала собой несколько прилегающих областей. Схема «разрезана» на отдельные кусочки, к некоторым из которых даны пояснения. Они могут оказаться интересны как московским дачникам, так и жителям близлежащих областей, многие из которых даже не представляют, что в 1941-1942 годах у них были построены рубежи обороны, готовые встретить врага.
Объем выполненных работ (в кратчайшие сроки, в тяжелых зимних условиях) поражает.

Московская Зона Обороны (МЗО) была создана 2 декабря 1941 г. на базе управления и войск обороны Москвы в составе 24-й и 60-й армий и частей ПВО. Как мы видим, эта дата практически совпадает с началом контрнаступления под Москвой. Однако, как признавался позже и сам Жуков, первоначально столь широкого контрнаступления не предусматривалось, необходимо было ликвидировать прорывы немецких войск. Но дальше — больше. Удалось не только ликвидировать прорывы, но и развить наступление, пусть и не всегда удачно.

Строительство рубежей непосредственно на подступах к Москве и в самом городе активизировалось осенью 1941 года. До октября 1941 года основные силы были брошены на строительство Ржевско-Вяземского рубежа и Можайской линии обороны. 9 октября 1941 года Генеральный штаб отдал директиву командующему Московским военным округом о срочном строительстве оборонительных рубежей в глубоком тылу восточнее Москвы. И хотя 14 октября эта директива Генерального штаба была отменена, строительство тыловых рубежей продолжилось в ноябре-декабре 1941 года, а на некоторых участках работы продолжались и в январе — необходимо было закончить начатое.

Оборонительный рубеж вокруг Москвы, вне ее тогдашней территории, и рядом с нынешней МКАД был практически построен осенью 1941 года и уже с октября заполнен войсками, которые не трогали до конца декабря 1941 года. Только после этого, они были использованы как свежие резервы для развития контрнаступления.

Однако, весной-летом 1942 года строительство развернулось с новой силой, а уже построенные рубежи поддерживались в боеготовом состоянии (что также было очень непросто). Часть рубежей было построено заново, часть перестроено. Например, значительной перестройке подвергся Можайский Укрепленный район. Некоторые из тех ДОТов, что мы сейчас видим на Бородинском поле, скорее всего не принимало участия в октябрьских боях 1941 года, а была построена позже, зимой и весной 1942 года.

О невоевавших рубежах мало что известно. Поисковикам они не интересны, поскольку там не было боевых действий, краеведы тоже не всегда интересуются событиями 1941-1942 года, тем более, что уже во время войны сооружения были разобраны для нужд народного хозяйства, а многие из них находились в труднодоступных местах. О когда то существовавших рубежах напоминают оплывшие противотанковые рвы, ямы для ДЗОТов и землянок. Иногда попадаются бетонные противоосколочные колпаки (ЖБОТ), по которым можно проследить прохождение оборонительного рубежа.

Московская зона обороны была упразднена в соответствии с приказом НКО СССР от 15 октября 1943 г.

Предлагаемая карта, является копией, которая была изготовлена в августе 1942 года и которая отражает развитие оборонительных рубежей МЗО. Было бы преувеличением говорить, что это неизвестная страница Великой Отечественной Войны, скорее это то, о чем не любили вспоминать последние 30-40 лет.


Общая карта, которая показывает расположение рубежей и укрепленных районов.

Москва: Московский оборонительный рубеж.

Этот рубеж был готов к декабрю 1941 года. Его остатки до сих пор можно встретить в Московских парках, возле МКАД и на Пироговском водохранилище. Вдоль рубежа был устроен противотанковый ров и установлены многочисленные пулеметные ДОТы с установками НПС-3.
На юге он опирается на Москву реку, где стыкуется с Коломенским рубежом, который проходит по восточному берегу Москва-реки. На севере, к нему примыкает Дмитровский рубеж. С восточной стороны кольцо замыкает проектируемый рубеж, следов, постройки которого пока обнаружить не удалось.
Обращу ваше внимание, что эти рубежи находились за границами Москвы, внутри (фактически по границам) существовал свой рубеж, за которым были еще рубежи и баррикады. Карту Московского Укрепленного района можно посмотреть на сайте «Старые карты Москвы», куда она была добавлена по моей просьбе. А посмотреть на расположение баррикад и их фотографии можно тут.

Одинцово-Подольский оборонительный рубеж


Крупнее

Рубеж (так же известен как Хлебниковский) был построен еще до декабря, но практически не принимал участия в боевых действиях. Немецкие войска чуть чуть не дошли до него. Они касались его в районе Дедовска, но были быстро отброшены. Сам по себе это довольно интересный рубеж, который был оборудован, в том числе электрическими заграждениями. Следы этого рубежа попадаются в виде противотанковых рвов (один из включен в планировку коттеджного поселка) и бетонных пулеметных колпаков. Более серьезных сооружений (ДОТов) обнаружить не удалось. те, что есть (например в Новоивановском) относятся к Московскому оборонительному рубежу. Также из рубежа выделяют Одинцовский Укрепленный Район № 157 156 . Поиском и учетом фортификационных сооружений на территории Одинцовского района занимается отряд «Китежъ»

Дмитровский Укрепленный Район №64


Крупнее

Дмитровский УР смыкается с Московским оборонительным рубежом в районе Тарасовки и вдоль Учинского водохранилища уходит на север вдоль канала Москва-Волга, до Дубны. Этот рубеж был неплохо укреплен к зиме 1941 года, вдоль восточной стороны канала имелись многочисленные ДЗОТы. Сам берег канала патрулировали «зеленые фуражки», которые фильтровали отступающих, чтобы не допустить проникновения в тыл диверсионных групп.
Правда, в районе Яхромы, как минимум, одной группе удалось пройти и захватить мост через канал. Это в итоге привело к драматическому бою за Перемиловские высоты. К счастью, рядом (на станции Хотьково) находились крупные войсковые резервы, которые и отбросили немцев за канал, а после погнали дальше.
С моей точки зрения, прорыв в районе Яхромы и Перемилова был намного опаснее, чем мнимые дальнобойные орудия в Красной Поляне. Проткнув в Перемилово рубеж обороны, немецкие войска могли бы без помех перерезать железную дорогу на Ярославль, а после и Горьковское направление, что поставило МЗО в крайне сложное положение. Но это все из области альтернативной истории.
Обратим внимание на два запроектированных УРа в районе станции Крюково и Красной поляны. Смысл их при новом строительстве не очень ясен. В ноябре 1941 примерно в этих местах были созданы оборонительные рубежи, которые и сыграли свою роль.

Коломенский укрепленный район УР №65


Крупнее

Коломенский УР примыкает к Московскому оборонительному рубежу в районе Капотни и идет вдоль Москва реки на юг к Коломне. Рубеж не очень известный и практически неизученный. Существуют кальки, накладки на карты, на которых отмечены положения противотанковых рвов и огневых точек. Железобетонные колпаки для этой линии изготавливались на ЖБИ в Лыткарино, там же изготавливались и сборные железобетонные ДОТы, которые можно встретить в Москве. Хотя после 1943 года поступила команда на их разборку, возможно их остатки еще реально встретить на этом оборонительном рубеже.
Для поиска можно воспользоваться схемами этого УРа
Изучение спутниковых снимков показало, что вдоль Москва-реки еще сохранились следу противотанковых рвов, хотя их было немного — поскольку главным препятствием являлась река. В Коломне к УР №65 примыкали Рязанский оборонительный рубеж и Промежуточный оборонительный рубеж.

Рязанский оборонительный рубеж


Крупнее

Начал строиться осень 1941 года, поскольку существовала реальная угроза захвата Рязани. Судя по карте, его готовность составляла 60 — 70%. Местным краеведам не удалось пока найти никаких значительных бетонных сооружений. Существуют остатки противотанковых рвов, ДЗОТов, землянок. Вероятно, еще во время войны или в первые годы после, рубежи проходящие по полям были распаханы. Однако при внимательном изучении спутниковых снимков, некоторые следы все же можно обнаружить. Для создания рубежей использовали реки, заболоченные участки, которые дополнительно усложняли рвами, одновременно делая их более удобными для обороны (фланкирования).
При изучении спутниковых снимков попалась вот такая структура «канав», которая очень напоминает противотанковых ров. Центральная часть напоминает аналогичные переломы в районе рубежа на Ленинградском шоссе.

Михайловский оборонительный рубеж


Крупнее

К Рязанскому рубежу примыкает Михайловский оборонительный рубеж. Пока у меня нет по нему никакой дополнительной информации. На карте он отмечен, как предполагаемый.

Тульский оборонительный обвод


Крупнее

Отмечен как восстанавливаемый.

Ряжский оборонительный рубеж


Крупнее

Сталиногорский Укрепленный район (УР) № 161


Крупнее

Эта линия, которая включает в себя Сталиногорский, Тульский, Ханинский УРы активно строились как тыловые рубежи на случай неудачного развития событий на Курской Дуге. В некоторых местах еще можно найти рвы и возможно остались бетонные сооружения.

Тульский укрепленный район (УР) № 160


Крупнее

По этому рубежу есть более подробная схема, по которой можно поискать противотанковые рвы и сооружения (хотя они едва ли сохранились).

Ханинский Укрепленный район (УР) № 119


Крупнее

Калужский укрепленный район (УР) № 153


Крупнее

Окский отсечной рубеж
Крупнее

Между Калужским УРом и Тульским обводом. По Оке. В некоторых местах на Оке попадаются пулеметные колпаки. Наличие рвов пока не исследовалось.

Малоярославецкий Укрепленный Район № 154


Крупнее

Строился еще летом-осенью 1941 года (тогда он имел № 35), хотя из-за того, что не был в достаточной степени заполнен войсками (точнее практически не заполнен), и не смог сыграть должной роли. Наиболее известным узлом обороны является деревня Ильинское. В октябре 1941 именно там сражались курсанты из Подольска. Сейчас в Ильнском музей, один из ДОТов превращен в памятник. Впрочем, один из участков УРа был продан под частное строительство и новые хозяева полны решимости снести несколько ДОТов.

Можайский Укрепленный район № 152 (в 1941 году №36)


Крупнее

Пожалуй, наиболее известный подмосковный укрепленный район. Большинство широкоизвестных сооружений находятся на историческом бородинском поле. Менее известные, но не менее интересные находятся южнее у «автострады» Москва — Минск. В частности, там можно посмотреть ДОТ сержанта Харинцева, который в начале октября 1941 года подбил на этой дороге 6 немецких танков.
Сами укрепления предствляют собой смесь сохранившихся ДОТов постройки осени 1941 года и дополнений сделанных в ходе реконструкции 1942.
Составить представление о том, как выглядела линия в 1941 году можно посмотрев немецкую кинохронику.

Волоколамский Укрепленный район № 155 (в 1941 году №35)


Крупнее

Менее известный УР, полной карты сохранившихся сооружений пока нет, известно несколько ДОТов возле шоссе. Так, что у дачников живущих в районе Яропольца и Волоколамска, есть шанс стать «первооткрывателями» и изучить этот УР вооружившись GPS навигатором и фотоаппаратом.
Наиболее известным узлом обороны является уже упомянутый Ярополец. Здесь сражались Кремлевские курсанты.

Клинский Укрепленный район № 159


Крупнее

Прикрывал Москву с севера, вдоль Московского моря и проходил в районе Завидово, Конаково.
К сожалению из-за закрытого статуса этих территорий, неизвестно, что там сохранилось в настоящий момент. При желании можно разглядеть несколько рвов образующих предмостное укрепление, но не более того.

Промежуточный оборонительный рубеж

От Волоколамска до Коломны,

через Рузу и Дорохово

Крупнее


Крупнее

Серпухов и Коломну


Крупнее

Калязинский оборонительный рубеж

Крупнее

Строился еще зимой 1941 года, от нынешней Дубны и далее по Волге до Рыбинского водохранилища. Возле станции Волга (на водохранилище) до сих пор сохранилась система противотанковых рвов, которые прикрывали железнодорожный мост.
Остатки сооружений и бетонные колпаки встречаются на всем протяжении рубежа, например в городе Мышкин. В Дубне, несколько пулеметных колпаков очищены от мусора и превращены в памятники местными энтузиастами.

Тыловой оборонительный рубеж

К Калязинскому рубежу, чуть южнее города Углич, примыкал тыловой рубеж, который строился с осени 1941 года и был закончен зимой 1942 года. Дальнейшее его развитие было признано нецелесообразным, однако он находился на «запасном пути» до 1943 года. Он проходил по территории нескольких областей. Известно, что было активное строительство в Ярославской области, Ивановской, Владимирской и возможно Тамбовской областях.
Это общий вид тылового рубежа МВО (Московского Военного Округа) дальше я дам его отдельные части.


Крупнее

Тыловой рубеж в Ярославской области


Крупнее

Наиболее очевидный рубеж. Начинается примерно в районе села Маймеры (тут можно заметить чуть южнее Маймеры прерывистые линии с характерными изломами) и идет в сторону Ростова Великого, вдоль рек. В отдельных местах, на карте можно заметить прохождение противотанкового рва. По некоторым сообщениям, в лесах могли сохраниться ДОТы или остатки ДЗОТов. Места там достаточно глухие, иногда болотистые, местные жители (Углич) об оборонительной линии не слышали.

Тыловой рубеж в Ивановской области


Крупнее

Оказалось довольно непросто проследить прохождение рубежа по территории Ивановской области. На картах были найдены «канавы», которые по своей трассировке и местоположению могли являться рвом. Мне удалось найти немало «подозрительных» участков, однако я в них не очень уверен. Надо смотреть на местности или искать более подробную схему.
Это могут быть и канавы для осушения болот (добычи торфа). Впрочем, известно, что вокруг Иваново строился оборонительный обвод. Узлы обороны (или опорные пункты) строились и по направлению возможных прорывов танков.
Например, возле поселка Лежнево ясно читаются изломы ПТР. Было бы интересно посмотреть на него на местности.

Тыловой рубеж во Владимирской области


Крупнее

Через Суздаль и Владимир, по речкам рубеж уходил в направлении городов Гусь-Хрустальный и Гусь-Железный (Рязанская область).
Существует информация об активном строительстве рубежа и обвода вокруг Владимира, однако о существовании на местности следов ПТ рвов или остатков сооружений мне неизвестно. Впрочем, учитывая то, что он проходит по достаточно глухим местам — есть надежда, что получиться что то обнаружить.

Тыловой рубеж в Рязанской области


Крупнее

Здесь с реки Гусь, рубеж переходит на Оку.
А потому уходит на реку Цна в Тамбовскую область примерно до Моршанска


Крупнее

Этими рубежами оборонное строительство не исчерпывалось. Существовали рубежи севернее Москвы (от Рыбинского водохранилища, до Вологды и дальше), были они и восточнее — вокруг Ярославля, Мурома, Горького, Казани и вообще по всей Волге вплоть до Астрахани. Где то о них помнят и ставят строителям памятники, где даже не знают об их существовании.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • 21 век сарапул строительство
  • 20 микрорайон в мытищах строительство новых домов
  • 20 лет комитету по строительству
  • 17 квартал некрасовка начало строительства
  • 17 квартал капстройинвест окский берег ход строительства