270113 механизация и автоматизация строительства

270113 Механизация и автоматизация строительства. Государственный образовательный стандарт

їШ1.5 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ УТВЕРЖДАЮ Заместитель Председателя Госкомвуза России ____________ В.Д. Шадриков » 29″ июля 1994 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 291300 — Механизация и автоматизация строительства Вводится в действие с 1 сентября 1994 года Москва, 1994 год — 2 — Требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по специальности 291300 — Механизация и автоматизация строительства 1. Общая характеристика специальности 291300 — Механизация и автоматизация строительства. 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. N 180. 1.2. Квалификация выпускника — инженер. Нормативная дли- тельность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области техники. Механизация и автоматизация строительства — неотъемлемая часть строительства, которая обеспечивает эффективную реализа- цию комплексных задач, связанных с проектированием, возведени- ем, эксплуатацией и реконструкцией промышленных, гражданских жилых и других объектов. 1.3.2. Объекты профессиональной деятельности. Эксплуатация, монтаж (демонтаж), наладка машин, техноло- гических линий, механического и электрического оборудования и инструмента, систем автоматики и робототехники при строитель- стве и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций, инже- нерно-экологических систем, производстве строительных материа- лов, изделий и конструкций. Проектно-конструкторские работы в специализированных подразделениях отрасли и в смежных отраслях. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. В соответствии с фундаментальной и специальной подготов- кой специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: — 3 — — производственно-технологическая; — производственно-управленческая; — эксплуатационное обслуживание; — проектно-конструкторская; — экспериментально-исследовательская. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершив- ших обучение по программе инженера по специальности 291300 — Механизация и автоматизация строительства. 2.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать ме- тоды этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; — знает этические и правовые нормы, регулирующие отноше- ния человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проек- тов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнона- учное содержание и возникающих при выполнении профессиональ- ных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реа- лизацию в полном объеме через 10 лет); — имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) офор- мить результаты; — умеет на научной основе организовать свой труд, владе- ет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редак- тирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональ- — 4 — ной деятельности; — владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и чело- веческих факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся соци- альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя совре- менные информационные образовательные технологии; — понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкрет- ную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использо- вать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, свя- занные с реализацией профессиональных функций, умеет использо- вать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу испол- нителей, находить и принимать управленческие решения в услови- ях различных мнений, знает основы педагогической деятельности; — методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над меж- дисциплинарными проектами; 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-эко- номическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера соответствуют Требованиям (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по цик- лу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным Комитетом Российской Федерации по — 5 — высшему образованию 18 августа 1993 года. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественно- научным дисциплинам. Инженер должен: в области математики и информатики иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общно- ности ее понятий и представлений; — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, разработки и пере- дачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, ана- литической геометрии, линейной алгебры, теории функций комп- лексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и прово- дить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения ко- личественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической структу- ры и оценки пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки эксперимен- тальных данных; — аналитического и численного решения алгебраических уравнений; — исследования, аналитического и численного решения обы- кновенных дифференциальных уравнений; — аналитического и численного решения основных уравнений математической физики; — программирования и использования возможностей вычисли- тельной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной техники и графики; в области физики, теоретической механики,химии и экологии — 6 — иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволю- ции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавер- шенности строения объектов, переходах в неупорядоченное состо- яние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в при- роде; — о вероятности как объектной характеристики природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношении эмпирического и теоретического в познании; — о состояниях в природе и их изменениях во времени; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакцион- ной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения ве- ществ; — об особенностях биологической формы организации мате- рии, принципах воспроизводства и развития живых систем; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о целостности и гомеостазе живых систем; — о взаимодействии организма и среды, сообществе организ- мов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональ- ном природопользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделировании; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы челове- ка; — 7 — знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электри- чества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, ста- тистической физики и термодинамики, химических систем, реакци- онной способности веществ, химической идентификации, экологии; — методы теоретического и экспериментального исследования в физике, теоретической механике, химии, экологии; — оценку численных порядков величин, характерных для раз- личных разделов естествознания. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о тенденциях развития архитектуры и конструктивных ре- шений промышленных, гражданских и жилых зданий и комплексов; — об основах реконструкции и реставрации зданий; — об инженерных методах геодезических и геологических изысканий; — о происхождении грунтов и формировании их свойств; — о направлениях совершенствования технологии производ- ства строительных и машиностроительных материалов и изделий, перспективах использования композитных материалов; — о проблемах автоматизации проектирования, программном обеспечении для построения чертежей; — о водоснабжении и канализации, теплогазоснабжении и вентиляции зданий, объектов и населенных мест; — об основных направлениях электрификации в строительной индустрии и о ее эффективности; — о глобальных проблемах окружающей среды, экологических принципах рационального использования природных ресурсов; — о методах оценки особо опасных, опасных и вредных ант- ропогенных факторов; — о организационных и технических основах мер ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; знать и уметь использовать: — законы, методы и приемы технического черчения, начерта- тельной геометрии и машинной графики; — 8 — — основные понятия,законы, методы механики деформируемого твердого тела, механики жидкости и газа; — классы грунтов, их основные физико-механические свойс- тва и статистические характеристики; — основы машиностроительного и архитектурного проектиро- вания, современные типы конструкций; — основные виды геодезических работ при монтаже крупных машин, технологических линий и сооружений; — основные свойства строительных материалов, технологи- ческие методы изготовления из них элементов конструкций; — взаимосвязь состава, строения и свойств металлических материалов, способы их получения и обработки; — основные методы расчета систем электроснабжения и выбо- ра электрооборудования, методы и средства обеспечения электро- безопасности труда; иметь навыки: — чтения и построения строительных и машиностроительных чертежей, электрических схем, схем управления в системах авто- матики; — использования математических методов и вычислительной техники при расчете элементов конструкций машин; — применения приборов и оборудования для электрических измерений, определения напряженно-деформированного состояния конструкций, характеристики грунтов; — применения геодезических приборов при монтажных работах; — проведения стандартных испытаний конструкционных мате- риалов, выполнения элементарных операций обработки металлов; — использования методов расчета систем электроснабжения и выбора электрооборудования. 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о направлениях развития и основных научно-технических проблемах механизации и автоматизации строительства и смежных областей техники; — о системном анализе при решении научно-технических, ор- ганизационно-технических и конструкторско-технологических за- — 9 — дач в области механизации и автоматизации строительства; — о планировании и выполнении теоретических и эксперимен- тальных исследований с использованием современных методов экс- перимента и средств вычислительной техники; — о принципах и методах менеджмента и маркетинга; знать и уметь использовать: — методы научно-технической подготовки производства, обеспечивающие получение эффективных проектных решений для различных видов работ и условий использования средств механи- зации и автоматизации строительства, и способы оптимальной ре- ализации этих решений; — способы объективной оценки возможных положительных и отрицательных социальных, экономических, экологических и тех- нических последствий принимаемых решений; — современные методы расчета строительных машин, техноло- гических комплексов и линий, выбора систем и средств автомати- зации и электрооборудования, оформления технической документа- ции, в том числе с использованием методов и средств САПР; — методы разработки технического задания на новую техни- ку, проектов нестандартного механического оборудования, модер- низации средств механизации и автоматизации строительства с технико-экономическим обоснованием принимаемых решений, учетом требований безопасности жизнедеятельности; — экономико-математические методы и вычислительную техни- ку при выполнении инженерно-экономических расчетов, в процес- се управления производством и при оценке эффективности функци- онирования производства; иметь навыки: — использования математических моделей, элементов прик- ладного математического обеспечения САПР в решении проект- но-конструкторских и производственных задач; — испытания физико-механических свойств машиностроитель- ных и строительных материалов; — выполнения метрологических измерений; — использования средств контроля за состоянием окружающей среды; — обеспечения оптимального процесса эксплуатации средств механизации и автоматизации строительства и производства стро- — 10 — ительных материалов и изделий, подъемно-транспортного оборудо- вания и систем автоматики в зданиях и сооружениях; — планирования и производства ремонта строительной техни- ки; — организации производства и эффективной работы трудового коллектива на основе прогрессивных методов управления; — контроля за технологической и трудовой дисциплиной в условиях производства. Дополнительные требования к специальной подготовке инже- нера определяются высшим учебным заведением с учетом особен- ностей специализации. 2.3 Минимум содержания образовательной программы подготовки инженера по специальности 291300 — Механизация и авто- матизация строительства їш1.0 њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ Индекс ‹Наименование дисциплин и их основные разделы ‹ Всего ‹ ‹ часов њњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ ГСЭ.0 Общие гуманитарные и социально-экономические 1802 дисциплины. Перечень дисциплин и их основное содержание соответствуют Требованиям (Федеральный компо- нент) к образовательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономи- ческие дисциплины», утвержденным Государствен- ным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дис- 1904 циплины. ЕН.01 Математика: 560 алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомер- ная евклидова геометрия, дифференциальная гео- метрия кривых поверхностей, элементы топологии; дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматика, — 11 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ автоматы, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчис- ления, элементы теории функций и функциональ- ного анализа, теория функций комплексного пе- ременного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории ве- роятностей, модели случайных процессов,провер- ка гипотез, принцип максимального правдоподо- бия, статистические методы обработки экспери- ментальных данных. ЕН.02 Информатика: 196 понятие информации; общая характеристика про- цессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки про- граммирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология програм- мирования; компьютерная графика. ЕН.03 Физика: 308 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской ме- ханики, принцип относительности в механике, кинематика и динамика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магнетостатика в вакууме и веществе, уравне- ние Максвелла в интегральной и дифференциаль- ной формах,материальные уравнения,квазистацио- нарные токи, принцип относительности в элект- родинамике; физика колебаний и волн: гармонический и ан- гармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды,интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуа- лизм, принцип неопределенности, квантовые сос- тояния, принцип суперпозиции, квантовые урав- нения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, приро- да химической связи; — 12 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ статистическая физика и термодинамика: три на- чала термодинамики, термодинамические функции состояния, фазовые равновесия и фазовые прев- ращения, элементы неравновесной термодинами- ки, классическая и квантовые статистики, кине- матические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние. ЕН.04 Теоретическая механика: 224 статика: реакция связей, условия равновесия плоской и пространственной систем сил, теория пар сил; кинематика: кинематические характеристики точ- ки, сложное движение точки, частные и общий случаи движения твердого тела; динамика: дифференциальные уравнения движения точки в инерциальной и неинерциальной систе- мах отсчета, общие теоремы динамики, аналити- ческая динамика, теория удара. ЕН.05 Химия: 140 химические системы: растворы, дисперсные сис- темы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигоме- ры; химическая термодинамика и кинетика,энер- гетика химических процессов, химическое и фа- зовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции; реакционная способность веществ: химия и пери- одическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства ве- ществ, химическая связь, комплементарность; химическая идентификация: качественный и коли- чественный анализ, аналитический сигнал, хими- ческий, физико-химический и физический анализ. ЕН.06 Экология: 84 биосфера и человек: структура биосферы, эко- системы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проб- лемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природо- пользования; экозащитная техника и технология; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество — 13 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ в области окружающей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- 392 навливаемые вузом (факультетом). ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины. 1988 ОПД.01 Начертательная геометрия, черчение и машинная 224 графика. ОПД.01.01 Начертательная геометрия: методы проецирования; позиционные, метрические задачи; способы преобразования чертежей; по- верхности сложной формы; числовые отметки; перспектива; тени; пересечения в аксонометрии. ОПД.01.02 Черчение: техника черчения и геометрические построения; ГОСТы, ЕСКД; машиностроительные и архитектур- но-строительные чертежи. ОПД.01.03 Машинная графика: методы и средства машинной графики; пакеты прикладных программ для построения чертежей. ОПД.02 Механика жидкости и газа: 112 гидростатика; основы гидродинамики; гидравли- ческие сопротивления; установившееся и неуста- новившееся движения жидкости; истечение жид- кости; моделирование гидравлических и аэроди- намических явлений. ОПД.03 Механика деформируемого твердого тела. 392 ОПД.03.О1 Сопротивление материалов: внешние и внутренние силы; геометрические ха- рактеристики сечений; механические характерис- тики материалов; напряжения и деформации; рас- четы на прочность и на жесткость при осевом растяжении, сжатии, сдвиге, кручении, попереч- ном изгибе; напряженное и деформированное сос- тояния; теории прочности; сложное сопротивле- ние; статически неопределимые задачи; устойчи- вость стержней; энергетические методы; динами- ческое действие нагрузки; расчет на усталост- ную прочность; основы теории упругости; прин- ципы расчета конструкций с учетом пластических деформаций, ползучести. — 14 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ ОПД.ОЗ.О2 Строительная механика: кинематический анализ стержневых систем; опре- деление усилий в статически определимых стерж- невых системах при неподвижной и подвижной на- грузках; плоские фермы; трехшарнирные системы; метод сил; метод перемещений; статически не- определимые балки; фермы, рамы и арки; про- странственные системы; основы расчета конст- рукций методом конечных элементов; колебания систем с одной и с несколькими степенями сво- боды; методы исследования устойчивости систем. ОПД.О4 Безопасность жизнедеятельности: 100 характеристика опасных и вредных факторов сре- ды обитания; физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов в произ- водственных условиях; методы и средства повы- шения безопасности технологических процессов в условиях строительного производства; электро- безопасность; противопожарная безопасность; характеристики чрезвычайных ситуаций; экобио- защитная техника. ОПД.О5 Инженерная геодезия: 112 предмет геодезии; системы координат, применяе- мые в геодезии; измерение углов, расстояний и превышений; геодезические приборы; основы ма- тематической обработки результатов измерений; геодезические сети; основные виды геодезичес- ких работ при монтаже крупных машин,технологи- ческих линий, подкрановых путей и их эксплуа- тации. ОПД.О6 Инженерная геология: 84 основы общей и инженерной геологии, гидрогео- логии; основные породообразующие минералы; магматические, осадочные и метаморфические горные породы; классы грунтов, их основные фи- зико-механические свойства и статистические характеристики. ОПД.О7 Архитектура: 168 сущность архитектуры, ее определение и задачи; основы архитектурно-строительного проектирова- ния; гражданские, производственные здания и комплексы; конструктивные элементы; физико- технические основы архитектурно-строительного проектирования; основы градостроительства; объемно-планировочные, композиционные и конст- — 15 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ руктивные решения жилых, общественных, произ- водственных зданий и комплексов; реконстру- кция зданий и застройки. ОПД.О8 Строительные материалы и изделия. 224 ОПД.08.01 Неметаллические строительные материалы и изде- лия: основные свойства строительных материалов; понятия о композитах; природные каменные мате- риалы;изделия из строительной керамики и мине- ральных расплавов; неорганические вяжущие ма- териалы; бетоны, строительные растворы; сили- катные изделия автоклавного твердения; тепло- изоляционные материалы; полимерные материалы и изделия на их основе. ОПД.08.02 Металлические строительные материалы и изделия: основы учения о строении и свойствах металлов и сплавов; железоуглеродистые сплавы; легиро- ванные; конструкционные, инструментальные и специальные стали и сплавы; термическая, хими- ко-термическая и термохимическая обработка; поверхностное деформационное упрочнение; мето- ды получения и обработки металлических матери- алов. ОПД.О9 Инженерные сети и оборудование. 196 ОПД.О9.01 Теплогазоснабжение и вентиляция: основы технической термодинамики и теплопере- дачи; тепловлажностный и воздушный режимы про- изводственных и жилых помещений, кабин управ- ления машинами, методы и средства их обеспече- ния; отопление помещений; вентиляция и конди- ционирование воздуха; теплогазоснабжение зда- ний и технологических линий. ОПД.О9.О2 Водоснабжение и водоотведение: системы и схемы водоснабжения зданий, сооруже- ний и технологических линий; водоотведение и очистка сточных вод. ОПД.О9.О3 Инженерное оборудование и электроснабжение: электроснабжение инженерного оборудования зда- ний, сооружений и технологических линий строи- тельной индустрии; методы расчета систем электроснабжения и выбора электрооборудования, эффективного применения электрооборудования в — 16 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ условиях строительства и эксплуатации инженер- ных систем зданий и сооружений; методы и средства обеспечения электробезопасности труда. ОПД.1О Дисциплины и курсы по выбору студента, устана- 376 вливаемые вузом (факультетом). СД.00 Специальные дисциплины. 2118 СД.01 Технология производства в строительстве: 140 основные положения строительного производства; технология процессов: переработки грунта и ус- тройства свай, монолитного бетона и железобе- тона, монтажа строительных конструкций, камен- ной кладки, устройства защитных, изоляционных и отделочных покрытий; основные положения тех- нологии возведения зданий и сооружений. СД.02 Машины, оборудование и инструмент в строитель- 168 стве: назначение, устройство и рабочие процессы, об- ласти применения, технологические возможности и условия безопасной работы: машин транспорт- ных, подъемно-транспортных, транспортирующих, для земляных и подготовительных работ, буре- ния, свайных работ; оборудования для гидроме- ханизации, камнедробления, сортировки и мойки каменных материалов, приготовления бетонов и растворов; машин и оборудования для транспор- тировки, укладки и уплотнения бетонной смеси, заводов по изготовлению железобетонных строи- тельных изделий и конструкций; малых машин для штукатурных и окрасочных работ, отделки полов, устройства кровель, ручного механизированного инструмента. СД.03 Электрооборудование в строительстве: 168 электрические цепи, электрические измерения и приборы, электромагнитные устройства и машины, электропривод, электронные приборы и устройст- ва; электрооборудование в строительстве; элек- тротехнология в строительстве и строительной индустрии; электробезопасность. СД.04 Основы автоматизации и робототехники: 112 назначение, принцип действия и основы разра- ботки систем контроля, автоматического, авто- матизированного и роботизированного управления технологическими процессами в строительстве, производстве строительных материалов и изде- — 17 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ лий, системах инженерного обеспечения городов, зданий и сооружений; назначение и принцип ра- боты основных технических средств автоматиза- ции и роботизации в отрасли; основы разработки функциональных схем автоматического управления строительными машинами, аппаратами и техноло- гическими линиями и контроля за их работой. СД.05 Комплексная механизация, автоматизация и меха- 112 новооруженность строительства: технология процесса комплектования машин, ме- тоды и программное обеспечение формирования оптимальных комплектов, комплексов и парков машин для различных видов работ и условий их использования; методы оптимального насыщения фронта работ средствами механизации; методы прогнозирования и экономической оценки эффек- тивности комплексной механизации и автоматиза- ции строительства. СД.06 Основы надежности машин и средств автоматиза- 84 ции: основные положения теории надежности; коли- чественные характеристики показателей надежно- сти, методы их определения и анализа; обеспе- чение надежности машины и систем автоматизации на стадии их создания и при эксплуатации. СД.07 Экономика механизации и автоматизации строи- 112 тельства: технико-экономическая характеристика механиза- ции и автоматизации строительства; основные понятия и определения; оценка технического уровня и качества строительной техники; опре- деление экономической эффективности создания и применения новой техники; производственные фонды, их состав и оценка; оборотные средства и пути их эффективного использования; методика определения оплаты труда на предприятиях раз- личных форм собственности; показатели экономи- ческой эффективности капитальных вложений; оп- ределение областей эффективного применения средств механизации и автоматизации строитель- ства; расчет парка и потребности строительных машин; виды налогов и специфика налогообложе- ния предприятий; кредитование предприятий. СД.08 Организация и планирование механизации и авто- 140 матизации работ в строительстве. Управление производством: — 18 — њњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњ основы теории организации и планирования ра- бот, управление производством; методы органи- зации производства в условиях полной и непол- ной определенности; методы организации научно- технической подготовки производства, оптималь- ной загрузки оборудования и трудовых ресур- сов; основы планирования производства; методы замены оборудования и управления запасами, ор- ганизация труда; основы управления производст- вом, АСУП; оценка эффективности функционирова- ния производства. СД.09 Дисциплины специализаций. 746 СД.10 Дисциплины и курсы по выбору студента, уста- 336 навливаемые вузом (факультетом). Ф.00 Факультативы. 450 Ф.01 Военная подготовка. 450 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ Всего часов обучения 8262 њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ П.00 Практики. 26 недель њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ їш0 Срок реализации образовательной программы инженера при оч- ной форме обучения — 256 недель, из которых 153 недели теоре- тического обучения, 14 недель подготовки квалификационной ра- боты, не менее 34 недель каникул, включая 4 недели последип- ломного отпуска. Примечания: 1. Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, — в пределах 5 %, для дисцип- лин, входящих в цикл, — в пределах 10%, без превышения макси- мального недельного объема нагрузки студентов и при сохранении содержания, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и соци- ально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных — 19 — курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий,заданий и семинаров по программам (разра- ботанным в самом вузе и учитывающим региональную, националь- но-этническую, профессиональную специфику, также и научно-исс- ледовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания от- дельных разделов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответствии с профилем специальных дисциплин. 2. Рекомендуемый объем обязательных аудиторных занятий студента за период теоретического обучения в среднем составля- ет 27 часов в неделю. Реальный объем аудиторных занятий опре- деляется с учетом уровня подготовки студентов, квалификации профессорско-преподавательского состава, материальной базы и методического обеспечения учебного процесса. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студен- том. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-методи- ческим объединением по строительному образованию, наименование дисциплин специализаций и их объем устанавливается высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по строительному образованию В.Я.Карелин Главное управление образовательно-профессиональных прог- рамм и технологии Ю.Г.Татур В.Е.Самодаев Н.С.Гудилин

Источник

Оцените статью
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector