Аренда земельных участков не связанных со строительством

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством

Одним из вариантов, описанных в законах РФ, является осуществление прав граждан получить в свое распоряжение землю, на которой они вправе вести хозяйство без возведения строительных объектов.

В статье мы рассмотрим, закон о предоставлении участков, не связанных со строительством, категории земель, на которых нельзя ничего возводить, а также кто может воспользоваться этим правом, условия реализации такой возможности и пошаговая инструкция: как получить участок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Закон о предоставлении участков, не связанных со строительством

На сегодняшний день, после того, как некоторые статьи ЗК утратили силу, процедура получения земли, не связанной со стройкой, стала основываться на статье 39.14 ЗК РФ, где оговаривается порядок выделения земли, пребывающей в собственности государства или принадлежащей муниципальным властям.

Категории земель, на которых нельзя ничего возводить

Земли, не предусматривающие строительство, преимущественно выделяются из группы земель с/х-предназначения.

К ним также принадлежат особо охраняемые территории и зоны, относящиеся к водному и лесному фондам.

Эти земли используются по их прямому назначению, что отображено в самом их названии. Выделяемые земли не допускают капитальное строительство и могут выделяться для таких целей:

  • садоводство;
  • огородничество;
  • озеленение;
  • организация пляжей, парков, зон отдыха, детских площадок;
  • ведение ЛПХ;
  • раскопки с целью добычи ценных ресурсов;
  • сооружение полигонов;
  • организация мест для открытого складирования каких-либо материалов.

Кто может воспользоваться этим правом?

Правом на получение такой земли на территории Российской Федерации могут воспользоваться:

  • физические лица – граждане РФ;
  • юридические лица;
  • представители льготных категорий;
  • крестьянско-фермерские хозяйства;
  • садовые некоммерческие товарищества.

Условия реализации такой возможности

  • Одним из главных условий, которое определяет выделение местной или государственной администрацией участка земли является целевое использование предоставленной территории по ее прямому назначению, которое не предусматривает строительство на участке капитальных сооружений.
  • Отсутствие у субъектов, вступающих в земельные отношения других наделов земли, является еще одним условием при вынесении решения о предоставлении территории.
  • Важным условием при рассмотрении заявления о выделении участка остается предусмотренная законодательством местная регистрация субъекта, которая должна составлять не менее пяти лет проживания в предполагаемом для получения земли районе.

Пошаговая инструкция: как получить участок?

Все гражданские лица, компании, представители КФХ, а также СНТ, желающие получить такой участок в собственность или пользование, пишут заявление в исполнительные органы. Это могут быть администрации как государственной власти, так и муниципальной. Администрация предлагает заявителям несколько вариантов получения наделов.

Процедура бесплатного предоставления земли осуществляется согласно договору, но без арендной платы. Процессы платного и бесплатного получения земли практически одинаковы.

Они подразумевают под собой следующие этапы:

    подачу заявления на имя главы исполнительного органа.

В заявлении излагается:

  • прошение о выделении земли;
  • цель применения выделяемого участка;
  • выбранное заявителем право предоставления земли (собственность, аренда, бессрочное пользование);
  • условия платного или бесплатного предоставления территории;
  • период пользования запрашиваемым наделом;
  • размеры и площадь предоставляемого земельного надела;
  • место расположения территории;
  • количество членов КФХ или СНТ;
  • сфера деятельности хозяйства или товарищества.

Скачать образец заполнения заявления о предоставлении земельного участка в аренду

  • Вместе с заявлением подаются оригиналы и копии необходимых для вынесения решения документов:
    • паспорт;
    • код ИНН;
    • документ из отдела регистрации, свидетельствующий об отсутствии в собственности земельных территорий;
    • справки, которые предусматривают различные льготы;
    • копии регистрационных документов (для КФХ и СНТ).
  • В течение 30 дней с момента подачи заявления уполномоченный орган власти, на основании информации содержащейся в заявлении выносит письменное положительное решение о предоставлении земли или письменно аргументирует свой отказ.
  • При вынесенном положительном решении о платном предоставлении участка заключается договор об аренде с последующим взыманием арендной платы, размер которой в обязательном порядке прописывается в пунктах соглашения.
  • При бесплатном предоставлении территории за изготовлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане субъект, вступающий в земельные отношения, обращается в региональное отделение кадастрового учета.
  • После того, как документы в отделении кадастра будут получены, договор о платном или бесплатном предоставлении земли в обязательном порядке регистрируется в одном из региональных отделений Росреестра и только тогда вступает в силу.
  • В каких случаях вам могут отказать?

    Статья 39.16 ЗК РФ указывает на возможные причины отказов, согласно которым могут быть вынесены отрицательные решения в предоставлении земли.

    К таким причинам относятся:

    • поданная документация содержит не правдивую информацию;
    • на запрашиваемую землю другим лицом ранее была подана заявка;
    • площадь запрашиваемой территории выше разрешенного максимального предела для этого региона;
    • администрация не имеет возможности выделить участок указанных в заявлении размеров.

    Законодательство предусматривает, что при несогласии с предоставленной уполномоченным органом власти аргументацией, субъект желающий получить землю может обратиться в судебные инстанции, которые изучив сложившуюся ситуацию, и примут решение.

    Процедура получения земель не связанных с капитальным строительством, является, пожалуй, самой простой среди остальных существующих вариантов получения территорий у административных органов власти. Для тех граждан, которые не обеспокоены строительством жилья – это очень выгодный и приемлемый вариант.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    8 (800) 350-29-87 (Москва)
    8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно !

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Источник

    Для целей, связанных состроительством

    Основную долю участков, не предназначенных для специального возведения строений, составляют земли сельскохозяйственного назначения.

    Государство и местные власти могут предоставлять земельные участки как для целей строительства на них жилых домов и других сооружений, так и для не строительных целей.

    Участки, выделяемые не под строительство, а под, например, сельскохозяйственные цели, предоставляются по весьма похожей схеме со строительными участками, однако есть определенные моменты касательно застроек таких земель, которые допускаются по общему правилу.

    Какие участки предоставляются не для строительства?

    Предоставление земельных участков для целей, которые не связаны со строительством имеет несколько направлений. Ниже полный перечень земель, которые выделяются не для целей строительства. Он представлен таким образом:

    • Участки, предназначенные для ведения огородничества (выращивание овощных и плодово-ягодных культур), пчеловодства;
    • Участки, предназначенные для монтажа личных металлических гаражей;
    • Участки для расположения гостевых парковок, автостоянок, временных автостоянок;
    • Участки для расположения некапитальных объектов придорожного обслуживания;
    • Участки для благоустройства территории (устройство зеленых зон, территорий отдыха населения, детских и спортплощадок);
    • Земельные участки для сельскохозяйственных целей;
    • Участки для формирования полигонов, создания открытых мест складирования и зон для хранения (свалка, складирование металлов, строительных материалов, пиломатериалов, грунта и пр.);
    • Участки для образования карьеров, добывающих полезные ископаемые;
    • Участки для организации строительных работ в соответствии с утвержденным проектом за пределами земельного участка, выделенного для возведения объекта капитального строительства — прокладывание инженерных коммуникаций, формирование временного грунтового отвала, хранение стройматериалов, расположение строительной техники и инженерных конструкций и т.д.);
    • Земельные участки, используемые для организации массового отдыха граждан, оснащения пляжей;
    • Другие участки, не предполагающие строительство объектов капитального строительства.

    Требования к участкам

    В соответствии с новым законодательным актом устанавливается основной принцип, исходя из которого местные власти сначала планируют использование территории, создают генеральные планы и схемы с определением границ участков, их категории.

    Только после того, как государственные и муниципальные цели в области использования земель будут определены и спланированы, начинается процедура выделения земельных участков. До вступления изменений в силу для земельных участков не выносились проекты межевания, не было четкой проектной документации, определяющей местоположение, границы, площадь, иные количественные и качественные характеристики для муниципальных и государственных нужд.

    Таким образом, изменения потребовали обязательного распределения земель на подведомственной муниципалитету территории по целям использования, в связи с чем непосредственно изменился порядок предоставления земельных наделов.

    На каких участках можно возвести постройки?

    Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» разграничивает земельные участки на полевые земельные участки и приусадебные земельные участки. Приусадебный земельный участок — участок, находящийся в черте поселений, а полевой — располагающийся за границами поселений.

    Закон определяет возможность использования приусадебного земельного участка в целях производства сельскохозяйственной продукции, не для строительства, при этом, если того требует сельскохозяйственное производство, разрешается возводить жилой дом, производственные, бытовые и другие здания, строения, сооружения.

    В свою очередь, полевой земельный участок использовать для строительства запрещается, на нем допускается лишь производить сельскохозяйственную продукцию.

    Согласно закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовые земельные участки выделяются гражданам или приобретаются ими в целях культивации плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха, что предусматривает возведение жилого строения без возможности зарегистрироваться в нем, строительство хозяйственных зданий и сооружений.

    Земельные участки для ведения огородничества могут предоставляться с правом возводить на них некапитальные жилые и хозяйственные строения. Зависит такое право от вида разрешенного использования, который определяется во время территориального зонирования. Тоже самое касается дачных земельных участков.

    Закон требует предоставлять земельные участки для вышеназванных целей, основываясь на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры выделения таких земель. Принципы, в первую очередь, обращают особое внимание на действие органов государственной власти или местного самоуправления в области распоряжения земельными ресурсами.

    Прежде чем принимать решение о выделении земельного участка в собственность или в аренду, властям необходимо провести подготовку сведений о земельных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на определенном праве и особых условиях, а также заблаговременно опубликовать такую информацию.

    Источник

    Статья 34 ЗК РФ. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством

    Новая редакция Ст. 34 ЗК РФ

    Утратила силу с 1 марта 2015 г.

    Комментарий к Статье 34 ЗК РФ

    Сложность применения на практике комментируемой статьи заключается не в самом порядке предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а в определении перечня таких участков. Ни в ЗК, ни в каком-либо другом нормативном акте федерального уровня, ни в законодательстве субъектов РФ, наконец, зачастую в муниципальных нормативных правовых актах мы такого перечня не находим. Кроме проблемы определения собственно перечня земельных участков, применение ст. 34 ЗК связано с проблемами законодательной и юридической техники.

    В отличие от ст. ст. 31, 32 ЗК и (косвенно) 33 ЗК, которые посвящены выбору и предоставлению земельного участка для строительства, ст. 34 ЗК регулирует иную правовую конструкцию — предоставление участков гражданам «для целей, не связанных со строительством». В соответствии с ч. 13 ст. 1 ГрК строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства), а здания, строения и сооружения — объекты капитального строительства за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (ч. 10 ст. 1 ГрК). Указанное исключение, как мы видим, представлено постройками сборно-разборного характера, которые не имеют прочной связи с землей (не имеют фундамента, как иногда указывают федеральные и арбитражные суды), иначе говоря, не соответствуют требованиям, которые установлены ст. 130 ГК РФ для объектов недвижимости. Если быть до конца последовательными, то следует указать еще и на невозможность регистрации права и внесения в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на постройки сборно-разборного характера.

    Вместе с этим обращение к ст. 263 ГК, которая называется «Застройка земельного участка», и анализ используемых в ней понятий и терминов свидетельствуют о содержательном соответствии понятия «возведение» понятию «строительство», которое раскрывается в ч. 13 ст. 1 ГрК. Согласно п. 1 ст. 263 ГК собственник земельного участка может возводить (выделено нами. — С.Г.) на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное (выделено нами. — С.Г.) или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п. 2 ст. 263 ГК). Даже при беглом взгляде на оба пункта ст. 263 ГК становится ясно, что состав застройки земельного участка связан с деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений и с этой точки зрения практически ничем не отличается от строительства в понимании ч. 13 ст. 1 ГрК. Важно также иметь в виду, что часть первая ГК введена в действие с 1 января 1995 г., хотя глава 17 — со дня введения в действие ЗК (то есть 29 октября 2001 г., если считать с момента публикации его текста в Собрании законодательства РФ, N 44, ст. 4147). Однако уже по состоянию на 1 января 1995 г. текст ст. 263 ГК был подготовлен и вообще претерпел до настоящего времени одну незначительную редакцию во втором предложении п. 1 (фраза «а также требований о назначении земельного участка» с 2007 г. стала звучать как «а также требований о целевом (выделено нами. — С.Г.) назначении земельного участка»). Конструкция ст. 263 ГК, если судить о понятийном аппарате подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК, учтена законодателем во время работы над текстом ЗК: собственник земельного участка имеет право «возводить (выделено нами. — С.Г.) жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения. «. Тем не менее, если понимать буквально смысл названия ст. 34 ЗК, да и вообще всей конструкции, которую попытался выстроить в ней законодатель, то следовало бы найти в законодательстве недостающие ее элементы и дать соответствующее толкование. Пока же примем в качестве гипотезы тезис, во-первых, об отсутствии какой-либо связи между застройкой земельного участка и деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений в Законе «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах» и Законе «О личном подсобном хозяйстве». Во-вторых, — тезис о том, что на земельных участках, которые предоставляются гражданам по правилам ст. 34 ЗК, возможно возведение построек только сборно-разборного характера, а возведение не является юридическим понятием в ЗК и не имеет ничего общего со ст. 263 ГК.

    Из содержания ст. 34 ЗК следует, что предоставлению гражданам подлежат земельные участки, которые публичным образованиям предстоит еще только образовать из земель категории «земли населенных пунктов». То, что в ст. 34 ЗК имеются в виду земли этой категории, подтверждается упоминанием в п. 4 комментируемой статьи зонирования территорий. Из перечня видов зон, которые приведены в п. 1 ст. 35 ГрК, для целей, не связанных со строительством, можно отнести с уверенностью только зоны сельскохозяйственного использования. Согласно п. 9 ст. 35 ГрК существует две группы зон:

    1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

    2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

    Вполне очевидно, что если первая группа безоговорочно укладывается в цели, не связанные со строительством, то вторая требует определенных оговорок и разъяснений.

    Исключим сразу же земельные участки, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства или развития объектов сельскохозяйственного назначения, так как не ясно, какие именно объекты имеет в виду законодатель с точки зрения капитальности, и проанализируем с позиций ст. 34 ЗК статус садовых, огородных и дачных земельные участков.

    Согласно ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах»:

    а) садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

    б) огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

    в) дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

    Вычленим из приведенных определений те виды деятельности, которые связаны с несельскохозяйственной деятельностью:

    а) возведение жилого строения;

    б) возведение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории;

    в) право возведения жилого строения или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений.

    Если в отношении жилых (некапитальных) строений и даже хозяйственных строений и сооружений с точки зрения ст. 34 сомнения не возникают (мы уже показали различную правовую природу строительства и возведения), то этого же нельзя сказать о жилых домах. Общий контекст п. п. 1, 2 и 3 ст. 30.1 ЗК РФ, в которых постоянно используется выражение «жилищное строительство», а также содержание п. 3 ст. 25.3 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в котором разъясняются особенности государственной регистрации права собственности на объект недвижимости на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства, дают основание считать возможным создание объектов капитального строительства. И как ни назови это создание — возведением или строительством, результат в обоих случаях одинаков. В данном случае либо придется признать синонимичность понятий «строительство» и «возведение», даже если последний вид создания объекта недвижимости существует на положении «младшего брата», появляющегося только в определенном контексте (тогда дачные земельные участки не должны подпадать под регулирование ст. 34 ЗК, что противоречит абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона N 101-ФЗ), либо зафиксировать рассогласованность понятийного аппарата ЗК, ГрК и Закона N 66-ФЗ. Последнее означает, что в отношении, по крайней мере, дачных участков у органов местного самоуправления нет четкого разграничения конструкций по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, и для целей, связанных со строительством. Иначе говоря, каждый раз публичному образованию приходится оценивать ситуацию с предоставлением земельных участков для целей, не связанных со строительством, произвольно, «на глаз».

    Применяя ст. 34 ЗК, следует учитывать, что садовые, огородные и дачные земельные участки предоставляются не только из категории «земли населенных пунктов», но и из состава земель сельскохозяйственного назначения. На это прямо указывают абз. 2 п. 1 ст. 78, п. 1 ст. 80 и п. 2 ст. 81 ЗК России. Особо хотелось бы подчеркнуть, что это правило касается и дачных земельных участков, так как п. 2 ст. 81 ЗК находится в составе главы XIV «Земли сельскохозяйственного назначения» ЗК.

    Применяя ст. 34 ЗК, нельзя не учитывать и СНиП 30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» . Согласно пункту 1.1* СНиП 30-02-97* его нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан (далее — садоводческое (дачное) объединение), зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов РФ. Пункт 6.4* СНиП 30-02-97* предусматривает, что на садовом (дачном) участке могут возводиться (выделено нами. — С.Г.) жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобиля.
    ———————————
    Приняты и введены в действие с 1 апреля 2001 г. Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51 // (дата обращения: 13.01.2014).

    Использование понятий «возведение», «застройка», «территориальные строительные нормы», которые используются по тексту СНиП 30-02-97*, на наш взгляд, без оглядки на положения ЗК потому, что СНиП 30-02-97* появились на несколько лет раньше введения в действие ЗК. Зато их содержание близко к ст. 263 ГК.

    Завершая анализ статуса трех видов земельных участков, необходимо отметить правило, которое изложено в п. 1 ст. 28 Закона N 66-ФЗ: предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ. Это правило целиком согласуется с порядком предоставления земельных участков в ст. 34 ЗК, несмотря на выявленные нами дефекты юридической техники в ЗК и в других нормативных актах.

    Обратимся теперь к Закону о ЛПХ. В соответствии с п. 1 ст. 4 этого Закона для ведения ЛПХ могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4 Закона о ЛПХ). То есть такой земельный участок, если следовать логике используемых конструкций, не может является объектом регулирования ст. 34 ЗК.

    Что касается полевого земельного участка, то он используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений нормативов (п. 3 ст. 4 Закона о ЛПХ). За пределами населенного пункта находятся прежде всего земли сельскохозяйственного назначения. Однако согласно правилу п. 1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Поскольку регулируемый ст. 34 ЗК порядок предоставления земельных участков не предусматривает проведения торгов, то и правила комментируемой статьи не должны распространяться на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

    Может быть, полевые участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются из других категорий? Тогда следует ответить на вопрос, из каких именно. Сразу же исключим категории, которые указаны в подп. 3 (земли промышленности и др.), 5 (земли лесного фонда), 6 (земли водного фонда) п. 1 ст. 7 ЗК. Две оставшиеся категории — это земли особо охраняемых территорий и объектов (подп. 4 п. 1 ст. 7 ЗК России) и земли запаса (подп. 7 п. 1 ст. 7 ЗК). Рассмотрим их правовой статус с точки зрения интересующего нас вопроса.

    Согласно пункту 1 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

    Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 94 ЗК).

    Наконец, в соответствии с п. 6 ст. 94 ЗК земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК, федеральными законами. Из п. 10 ст. 85 ЗК следует, что эти земли могут находиться также и в границах населенных пунктов. По этой причине в их составе не могут находиться полевые земельные участки.

    Одним словом, если речь идет о землях особо охраняемых территорий или о землях, которые заняты объектами культурного наследия РФ регионального и местного значения, то, если они находятся за пределами границ земельных пунктов, теоретически в их границах гражданам может предоставляться полевой земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК. По крайней мере, на земельных участках, которые заняты объектами культурного наследия РФ регионального и местного значения, допускается осуществление сельскохозяйственной деятельности.

    Что касается земель запаса, то согласно п. 1 ст. 103 ЗК к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК. Пункт 1 ст. 80 ЗК предусматривает его использование в том числе и для создания и расширения личных подсобных хозяйств.

    Неопределенность ЗК в вопросе о земельных участках, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, влияет на практику градостроительного зонирования муниципальных образований поселений. Так, например, согласно п. 1 ст. 17 Правил землепользования и застройки муниципального образования «поселок Иванищи» (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (2009 г.) предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством (в т.ч. ведения личного подсобного хозяйства, кроме земель сельскохозяйственного назначения), осуществляется в аренду и в собственность. Если речь в данном случае идет не о т.н. полевых участках на землях сельскохозяйственного назначения, а только об участках в границах населенного пункта, то на таких участках граждане вправе не строить, а возводить жилые дома, производственные, бытовые и иные здания, строения, сооружения с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4 Закона о ЛПХ). Однако согласно ст. 31 указанных ПЗиЗ сельского поселения Иванищи одной из территориальных зон населенных пунктов является зона Ж1 — зона застройки индивидуальными жилыми домами. Отдельной территориальной зоны для ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилых домов указанными правилами не предусмотрено.

    С точки зрения комментируемой нами ст. 34 ЗК различие между застройкой индивидуальными жилыми домами в населенных пунктах сельского поселения Иванищи и возведением жилых домов на земельных участках, предоставленных не для целей строительства для ведения личного подсобного хозяйства на территории сельского поселения Иванищи просто-напросто размывается. Чтобы выйти из описанной однотипной ситуации , федеральному законодателю необходимо согласовать между собой конструкции ст. ст. 34 и 40 ЗК, ГрК, ГК, Закона о личном подсобном хозяйстве, Закона N 66-ФЗ, ст. ст. 77, 78 и 81 ЗК, СНиП 30-02-97*.
    ———————————
    Правила землепользования и застройки муниципального образования «поселок Иванищи» (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области являются типовыми и подготовлены в 2009 г. по шаблону, который использовало в своей работе ГУП Владимирской области «Областное проектно-изыскательское архитектурно-планировочное бюро» при подготовке аналогичных Правил на территории ВО.

    На данный момент гипотеза об отсутствии какой-либо связи между застройкой земельного участка и деятельностью собственника по возведению зданий и сооружений в соответствии с конструкцией ст. 34 ЗК не подтверждается.

    К перечню земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, следует также добавить земельные участки с разрешенным использованием «подъездные пути» (как вариант — «для организации объездных путей»). Так, например, управление земельных отношений администрации Ивановского муниципального района ИО сообщило 27 декабря 2013 г. о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, среди которых земельный участок категории «земли населенных пунктов» (д. Конохово) с разрешенным использованием «подъездные пути» площадью 700 кв. м .
    ———————————
    Наше слово. 2013. 27 декабря. N 153 — 154 (10191/192). С. 6.

    В перечень земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, необходимо также включить земельные участки, которые предоставляются «для элементов благоустройства». Так, например, администрация Суздальского района ВО опубликовала 24 июля 2013 г. извещение о возможном предоставлении трех земельных участков (площадью 50, 30 и 165 кв. м) в с. Суромна и с. Богослово в аренду для элементов благоустройства .
    ———————————
    Суздальская Новь. 2013. 24 июля. N 59 (11392). С. 6.

    В рамках комментируемой статьи граждане просят предоставить земельные участки, которые находятся в границах населенного пункта «для размещения мест хранения плавсредств» .
    ———————————
    Определение Ленинградского областного суда от 23.08.2012 N 33-3796/2012 // .

    В соответствии со ст. 34 ЗК для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам могут предоставляться в долгосрочную аренду для организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха земельные участки из состава земель особо охраняемой природной территории, например национального парка .
    ———————————
    Постановление Тринадцатого ААС от 21 января 2013 г. по делу N А21-3598/2012 // .

    К перечню земельных участков, которые предоставляются гражданам для целей, не связанных со строительством, следует также добавить земельные участки для размещения металлических гаражей. Так, например, согласно п. 2.1 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории округа Муром для целей, не связанных со строительством , предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется в соответствии с ЗК. В соответствии с п. 2.3 вышеназванного Положения металлические гаражи относятся к временным объектам. Предоставление земельного участка для размещения временного объекта производится на основании постановления главы округа Муром, принятого по результатам рассмотрения заявления гражданина.
    ———————————
    Утверждено решением Совета народных депутатов округа Муром от 31 мая 2005 года N 644.

    С точки зрения землеустройства и кадастровой деятельности ст. 34 ЗК не подразумевает предоставление гражданам земельных участках вследствие раздела, объединения, перераспределения или выдела из земельных участков в порядке, который установлен ст. ст. 11.3, 11.4, 11.5, 11.6 и 11.7 ЗК РФ.

    При реализации комментируемой статьи необходимо учитывать, что ее положения не распространяются на граждан-землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, точнее, на земельные участки, которые они уже используют. То есть ст. 34 ЗК не регулирует отношения, которые связаны с изменением вида права на земельный участок, который был образован и предоставлен гражданину ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; на праве пожизненного наследуемого владения, а также по договору аренды (субаренды).

    При применении данной статьи следует иметь в виду, что для целей, не связанных со строительством, предоставляются также земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения. Однако согласно правилу п. 1 ст. 10 Закона 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Поскольку регулируемый ст. 34 ЗК порядок предоставления земельных участков не предусматривает проведения торгов, то и правила комментируемой статьи не распространяются на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

    С точки зрения законодательной логики статья подразделяется на две самостоятельные части. Пункт 1 устанавливает общие начала управления государственными и муниципальными земельными ресурсами с целью эффективного распоряжения ими. Правило этого пункта носит характер декларации или даже частного случая реализации таких основных принципов земельного законодательства, как дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 10 и 11 ст. 1 Земельного кодекса России).

    Пункты 2 — 5 ст. 34 ЗК целиком регулируют процедурные вопросы. Причем п. п. 2 и 3 предусматривают конкретные действия граждан, а п. п. 4 и 5 возлагают соответствующие обязанности на органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти.

    Другой комментарий к Ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации

    1. Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, например для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства и т.п., установлена в комментируемой статье.

    В п. 1 комментируемой статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Во-первых, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт*(8), который будет регулировать порядок предоставления земельных участков. В этом документе, в частности, должно быть предусмотрено, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие от граждан до определенного срока. Не допускается установление каких-либо льгот для определенных категорий граждан, кроме тех, которые уже предусмотрены действующим законодательством. Во-вторых, должен быть определен орган, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью. В-третьих, информация о предоставляемых земельных участках гражданам и юридическим лицам должна публиковаться.

    Комментируемая статья 34 Земельного кодекса регулирует вопросы предоставления земель только гражданам. Однако в тексте статьи упоминаются и юридические лица, которые могут получить информацию о предоставляемых земельных участках. Исходя из этого, если юридическое лицо заинтересовано в получении земельного участка для целей, не связанных со строительством, то оно может получить такую информацию, но ему не может быть предоставлен земельный участок на основании комментируемой статьи.

    Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Причем указанные принципы касаются только случаев предоставления земель для целей, не связанных со строительством, и они не применяются к случаям предоставления земельных участков для строительства, предусмотренным ст. 30 ЗК РФ.

    2. Граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление либо в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать участок, его размеры, местоположение и титул (право собственности или аренда), на котором гражданин предполагает использовать землю. После этого орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель должен обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.

    Решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. В нем должен быть решен вопрос, предоставляется ли участок за плату, бесплатно или в аренду. Копия решения направляется заявителю с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

    Предусмотрено, что договор купли-продажи или аренды земельного участка должен быть заключен в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка.

    Следует также иметь в виду, что ряд законодательных актов специально регулирует особенности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, например федеральные законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и др.

    Источник

    Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
    Не пропустите:
  • Аренда земельного участка у государства под строительство жилого дома
  • Аренда земельного участка под строительство частного жилого дома
  • Аренда земельного участка под строительство у физического лица
  • Аренда земельного участка под строительство теннисного корта
  • Аренда земельного участка под строительство склада