Архипелаг гулаг строительство беломоро балтийского канала

Строительство Беломорканала

«Без туфты и аммонала не построили бы Беломорканала»

В 1931 году путь из Архангельска в Ленинград занимал 17 суток на пароходе при расстоянии 600 км. Необходимость в строительстве более короткого пути из Белого моря в Онежское озеро была очевидна. Особенно остро вопрос встал во время Первой мировой войны, но Российская империя не спешила инвестировать в этот проект.

В начале 30-х годов Беломорско-Балтийский канал был важен еще и с идеологической точки зрения: совсем рядом была «фашистская Финляндия», и масштабная стройка продемонстрировала бы капиталистическим странам силу и мощь СССР. По мнению Максима Горького, Беломорканал открывал широкие экономические и транспортные перспективы и укреплял обороноспособность СССР.

3 июня 1930 года Советом Труда и Обороны СССР было принято решение о строительстве Беломорканала. Руководил проектом Нафталий Френкель, он и предложил использовать труд заключенных. На стройку мобилизовали 200 тыс. чел; от словосочетания «заключенный каналоармеец», применявшегося по отношению к строителям водного пути и произошло слово «зэк». Несмотря на то, что техническая часть проекта была утверждена только в 1932 году, скальные и земляные работы по эскизному плану проекта начались еще 16 октября 1931 года. Сталин приказал построить канал длиной 227 километров всего за 20 месяцев. Для сравнения, 80-километровый Панамский канал строился 28 лет.

Стоит отметить, что финансирование стройки осуществлялось органами ОГПУ. При этом не хватало технических средств, 60 тыс. заключенных жили в бараках, остальные обитали в землянках и шалашах; взорванный камень рабочие вывозили на тачках. Что касается рациона, в день зэку выделялось полкилограмма хлеба, каша и суп. Хлеб заключенные называли аммоналом – паек по виду действительно напоминал взрывчатое вещество, был отвратительным на вкус и лепился как пластилин. С другой стороны, рассказы об осетрине на столах заключенных – не выдумка: ударников действительно кормили как на убой. Но такая честь выпадала далеко не всем.

За весь период строительства от тяжелых условий труда и инфекционных болезней погибли примерно 8870 заключенных. Вдоль всего канала располагаются массовые захоронения, знаменитое урочище Сандармох – неподалеку от его первого шлюза.

В мае 1933 года Генрих Ягода отрапортовал тов. Сталину о завершении крупнейшей стройки первой пятилетки. Средняя глубина канала составляла пять метров, в его систему входили 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамба, 12 водоспусков. Впоследствии доработкой водного пути начали заниматься в 50-е годы: увеличили глубину, заменили деревянные конструкции на железобетон и др.

Строительство Беломорканала – это первый и единственный случай столь массового освобождения заключенных. Судите сами: 500 зэков были полностью реабилитированы и восстановлены в правах, вышли на свободу 12,5 тыс. чел., для 59,5 тыс. чел. сократили сроки заключения. Орденом Ленина были награждены Л. Коган, Г. Ягода, Н. Френкель и многие другие. Наиболее талантливым зэкам надлежало поднять квалификацию и обеспечить стипендией при поступлении в учебные заведения.

Источник

Беломорско-Балтийский канал, сложная история

Удивительный памятник советской эпохи, чья история долгое время замалчивалась – Беломорско-Балтийский канал сегодня принимает туристов. Вы можете проехать легендарным водным путём и оценить трудовой подвиг заключённых ГУЛАГа – канал был выстроен ими всего за 20 месяцев. Никогда столь масштабную работу люди не выполняли в столь короткие сроки!

Кроме того, путешествие по Беломорканалу подарит возможность полюбоваться неповторимой северной природой Карелии и побывать в здешнем храме, посвящённом тем, кто отдал жизнь легендарной стройке.

Где находится Беломорканал на карте

Примерно в 190 км от столицы Республики Карелии, города Петрозаводска, берёт своё начало знаменитое гидротехническое сооружение. Туристов, прежде всего, привлекает трагическая история Беломорско-Балтийского канала. Он стал первой стройкой социалистической страны, где применялся, в основном, труд заключённых. Тысячам людей каторжные работы стоили жизни.

Сложная история Беломорско-Балтийского канала

Идея проложить тут водный путь впервые пришла в голову отнюдь не Иосифу Сталину, как это принято считать. Ещё в средние века православные паломники добирались здешними местами к Соловецкому монастырю. И в описании первой детальной карты страны, сделанной в 1627 году, уже указывается «Беломорский путь», со всеми его реками и озёрами.

При императоре Петре Первом, во время Великой Северной войны в 1702 году, в густых лесах вырубили широкую просеку, и по ней волоком перетащили военные суда в Онегу. Пётр ещё посетовал – жаль, де, что канала тут нет. Но дальше царских сожалений в ту пору дело не пошло.

В конце 18-го века появилось несколько вариантов строительства канала – их предлагали местные купцы и предприниматели. Водный путь позволил бы им переправлять в нужные места сырьё и товары, способствовал бы оживлению торговли.

Однако правительство сочло все предложенные проекты слишком дорогостоящими и трудоёмкими. То же самое повторилось и в 19 веке: идеи и начинания различных лиц – отвергались.

В 1900 году показалось, что работа профессора Тимонова, за которую он получил золотую медаль на выставке в столице Франции – будет воплощена в жизнь. Однако этого не случилось. И даже в начале Первой мировой войны, когда канал очень пригодился бы российскому флоту, к его строительству так и не приступили.

Канал, о котором на протяжении нескольких веков лишь мечтали, был построен за считанные месяцы, в начале 30-х годов 20-го века. Стоило И.В. Сталину проявить соответствующую инициативу, как был образован Особый комитет, задачей которого стало – руководить строительством.

Сразу было решено сократить до предела расходы, и проложить канал в рекордные сроки, чтобы показать всему миру мощь советской страны. Валюта и импортные материалы при строительстве Беломорско-Балтийского канала имени Сталина не использовались вообще. Только рубли – и то по минимуму.

Кто строил Беломорско-Балтийский канал

Самым дешёвым оказался труд заключённых. В общей сложности сюда было направлено около 280 тыс. узников ГУЛАГа. Даже жаргонные слова «зэк», «зэка» – родились именно тут. Когда появилось определение «трудовой фронт», тогда же невольников стали называть – «заключённые каналоармейцы».

Из-за нереально коротких сроков, использования самых примитивных и дешёвых материалов и каторжного труда, канал не удалось сделать таким, каким его проектировали. Он оказался мельче – средняя глубина была чуть больше 3,5 м, и впоследствии его пришлось реконструировать и углублять, ведь иначе по нему не смогли бы пройти тяжёлые суда.

Интересные факты о Беломорско-Балтийском канале:

  • Длина канала составляет 227 км.
  • Он включает около 100 сложных гидросооружений.
  • В июле 1933 года Сталин с приближёнными совершил прогулку по каналу на катере.
  • Открытие Беломорканала состоялось в августе 1933 года.
  • По официальным данным, во время строительства умерло около 13 тыс. человек. По неофициальным – до 200 тыс.
  • До 1961 года канал носил имя Сталина.

В 1932 году выпустили знаменитые папиросы «Беломорканал». Из-за своей дешевизны, этот вид табачных изделий сразу приобрёл огромную популярность. На пачке, разумеется, был изображён Беломорско-Балтийский канал на карте СССР.

В годы Великой Отечественной войны Беломорканал неоднократно бомбили. Людей, живших в этих местах, эвакуировали. Часть же шлюзов была взорвана советскими войсками «чтобы не достались врагу».

После Победы гидротехническое сооружение восстановили в короткие сроки. К середине лета 1946 года судоходство по каналу возобновилось.

Значение Беломорско-Балтийского канала

Сегодня значение канала велико, он является частью глубоководной системы России. Природные богатства Карелии и Кольского полуострова, благодаря работе канала, кратчайшим путём доставляются к местам их переработки.

Масштабная реконструкция Беломорканала, к которой приступили в 70-х годах, продолжается до нынешнего времени.

Достопримечательности

Беломорканал даёт туристам возможность побывать на Соловецких островах, в знаменитом монастыре. Водный путь необыкновенно красив! Местные жители приносят к местам стоянок катеров и теплоходов копчёную рыбу, солёные грибы, варенье из северных ягод.

Интерес представляет историко-культурный комплекс, рассказывающий об истории строительства грандиозного гидротехнического сооружения, памятники заключённым, а также сами шлюзы Беломорканала, так называемая «Повенецкая лестница». По ней корабль может подняться или спуститься почти на 70 м.

Туристы возвращаются домой с огромным количеством фотографий, а впечатления от увиденного остаются с ними на всю жизнь.

Что посмотреть рядом

Путешествуя по Беломорско-Балтийскому каналу, стоит осмотреть городок Медвежьегорск. Здесь находится немало мест, связанных с отечественной историей.

Музей железнодорожного транспорта, хоть и невелик, представляет интерес для любителей техники. В Городском музее, который размещён в бывшем здании Управления Беломорканала, собраны многочисленные экспонаты. Здесь вы увидите и археологические находки, и документы 20-го века.

В окрестностях Медвежьегорска расположены укрепления. По приказу финнов, захвативших Карелию в военные годы, их строили военнопленные и подневольное гражданское население. Ныне укрепления пользуются вниманием туристов – согласно легендам, где-то там спрятаны сокровища, награбленные во время войны.

В городе Повенец, расположенном по соседству, открыт Музей истории Беломорканала – в нем хранятся фотографии, архивные документы, личные вещи каналоармейцев.

Неподалёку от канала также находится заброшенная деревня Пегрема , посетив которую, можно представить, как жили раньше люди в северных краях.

В местечке Сандармох раскинулось кладбище. Здесь хоронили расстрелянных и умерших заключённых, которые строили Беломорско-Балтийский канал. В часовне можно прочесть расстрельные списки и помолиться за погибших.

Хотите увидеть канал своими глазами? Мы поможем организовать поездку!

Источник

Беломорканал: стройка века и его трагедия

Константин Гнетнев: «Настало время говорить об истории ББК серьёзно, без лозунгов, истерик и политиканства».

Карельский писатель, журналист и публицист Константин Васильевич Гнетнев хорошо известен в республике. Несколько его книг посвящены истории Беломорско-Балтийского канала. Интерес этот не случаен: он вырос на берегу канала, на 17-м шлюзе, куда его привезли раскулаченные родители в месячном возрасте. Книга «Беломорканал: времена и судьбы» вошла в шорт-лист Литературной Бунинской премии.

Наша беседа с Константином Гнетневым состоялась после завершения международной научной конференции в Национальном музее РК, посвященной ББК. Константин Васильевич выступил с сообщением «О некоторых особенностях кадровой политики на ББК в 30-50-е годы ХХ века».

– Всем известно, что на строительстве Беломорско-Балтийского канала работали заключенные. Но вот я обратила внимание на факт, который прозвучал в вашем выступлении: да, ББК – это первая советская каторга. Однако искусственную судоходную трассу следует признать также и памятником российским конструкторам, инженерам и рабочим, которые спроектировали и всего за 20 месяцев прорубили её в скалах и в каменистой северной земле. Причем многие сооружения выполнены с таким высоким качеством, что служат людям до сих пор.

–Это действительно так, и десятки тысяч заключенных, свезенных со всего Советского Союза, трудились с огромным энтузиазмом.

Там что, проводили сеансы массового гипноза?

– Конечно, нет. Для меня ББК – это еще и пример хорошо организованного труда большого числа людей. Это блестящее воплощение особой технологии, которую мы называем PR. Это особая система работы с людьми, направленная не только на формирование внешней среды, но и такой атмосферы внутри коллектива, которая позволяла добиться высокопроизводительного и качественного труда. Этому было подчинено всё на строительстве.

На выставке в Национальном музее увидела интересную фотографию: на ней изображена символическая могила филонов – рабочих, которые выполняют план на 20-40 процентов. Названы их фамилии.

– На строительстве не только клеймили отстающих, но и чествовали передовиков. На ББК выходила своя газета «Перековка» , работал специальный издательский отдел и типография с коллективом в 50 человек. На всех участках издавали свои «перековки». Мне довелось полистать их: газеты не только публиковали списки ударных бригад и фотографии передовиков, их полосы не только наполнялись лозунгами и призывами. В газетах печатались критические материалы заключённых строителей на бригадиров и других руководителей, кто, как им казалось, мешает делу. К слову, специальным приказом начальника Беломорстроя, то есть Беломорско-Балтийского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР предписывалось всем руководителям отвечать на газетную критику в течение трёх суток.

На строительстве канала работал мощнейший пропагандистский аппарат. Соревнование шло без дураков. И подавляющее количество работников верили, что они действительно работают на стройке века, что после завершения строительства у них будет другая жизнь.

Весь мир был очарован размахом, мощью, величием строительства. Именно это отмечали приезжавшие на ББК именитые советские и иностранные писатели . Сегодня иногда можно прочитать, что их подкупали, чтобы они писали хвалебные материалы. Это просто смешно: ведь не дураки сюда приезжали, которых можно было «подкупить» бутылкой коньяка и куском колбасы.

Я читал стенограмму беседы , на которую к писателям пригласили главного инженера строительства Хрусталева. Там речь шла о величии замысла и грандиозных масштабах строительства, о новых, применённых только здесь методах работы. ББК действительно превосходил все существовавшие тогда искусственные водные пути: и Суэцкий, и Панамский каналы, да и другие.

Что же касается организации трудового подъема… Приведу один пример: зимой 1932 года на завершении строительства канала 165, это в северной части Водораздела, между 7 – 8 шлюзами, был объявлен так называемый штурм . Со всех участков стройки сюда отправляли передовые бригады и лучших специалистов. Во время штурма 30 тысяч заключённых работали круглые сутки. Так вот, вдоль котлована была проложена узкоколейка, по ней ходила дрезина с духовым оркестром на платформе, который играл день и ночь. Там же в котловане круглые сутки работала выездная типография и редакция газеты «Перековка».

По условиям соревнования в Беломорстрое бригады-победительницы вообще работали под музыку духового оркестра. Художники писали портреты передовых рабочих, в течение рабочего дня членам передовой бригады привозили горячие пирожки…

Конечно, не всех можно было мобилизовать похвалой в стенгазетах, куплетами агитбригад и пирожками. Специалисты, интеллигенты, учёные, представители интеллектуальной элиты, которых на ББК было немало, относились к такого рода методам перековки крайне скептически и даже насмешливо. Но так ведь они и в котлованах не работали и тачек «по дощечкам» не катали.

Большинство строителей были люди простые и малограмотные , в массе своей осужденные за бытовые преступления. Они расценивали все это как признание и оценку их труда. Особо отличившихся награждали специальным знаком «Ударник Белморстроя», дававшим в лагере особые привилегии. Не знаю, есть ли тут параллели, но он очень похож на знак депутата Верховного Совета.

Инженер-путеец в третьем поколении, представитель знатного российского рода Вяземских Орест Валерьянович Вяземский вспоминал, как на следствии он поинтересовался, в чем конкретно его обвиняют. «Вы не были советским человеком», – ответил следователь НКВД . Несоветского человека Вяземского приговорили к пяти годам заключения в лагере. После завершения работ на строительстве его, как и других проектировщиков и инженеров, наградили орденом и выпустили из лагеря. Так вот Вяземский высоко оценивал организацию работ на ББК, где трудилось более 160 тысяч человек, а его оценка дорогого стоит.

Инженерно-технические работники находились в ином положении, чем рабочие: они жили свободно, к ним приезжали родственники. Хотя они тоже были заключенными.

Я читал дневники В. Алымова, поэта и одного из каналоармейцев . В то время он жил в Кеми и записал в дневнике: ходил на постановку оперы Бородина «Князь Игорь»! В театре в Беломорске играли шекспировкого «Короля Лира». В Медвежьегорске работал свой театр и давал концерты симфонический оркестр. Даже в такой захудалой деревне, как Майгуба под Надвоицами – она ушла под воду весной 1933 года, – работал свой лагерный театр из профессиональных актёров.

Когда после завершения строительства ББК многих заключенных перевели на сооружение другого канала – имени Москвы, знаете, что они увозили с собой в первую очередь? Дом культуры из Медгоры. Они разобрали его по бревну, а потом собрали в подмосковном Димитрове. И там прошел последний слет ударников ББК .

В Карелии хорошо известно имя композитора, музыканта Леопольда Теплицкого . Он создал за свою жизнь два симфонических оркестра, второй из них – оркестр Карельского радио и телевидения (ныне не существующий). А вот первый симфонический оркестр Теплицкий организовал на строительстве ББК, он был одним из каналоармейцев.

Жизнь Теплицкого – это вообще целая книга! Только один сюжет из неё дал основу знаменитому фильму «Мы из джаза» . Теплицкого послали за опытом музыкального сопровождения немых фильмов (таперства) в США, он встречался с родственниками, эмигрировавшими после революции. А когда вернулся в СССР, организовал первый в СССР концертный джаз-банд, давал блестящие концерты, стал знаменит, с ним пел молодой Утёсов, именно к Теплицкому приезжала негритянка – джазовая вокалистка. Только финал в жизни оказался иным: Теплицкому поставили в вину и Америку, и американскую родню, и негритянку. Срок он отбывал на ББК.

Но на фоне этих фактов – существования театров, оркестров особенно чудовищна массовая гибель тысяч людей от непосильного труда, антисанитарии, плохого питания – дневной рацион 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей, издевательств, расстрелов без суда и следствия…

– Да, и это тоже ББК. Мы говорили о передовиках. А если человек был слаб и даже норму выполнить не мог? Ему снижали пайку, он недоедал и на следующий день уж точно не имел силы, чтобы выбиться в передовики… Если не было блата, верных товарищей в среде лагерных «придурков», то есть при столовой, штабе или санчасти, такие очень быстро заканчивали жизнь в лагерной больничке и на кладбище. Такие кладбища есть неподалёку от гидроузлов. С ББК, а точнее с Соловков, в нашей стране берет начало путь который привёл на территорию, что мы называем теперь «архипелагом ГУЛАГ».

Почему идеи и даже реальные предложения по строительству Беломорско-Балтийского канала, существовавшие более 200 лет, не были реализованы царским правительством? Пугали полное бездорожье, крайне низкая плотность местного населения и в этой связи очень большие ожидаемые затраты. В Советском Союзе канал был построен, потому что был остро необходим для укрепления обороноспособности страны и развития северных территорий . И построен благодаря бесплатной рабочей силе – заключенных в Советской стране всегда хватало. Погибали на канале одни, везли в эшелонах других. Часто людей судили по сфабрикованным делам.

Интересна в этом плане судьба инженера К. М. Зубрика , получившего известность оригинальными конструктивными разработками на Беломорском канале. Полтора года после ареста он не знал своего приговора и даже срока заключения. Ему просто забыли их сообщить. Для НКВД это было неважным. И только в июне 1932 года по запросу жены он узнал, за что и на какой срок осужден. К. М. Зубрик получил орден и был освобожден из заключения сразу же по завершении строительства Беломорско-Балтийского канала.

Сегодня известно имя человека, который указал властям на громадные ресурсы для осуществления строительства, – Нафталий Френкель . Насколько можно подробно я описал жизнь этого человека в своей книге. Авантюрист и уникальная личность. Родом он из Одессы, учился за границей. Сошелся с известным бандитом Мишком Япончиком, причем, стал его мозговым штабом и главным финансистом. Когда руководство банды расстреляли, только Френкеля в последний момент отправили в лагерь на Соловки .

Он попал туда в «золотое» время острова. До появления Френкеля Соловки были обычным местом заключения. Здесь выпускали журнал и газету, проводили сельскохозяйственные опыты, собирали коллекции для местного музея, ставили спектакли в собственном театре, занимались спортом. Священники и епископы служили в церкви, а спортсмены играли в футбол и бегали на лыжах.

Френкель возмутился: государство бесплатно кормит своих преступников! Содержание одного заключённого обходится стране аж 900 рублей в год! Он предложил систему организации трудовых лагерей, работая в которых заключенные сами бы зарабатывали на свое содержание. Он доказывал, что лагеря могут быть экономически рентабельными . Его назначили начальником производственного (экономического) отдела Соловецкого лагеря. Было закрыто все, что, по его мнению, мешало работать и требовало дополнительных затрат: журнал, газета, театр, музей. Заключенные обязаны были работать, их, как обычные средства производства, сдавали в аренду, как теперь говорят, в лизинг.

Систему Н. Френкеля трижды обсуждали на заседаниях Политбюро ЦК, и в конце концов утвердили. И Соловецкий лагерь быстро стал самоокупаемым . Власть решила – вот он неисчерпаемый ресурс будущего развития страны! Нафталий Френкель был назначен руководителем работ на ББК. Это не самая высокая должность на строительстве, но авторитетом и влиянием он пользовался большим.

Френкель постоянно совершенствовал себя как личность. У него была великолепная память, он не пользовался записными книжками, не вел дневников и записей, хорошо помнил любого человека, с которым сталкивался хотя бы раз. Не пил, не курил, ел мало и очень простую пищу, терпеть не мог собраний, считая их пустой болтовней. Для него сутки не делились на день и ночь. В течение 24 часов он научился засыпать три-четыре раза, но спал при этом не более двух часов. Не знал ничего кроме работы, порой был жесток и беспощаден.

Неужели за все время не было акций протеста? Все безмолвно принимали и сносили несправедливость?

– Было множество побегов, случались акции протеста. Но бунтовали, как правило, на отдалённых лагпунктах и по бытовым причинам, к примеру, не привезли вовремя хлеб. Разумеется, руководство лагеря жестко наказывало зачинщиков, на ББК был свой суд – выездная сессия Верховного суда Карелии и свой прокурор, но больше тех, чьи действия вызывали недовольство: они ведь тоже были заключёнными. На ББК, несмотря на то что это лагерь, не существовало ни колючей проволоки под током, ни высоких заборов. 221 километр трассы контролировали всего 36 чекистов. Охранники тоже были заключенными.

Как относилось местное население к каналоармейцам?

– Сочувствовали, жалели. Но открыто проявлять свои чувства боялись, чекисты вели работу и среди местного населения. В свою очередь руководство лагеря следило, чтобы местное население не обижали.

В архиве есть такой приказ начальника лагеря. Боец из лагерного патруля зашёл в крестьянский дом в какой-то деревне и забрал у хозяина носки домашней вязки. Крестьянин пожаловался, и охранника арестовали.

На конференции прозвучал вопрос: куда подевалась после завершения строительства огромная масса людей?

– Во-первых, за эти годы выросло население Карелии – почти на 100 тысяч. Заключенные оставались работать на канале – в штатах эксплуатации гидроузлов и судовых путей, на вспомогательных производствах. Работали тысячами и вокруг него – валили лес . Многие, наверное, хотели бы уехать, но им просто некуда было деваться – это же 1933 год, тотальная разруха в стране, голод, аресты по вокзалам.

Тысячи других перевезли на новое строительство на реке Свирь, на строительство БАМа, а также другого канала – имени Москвы, где был успешно, если это слово здесь допустимо, использован опыт ББК. Новая стройка была тоже ударной, но завершилась иначе, чем в Карелии. Под звуки духовых оркестров и разрезание ленточек почти все руководство МВС (Москва-Волга строительство) — всего 119 человек — арестовали и по сфабрикованному делу расстреляли . Всех.

Сохранились ли воспоминания участников строительства, изданы ли они отдельной книгой?

– Такой книги нет, да и как таковых воспоминаний немного, их приходится выискивать по самым различным источникам и архивам. Раньше арестами и сидением в зоне не хвастались. Страх засел у бывших каналоармейцев на генетическом уровне. Отбывание наказания на ББК оставалось клеймом на всю жизнь. В 1937-1938 годах расстреливали просто за то, что когда-то побывал на ББК. Органы «подметали» бывших заключенных и позже, в 1941-м, в начале 50-х.

Так, не был при жизни реабилитирован Леопольд Теплицкий. Остался в Карелии А. Бекман. Не пустили домой в Ленинград М. Григоровича. Трудна судьба философа академика А. Лосева . Перед освобождением его наградили знаком ударника ББК, разрешили вернуться в Москву, но преподавать не дали. Больной, полуослепший ученый с мировым именем ездил с лекциями по области, чтобы заработать на кусок хлеба. Постоянно работать он смог только в Московском областном пединституте.

На конференции прозвучало предложение о создания в Карелии музея Беломорско-Балтийского канала, сыгравшего значительную роль в истории нашей республики. Хотя канал был государством в государстве. Руководство республики даже не бывало на строительстве. Мемориал у нас естьв Сандармохе, его называют памятником жертвам ББК.

– С Сандармохом не всё так просто. Как известно, массовые расстрелы там приходятся на 1937-1938-й годы, но ведь строительство канала завершилось четырьмя годами ранее, в 1933-м. Конечно, часть умерших и расстрелянных строителей ББК похоронена там – Повенец был административным центром лагерного строительства, но расстрельные места есть практически у любого более-менее крупного населенного пункта Карелии. Так что именовать Сандармох трагическим памятником жертвам одного только ББК, по моему мнению, большая натяжка.

Есть и другие соображения. Много лет назад я переписывался с редактором медвежьегорской районной газеты Василием Васильевичем Гравитом, краеведом и историком, ныне покойным. Он утверждал, что в Сандармохе были расстреляны и наши военнопленные – строители мощнейших финских подземных укреплений на окраине Медгоры . Это тоже была гигантская стройка, причём под землёй. И никто не встречал ни одного участника этого строительства. Куда же они подевались? Другой бывший партизан и руководитель рассказывал мне, что многих наших перебежчиков и предателей, выданных СССР Финляндией после Великой Отечественной войны, также расстреливали под Медгорой.

Я очень надеюсь, что когда-нибудь появится серьёзная монография по истории сооружения Беломорско-Балтийского канала, что найдутся молодые ученые, взявшиеся за такой тяжкий труд. Документов множество, часть их хранится в архивах и музеях Карелии, Москвы и в других регионах, они ждут серьезных исследователей, свободных от любой конъюнктуры.

История строительства ББК грандиозна, трагична и очень поучительна. И настало время говорить о ней серьёзно, без лозунгов, истерик и политиканства.

Автор: Валентина Чаженгина

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector