Архитектура и строительство древнего китая

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Китайская архитектура

Еще одной колыбелью древнейшей цивилизации можно считать Китай, где уже в III тысячелетии до нашей эры существовала развитая культура, не последнюю роль в которой играли архитектура и искусство.

Пагода Большого Гуся в Сиане

Развитие древней китайской архитектуры можно разделить на несколько временных отрезков — периодов правления династий:

  • Династия Шан ( около 1300 г. до нашей эры) — в этот период происходит расцвет культуры на фоне зарождения многих новых видов искусства.
  • Династия Чжоу ( с конца II тысячелетия до нашей эры по III век до н. э.) — культура и искусство достигают наивысшего подъема. В произведениях искусства этого периода изображаются славные моменты исторического прошлого. Вместе с тем художники и скульпторы зачастую обращаются к природе в поиске нового источника вдохновения.
  • Династия Хань ( с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры) — в этот период идет объединение разрозненных земель, за счет чего границы империи расширяются. В это же время формируется своеобразное китайское мировоззрение, основы которого дошли до наших дней практически в неизменном виде. Во время правления династии Хань все внимание творцов было сосредоточено на правдивом изображении окружающей действительности.

После падения династии Хань китайскую империю на протяжении нескольких веков терзают междуусобные войны, пока в VI столетии нашей эры не происходит новое объединение страны.

Китайцы ведут захватнические войны во многих странах, оказывая воздействие на культуру других народов. Но вместе с тем местные традиции проникают и в китайские культурные устои. Так, из Индии приходит буддизм, а вместе с ним появляются и новые типы сооружений. В их числе можно назвать знаменитые пагоды, построенные из природного камня или кирпича , и возвышающиеся наверх в несколько ярусов, а также выдолбленные в толще скалы пещерные храмы.

Архитектурные особенности китайской пагоды

И хотя на китайскую архитектуру оказывали влияние традиции зодчества других народов, все же она развивалась в собственном русле. В древнем Китае строили монастыри и храмы, а также целые дворцовые ансамбли для правителей и роскошные дома для вельмож и знати.

Среди самых распространенных строительных и отделочных материалов того периода можно назвать следующие:

Под влиянием внешнего вида построек из бамбука, некоторые архитектурные сооружения принимали своеобразную форму. Например, углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

Дворец Эфан — одно из наиболее известных сооружений династии Цинь ( город Сиань, провинция Сычуань).

В начале нашей эры строятся новые крупные города, в архитектурном облике которых важную роль снова играют дворцы, которые представляли собой целые масштабные комплексы с грамотно устроенными входными воротами, изящными павильонами и роскошными бассейнами. Вся территория дворцового комплекса была грамотно оформлена в лучших традициях ландшафтного дизайна того периода.

Дворцовый комплекс » Запретный город»

Для мировоззрения китайцев с древнейших времен характерна любовь к природе во всех ее проявлениях. Они очень чутко воспринимают природную среду как важную часть жизненного пространства. Эта особенность находит свое проявление с экстерьере храмов, которые объединяются в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садово — парковыми ансамблями. В непосредственной близости можно встретить отдельные постройки пагод.

Китайская пагода

Китайские мастера славились своим строительным искусством с глубокой древности. Поэтому в истории архитектуры древнего Китая сохранились и многие гидротехнические сооружения, плотины и каналы.

Но самым известным техническим сооружением по праву считается Великая китайская стена , которая защищала страну от нападения кочевых племен. Это грамотно продуманное фортификационное крепостное сооружение, которое многие века считалось почти неприступным.

Великая Китайская стена

Источник

Китайская архитектура – от древности до современности

В каждой стране есть, в числе прочих, какой-то один свой, оригинальный национальный архитектурный стиль и традиции, какие-то отдельные древние или не очень архитектурные сооружения самого разного назначения, которые давно уже стали своеобразной визитной карточкой этой страны.

Такой «визитной карточкой» Поднебесной являются средневековые Врата Небесного Спокойствия или ворота Тяньаньмэнь на одноимённой площади в центре Пекина; их изображения печатают на открытках, выполненные в китайском национальном архитектурном стиле пайлоу или пайфан, они попали и на государственный герб страны, и теперь символизируют, согласно официально принятой трактовке, древние традиции Поднебесной и её великого народа.

Архитектура в Древнем Китае – коротко самое главное

В истории китайского зодчества историки-востоковеды, равно в самом Китае и за его пределами, традиционно выделяют несколько периодов с характерными, только им присущими архитектурными традициями и стилями.

В частности, древнейший после эпохи неолита период Шан Инь, за ним период Чжоу, период «Борющихся царств» и так далее.

Такое деление архитектурных стилей по эпохам и периодам напрямую связано с историей и культурой ранних китайских царств и отдельных провинций, а затем и империй, и хронологически идёт по восходящей – от зодчества неолита и раннего феодального периода в Средневековье, а затем уходит в Новое и далее в Новейшее время.

Причём для этих двух последних периодов, и в особенности для Новейшего времени, больше характерны преемственность традиций и стремление к наиболее полному сохранению объектов исторического и культурного наследия китайского прошлого в разных концах страны, что отчасти связано с широко распространёнными в Поднебесной идеями конфуцианства.

Многие из таких объектов давно уже признаны памятниками Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одним из самых ярких примеров стремления современных китайцев сохранить архитектурное наследие предков является многовековая история вышеупомянутых ворот Тяньаньмэнь, которая началась ещё в эпоху Мин (XIV век) и продолжается до сих пор.

Вынуждены, однако, признать, что зачастую жителями Поднебесной движут какие-то сиюминутные меркантильные соображения и что тогда это делается, прежде всего, ради личной наживы – как в случае с традиционными сыхэюянями (подробнее о них чуть ниже) в старых, центральных районах китайской столицы, которые, то бишь эти самые сыхэюани, сдаются внаём приезжим, в том числе иностранцам, переоборудуются под мелкие точки общепита, в которых для туристов готовятся в основном блюда китайской национальной кухни и так далее.

В условиях постоянного противостояния и междоусобных войн в древнем и средневековом Китае наибольшее внимание уделялось, понятно, строительству оборонительных, фортификационных и инженерных сооружений, реже памятников, в том числе воинской доблести, а во времена относительного затишья – дворцов и целых дворцовых комплексов (Запретный Город, Горное пристанище от летнего зноя), даосских и буддийских храмов (всевозможных пагод и ступ) и монастырей, а также «общегражданских» сооружений вроде традиционных китайских сыхэюаней, фанз и яодуней.

Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий.

Преобладающим материалом в древней китайской архитектуре было дерево.

Особенности традиционной китайской архитектуры

В числе главных таких особенностей китайского зодчества как можно более чётко выверенная ориентация зданий и архитектурных комплексов по сторонам света, по осям север-юг, запад-восток и расположение комнат и их меблировка по знаменитым правилам фэн-шуй.

Причём главными всегда считались постройки на северной стороне, а второстепенными – все остальные.

Так, в северном здании традиционного китайского сыхэюаня, представлявшего собой единый «жилищный комплекс», состоящий из четырёх жилых построек главными фасадами вовнутрь, образующих внутренний двор, всегда располагались покои главы семьи или хозяина дома, точнее, двора – там всегда было больше света.

Кстати, по воображаемой оси север-юг в Китае ориентированы и культовые сооружения – храмы и монастыри.

Ещё одна особенность традиционной китайской архитектуры заключается в особом акценте на симметрии – этот акцент легко прослеживается, например, в конструкциях дворцов, храмовых сооружений и, конечно, памятниках китайского садово-паркового искусства.

Немалую роль в Китае издревле играли, как играют до настоящего времени, и (простите за тавтологию!) малые архитектурные формы, украшающие входы в богатые китайские дома – небольших размеров скульптуры животных, в том числе мифических, самого разного предназначений и «функционала» – вплоть до отпугивания злых духов.

Такой с позволения сказать туземный бестиарий объясняется самым настоящим культом животных в китайском народном фольклоре, каждому из которых отводится некое символическое значение и своё особое место.

Кстати, абсолютно ту же роль, отпугивание всевозможных злых духов, играют и традиционно изогнутые края китайских крыш.

Шедевры архитектуры Китая

Счёт шедеврам древнего китайского зодчества – объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО – сохранившихся до наших дней идёт на сотни, всем этим дворцам, храмам, алтарям, сооружениям мемориального характера и так далее, и они разбросаны по всему Китаю.

  • Запретный Город,
  • Горное пристанище от летнего зноя.

Пагоды и иные культовые сооружения –

  • Большая (Даянь) и
  • малая (Сяоянь) пагоды диких гусей в Сиане, провинция Шенси,
  • Храм Тяньнин и другие.

Мемориалы и памятники –

и другие сооружения.

Современная архитектура Китая

Что же касается именно современной китайской архитектуры, то речь здесь должна идти больше о типовой многоэтажной панельной застройке в крупнейших китайских мегаполисах.

Квартиры в таких городских многоэтажках насчитывают, как правило, 20-30 кв. м. общей площади, а в совмещённых санузлах нет ни ванн, ни унитазов – их заменяют простым душем и «многофункциональной» дырой для слива воды и нечистот.

При этом богатые китайцы предпочитают жить в собственных виллах за городской чертой.

Однако даже при таких печальных, в общем-то, для себя «раскладах» китайцы всё ещё способны удивить весь остальной мир.

Вот лишь несколько примеров подлинных шедевров современного китайского зодчества:

  • Штаб-квартира корпорации Alibaba в Ханчжоу;
  • Здание Банка Китая в Гонконге;
  • Театр в Вужене;
  • Глобальный центр «Новый век» в Чэнду;
  • Отель «Шератон» в Хучжоу

и ряд других очень необычных и весьма оригинальных суперсовременных сооружений по всей стране, в том числе и в самом Пекине.

Современная мусульманская архитектура в Китае

На сегодня в Китайской Народной Республике насчитывается 39 тысяч мечетей, большая часть из которых – 25 тысяч таких сооружений находятся в Синьцзяне, исторически тесно связанным со Средней Азией и Ближним Востоком. Именно этим и объясняется такое средоточие мусульманских культовых сооружений в этом местности.

Внешне здешние мечети едва ли отличаются от своих даосских и буддийских «собратьев». А вот в западных районах Китая они имеют классические атрибуты мечетей Среднего Востока, включая высокие минареты, традиционные для арабского Востока купола и арки.

Источник

Древний Китай – архитектура. Религиозные постройки и дворцы

За долгое время существования Срединного Государства (так называют китайцы свою Родину) были созданы многочисленные, уникальные объекты архитектурного искусства, по сей день вызывающие восхищение. В их числе такие шедевры, как пышные дворцы и разнообразные обычные жилые постройки, прекрасные своим колоритом, башни и исполненные поэзии беседки, искусные пагоды и потрясающие воображение даже современных инженеров мосты.

Храмы, монастыри, религиозные постройки

Исконно китайской религией считается даосизм, однако китайцы исповедовали и другие религии, такие как ислам, буддизм и даже христианство. Культовые сооружения у каждой религии значительно отличаются друг от друга и называются по-разному в китайском языке. Тем не менее, именно буддистские храмы можно встретить в любой точке страны и, несомненно, являются высокой культурной, религиозной и архитектурно-художественной ценностью.

Буддизм был привнесен в Китай из Индии, но вот буддистская архитектура щедро впитала в себя национальные китайские традиции. При постройке храмов в древности использовался один и тот же принцип или план: по центру передней стены располагались главные ворота «шаньмэнь», а во дворе храма, по обе стороны от ворот, строили две колокольни. Если следовать дальше, то по центральной оси располагался «Павильон Небесного бога», затем «Павильон главных сокровищ», и «Хранилище сутр» в третьем дворе. По бокам от дворов располагались кельи и трапезная. По своему архитектурному облику буддистские храмы Китая близки к императорским дворцовым застройкам, они так же блистательны и великолепны – в этом важное отличие китайских буддистских храмовых комплексов.

Как правило, подобные сооружения возводились в удалении от шумных поселений, часто такие постройки можно встретить в горах. Среди таких храмов наиболее известны четыре: Утайшань, Цзюйхуашань, Эмэйшань, Путошань.

Китайские пагоды

Впервые пагоды появились в индийской архитектурной традиции. Первоначально пагоды ставили в Индии на местах захоронений высокопоставленных монахов, в таких сооружениях хранили прах умерших.

Китайские пагоды поначалу имели форму квадрата, позже стали использоваться шестиугольные, восьмиугольные и даже круглые формы, возводили их из всевозможных материалов: от дерева до камня и даже есть пагоды из железа и меди, а так же из обливного кирпича. Количество Древнекитайские пагоды обычно имеют нечётное количество уровней, наиболее распространены постройки 5-13 уровней.

Наиболее известные пагоды Китая: Деревянная пагода в провинции Шаньси, Пагода «Больших Журавлей» в Сиане, Железная пагода в Кайфэне, Пагода в Ароматных горах в Пекине, Пагода в монастыре Кайюаньси в уезде Цзиньсянь.

Деревянная 9-уровневая пагода в провинции Шаньси построена почти тысячу лет тому назад и имеет высоту 70 метров. Это самая древняя сохранившаяся деревянная башня в мире, при этом она построена по уникальной анти-сейсмической технологии, за все эти годы ни одно землетрясение её не разрушило.

Дворцы

Дабы акцентировать внимание на высоком положении императора, в стилистике дворцовых построек обязательно присутствует особое величие и пышность.

Старинные китайские дворцы как правило разделяются на две части –парадную или официальную, и повседневную или жилую. План дворца выстраивался вокруг оси, которая определяла принцип расположения всех остальных построек.

Крыши дворцов часто делали многоуровневыми, с загнутыми вверх углами, которые часто украшали фигурками птиц и зверей. Такие крыши придавали контуру постройки изящество и одновременно несли защитные функции – под такими крышами внутренние сооружения были долговечнее. Дождевую воду, стекавшую с крыш, отводили подальше от стен и фундаментов, за счет чего деревянные стены не портились от влаги. Императорские дворцы накрывали жёлтой черепицей, что было символом императорской власти.

На протяжении многих тысячелетий императоры не жалели человеческого труда и материальных затрат на возведение дворцов, поражающих своей масштабностью. К великому сожалению, большинство из них стали жертвами огня, поскольку такие постройки традиционно возводились из дерева. По сей день полностью уцелел лишь Дворец Гугун в центре Пекина (другое название дворцового ансамбля – «Запретный город»). Его вы можете часто видеть в китайском историческом кино. Сейчас там находится государственный музей. В Запретном городе жили императоры Миньской и Цзиньской династий. Парадный павильон Тайхэцзянь во дворце Гугун – крупнейший подобный павильон в Китае.

Еще больше интересных статей на канале «Удивительный Восток». Ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал!

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector