Архитектура и строительство древнего востока

Тема №3. Архитектура Древнего Востока.

Как вид искусстваархитектура начинает формироваться в древних культурах Месопотамии, Египта, Вавилона, Персии, Индии, Китая. Она непосредственно была связана с развитием рабовладения. Почти все сооружения этих стран — пирамиды, храмы, зикураты, ступы, дворцы — были построены для того, чтобы славить могущество богов и правителей, и поражали своим величием, размерам и масштабности.

В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но — с закромами.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок — фашин того же тростника.

Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

Общий вид Вавилона

Вавилон. Сады Семирамиды —

дворцовый парк на высоте 20 м

Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возможность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки.

Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.

От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.

Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши — наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3 — 4 м. Часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича, в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7 — 10 м.

Камень как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шил только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.

Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах — террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.

История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств, попеременно принимающих на себя роль культурного центра.

Этими центрами были:

ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. — 2300 г. до н.э.);

Вавилон — централизованное рабовладельческое государство (2150 — 1000 гг, до н.э.);

Ассирия — огромная военная держава (1000 — 605 гг. до н э.);

Нововавилонская империя (625 — 539 гг. до н.э.).

Архитектура Древней Персии (VI — IV вв. до н. э.)

Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Двуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Суровая закалка и неприхотливость хорошо организованных персидских отрядов обеспечили им военный успех в походах. Царь Кир в середине VI в. до н. э. завоевывает одно за другим ослабевшие государства Двуречья и Восточного Средиземноморья.

Захват областей с высоким уровнем цивилизации приблизил персов к достижениям оседлой культуры. Заимствуются приемы горного крепостного строительства, тип царских скальных гробниц, монументальная образность дворцов на платформах. При этом не строили специальных оснований, а подбирали подходящие участки и обрабатывали их в виде террас. Дворцы не подавляли своей монументальностью и глухими стенами; они легкие, просторные, со стройными колоннами внутри — на их архитектуру оказали влияние традиции возведения кочевых шатров.

В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю.

Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. На царские стройки сгонялись лучшие художники и скульпторы со всех концов империи.

Укрепленная резиденция, которую начал строить в 520 г. до н. э. Дарий I, получила название Персеполь. Здесь был политический центр империи.

Для строительства была избрана труднодоступная терраса, защищенная горами с северо-запада. С юга и запада терраса была укреплена высокой глинобитной стеной. В скалах над Персеполем устраивались усыпальницы царей.

Планировка ансамбля отвечала характеру организации процессии посланцев с дарами. Поднявшись по главной лестнице — единственному входу, ведущему на террасу, и пройдя пропилеи, посетитель оказывался прямо против ападаны, возвышающейся на высокой платформе, в которой были устроены торжественные лестницы, украшенные величественными рельефами, изображавшими воинов.

Зал ападаны размером 62,5×62,5 м, вмещавший 10000 человек, имел 36 стройных мраморных колонн высотой почти 19 м. На происхождение их формы от деревянных стоек указывает решение капителей, имеющих сложный профиль и высоту около 2/5 от высоты колонны. Перекрытие из прочных кедровых балок допускало широкую расстановку опор.

Исходный элемент персидской капители деревянный брус с пазом для укладки балок крыши.

Оригинальные капители, принципиально новое пространственное решение объектов официальной архитектуры, развитие скульптуры и рельефных облицовок — все это свидетельствует о блестящем расцвете персидской строительной культуры, созданной вавилонскими, мидийскими, египетскими, греческими мастерами.

Источник

ДРЕВНИЙ ВОСТОК И ЕГО АРХИТЕКТУРА

Великое переселение народов – процесс, который происходил на протяжении нескольких столетий, – было вызвано прежде всего глобальными процессами изменения климатических условий. В ходе этого процесса в плодородных долинах рек Инда, Ганга, Янцзы, Двуречья (Тигра и Евфрата) возникают уникальные цивилизации Индии, Китая (сохранившиеся до нашего времени), Месопотамии и создается уникальная архитектура.

Одни из самых древних цивилизаций Востока складывались приблизительно в один и тот же период (более 5000 лет назад) и охватывали территории современных Дагестана и Азербайджана (государство Кавказская Албания), Армении (царство Урарту) и территории междуречья Тигра и Евфрата. На юге у берегов Персидского залива обитали племена шумеров (азиатская подгруппа), а на севере современного Ирака – племена семитов аккадов (их потомками многие историки называют племена хазар, смешавшихся с тюркскими народностями, а в настоящее время дагестанскую народность лакцев, смешавшуюся с арийскими племенами).

Шумеры считаются в настоящее время создателями и носителями месопотамской культурной традиции и цивилизации. И хотя 4500 лег назад шумеры были покорены более многочисленными аккадцами, их цивилизация оказала огромное влияние на более поздние культурные традиции.

Архитектурное развитие Месопотамии делится на четыре основных периода соответственно тому, как развивалась государственность на территории Междуречья. В середине 3 тыс. до н.э. произошло объединение нескольких государств, и в начале 2 тыс. возникает Вавилонская империя. В начале 1 тыс. до н.э. Месопотамию захватывает Ассирия, и возникает новое государство со столицей в Ниневии. К 612 г. до н.э. Ассирийское государство окончательно погибает, возникает Нововавилонское царство (625–539 гг. до н.э.) и Вавилон снова становится столицей. В 539–525 гг. до н.э. происходит завоевание Вавилона персами и возникает могущественная Персидская империя.

Архитектура Двуречья (4 тыс. до н.э. – IV в. до н.э.)

В 4 тыс. до н.э. центром культуры Междуречья становится один из древнейших городов мира Ур, упоминаемый еще в Ветхом Завете. В городе преобладала двухэтажная застройка. Дома богатых людей и зажиточных ремесленников имели высокий уровень благоустройства, ванные, уборные, террасы, замкнутые дворики были обычными для жилых домов Ура. От улицы дома отделялись толстыми глухими стенами, также стенами отделялись друг от друга и городские кварталы.

Интересными архитектурными формами отличались храмовые комплексы. Центром подобного комплекса, его доминантой являлся зиккурат – высокое многоступенчатое сооружение башенного типа. На вершине подобных ступенчатых башен располагались храмы, которые одновременно могли быть обсерваториями. Рядом с храмовым комплексом располагался и царский дворец. Цивилизации этого периода уже имели стройную религиозно-этическую систему, поэтому в городах при храмах существовали многочисленные жреческие коллегии, однако, в отличие от цивилизации Древнего Египта, власть правителя в государствах Двуречья не обожествлялась.

Так как зиккурат становится ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья, то можно рассматривать его как главную архитектурную доминанту.

Зиккурат в городе У ре имел основную платформу высотой в 15 м и размером в плане 62,5 х 43 м; грани платформы облицованы обожженным кирпичом, слегка наклонены внутрь дома – для большей устойчивости (рис. 3.1). Наверх зиккурата могли вести три лестницы, соединявшиеся у каменной террасы. Для того чтобы подняться к самому храму, надо было пройти еще две платформы. О погребальных сооружениях этого периода известно очень немного. Можно только упомянуть царские захоронения в саркофагах, помещавшихся в подземных камерах, над которыми насыпались курганы.

Рис. 3.1. Платформа зиккурата в Уре (Ирак)

Основными строительными материалами были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов. Для дворцовых сооружений применялись кирпич-сырец, обожженный и глазурованный кирпич, который укладывался в стену без раствора. По мере высыхания он спрессовывался и слеживался в однородную монолитную массу. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены. Внешние стороны этих стен расчленялись выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение. Такой профиль стены не столько был декоративным, сколько позволял облегчать кладку без утраты прочности, а также позволял избегать перегрева стены, так как создавал сочетание освещенных и затененных участков. Для большей прочности стены могли армировать пальмовыми стволами или циновками из тростника. Наружные стены облицовывали глазурованными кирпичами, которые образовывали определенный геометрический орнамент или изображения зверей.

Для гидроизоляции использовался битум. Он также применялся как связующий материал для кирпичной кладки, для окраски стен и устройства асфальтовых полов. Двойные толстые стены защищали дома от солнечного перегрева. Крыши в основном были земляными и засевались травой, испарение с которой давало эффект охлаждения. Крышу могли также затенять навесами. Для того чтобы усилить воздухообмен в жилищах, над ними вместо крыши-наката могли возводить глиняные купола вытянутых силуэтов. В отличие от Египта в Месопотамии часто устраивали сводчатые перекрытия из кирпича.

Также в отличие от Египта градостроительство в Древней Месопотамии велось на протяжении трех тысячелетий очень быстрыми темпами. Поэтому можно говорить о цивилизациях Двуречья как о городских цивилизациях. Это цивилизация городской культуры, которая создает собственную письменность, литературу и архитектуру.

Города Месопотамии возникали на достаточно плоском рельефе, который был лишен естественных преград. Поэтому все города защищались мощными крепостными стенами. Самые мощные укрепления имел Вавилон. Они были возведены в VII в. до н.э. царем

Навуходоносором. В плане город имел форму неправильного прямоугольника, лежал на левом берегу реки Евфрат, но постепенно город распространился на правый берег. Все это пространство было опоясано крепостной стеной протяженностью 18 км. Стены были двойными. Внешняя (наружная) стена толщиной 3,5 м, внутренняя стена – более мощная, толщиной 6,5 м. Высота внутренней стены была около 25 м. Стены укреплялись башнями, которые были расположены на расстоянии 25 м друг от друга. Причем по отношению друг к другу они были расположены со сдвижкой. Масштаб сооружения был огромен. Мы можем судить об этом в том числе и по количеству башен. По внешним стенам находилось 240 башен, по внутренним – 360. Снаружи, перед внешней стеной города, располагался большой ров шириной в 25 м (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Вавилон (реконструкция)

Архитектурно-градостроительным ядром города в начальный период развития являлся традиционный для Двуречья зиккурат. Позднее он был превращен в своеобразный дворцово-храмовый комплекс. В состав этого комплекса входили храм в честь вавилонского божества Мардука, башня-зиккурат и царский дворец. С востока к этому комплексу подходила центральная улица Вавилона – «дорога процессий», которая приводила к центральным священным северным воротам, посвященным богине плодородия Иштар. Это был центральный район города. Интересно, что в Вавилоне действовали градостроительные законы, принятые еще царем Хаммурапи, которые регулировали застройку центра города и подчиняли весь градостроительный план общим принципам регулярных приемов застройки. В 707 г. до н.э. при царе Саргоне II недалеко от Вавилона был возведен новый город Дур-Шаррукин, который многие историки архитектуры именуют Вавилонским Версалем. В этом городе-резиденции было принято принципиально иное решение возведения и расположения дворцово-храмового комплекса. Комплекс был расположен не в центре, а на окраине города возле городской стены, и размещен он был на высокой искусственной насыпной платформе высотой в 14 м. Платформа была облицована камнем. Таким образом, дворец и храм были защищены от внешних врагов городской стеной, а от возможных восстаний горожан – платформой и глухими стенами самого дворцового комплекса (рис. 3.3).

Рис. 33. Город Дур-Шаррукин (реконструкция)

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Архитектура и строительство деревянных зданий и сооружений
  • Архитектура и строительство дальнего востока журнал
  • Архитектура и строительство города гомеля
  • Архитектура и строительство вельск
  • Архитектура и строительство в набережных челнах в контакте