Архитектура и строительство древней индии

Архитектура Древней Индии. Особенности архитектуры Древней Индии. Храмы Индии

Индия считается одной из немногих стран, которая сохранила традиции не только в отношении одежды, разных видов искусства, но и в архитектуре. Традиции Древней Индии здесь сохранены практически во всём. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить любой город в этой стране. Совершенные линии будто парящих в воздухе кружевных зданий – такое нельзя встретить в любой другой культуре. Архитектура Древней Индии, безусловно, отличается от той, что можно лицезреть в современных городах. Но, тем не менее, именно она легла в основу каждой постройки, будь то современный отель или храм.

Архитектура Индии как часть культуры страны

Древние индусы представляли Вселенную как нечто невообразимо большое и грандиозное. Именно это повлияло на искусство в целом и на архитектуру в частности. Древние памятники Индии, несмотря на значительные повреждения, удивляют своими масштабами и красочностью. Неразрывное сплетение философского мировоззрения с музыкой, которая как будто застыла в камне, – это именно то, что считается типичной индийской архитектурой. Согласитесь, что невозможно представить себе Древнюю Индию без храмов и дворцовых комплексов, украшенных скульптурами, росписью, высокими куполами и шпилями, покрытыми золотом.

Архитектура Древней Индии так же неразрывно связана с религиозными течениями этого государства. Рельефы, покрывающие большую часть стен старинных зданий, могут поведать многое о мировоззрении индийцев, а также открыть тайны их прошлого.

Отличительные черты индийской архитектуры

Чем же отличается от других архитектура Древней Индии? Кратко описать её особенности можно следующими словами: форма, цвет и полная гармония построек с окружающим пространством и их монументальность. Большое внимание архитекторы уделяли мельчайшим деталям отделки: украшениям на стенах, потолке и даже на крыше. Благодаря этому сооружения, сохранившиеся до наших дней, напоминают кружево, несмотря на свои размеры. Особенно это заметно, если смотреть на храмы и города издалека или с воздуха.

Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью. Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов.

Из чего строили в Индии?

Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.

Древние индийские города

В полной мере понять, какой была архитектура Древней Индии, позволяют обнаруженные останки городов Дхолавира, Лотхал, Калибанган и Рахилвари. Типичная древнеиндийская планировка этих поселений, состоящая из 3-х частей (цитадели или крепости, нижней и верхней части города) до сих пор используется достаточно широко, но в несколько иных масштабах. Исследуя места древнейших городов Индии, археологи могли ещё раз убедиться, что в этом государстве на протяжении многих тысячелетий существовало расслоение общества по принципу принадлежности к той или иной касте. Так, ближайшие к цитадели дома принадлежали знатным людям и были отделены от нижнего города, где проживали ремесленники и бедняки, двойным земляным валом.

Абсолютно отличными от других городов чертами обладал Лотхал – один из самых значимых торговых городов на побережье Индии. Цитадель там была расположена не в центре города, а на максимальном удалении от береговой линии, а граница между верхним и нижним городом проходила по прямой широкой улице. Чтобы избежать подтопления жилых домов, стоящих в непосредственной близости от воды, их возводили на высоких платформах из необожжённого кирпича.

Храмы Индии

Бытует мнение, что тем, кто хочет познакомиться с таким явлением, как архитектура Древней Индии, стоит совершить паломничество в храмы, находящиеся в этой стране. И это действительно так. Их стиль и планировка не претерпели изменений даже спустя 8 тысячелетий с начала своего формирования. В чём же состоит их особенность? Во-первых, это их планировка. Независимо от своего местоположения и размера, все храмы Индии состоят из следующих помещений:

  • святилище (гарбхабриха) – низкое помещение без окон с единственным низким проходом, в котором размещается статуя главного храмового божества;
  • вимана – башня куполообразной или шпилевидной формы, возвышающаяся над святилищем;
  • проход вокруг святилища – прадакшинапатха, по которому посетители храма передвигаются, чтобы совершить обход главной святыни храма;
  • мукхамандапа – небольшой коридор, соединяющий святилище храма с его основной залой, используется в качестве места для хранения религиозных и культовых предметов, жертвоприношений;
  • мандапа – зал, расположенный между главным входом в храм и святилищем, именно в нём прихожане храма совершают религиозные действия;
  • перед входом в храмы располагаются флагштоки и статуи ездовых животных тех богов, которым здесь поклоняются (у бога Вишну – Гаруда, у Шивы – бык Нандин и т. д.);
  • во дворе храма на одной линии с главными воротами и святилищем располагается алтарь для жертвоприношений;
  • окружающая храм стена с башнями, в основании которых обычно расположены дополнительные ворота или святыни богов-спутников (Лакшми, Ханумана, Субраманьи и др.).

По сей день все эти каноны возведения строго соблюдаются, и это придаёт индийским храмам ту самую изюминку.

Самые яркие памятники архитектуры Индии

Архитектурная самобытность индийских храмовых комплексов в последнее время завоёвывает миллионы поклонников. Для того чтобы в полной мере впитать дух Древней Индии, дремлющий в гигантских постройках, стоит посетить несколько уникальных мест. К ним можно отнести комплекс из трёх храмов в Кхаджурахо, которые отличаются от других обилием больших и маленьких статуй женщин (апсарами и сура-сундари), которые будто замерли на мгновение, но совсем скоро снова закружатся в танце. Соперничать с этим храмовым комплексом может разве что белоснежный мраморный Ранакпур, парящий на 1444 колоннах.

Самый красивый и богато отделанный древнеиндийский храм расположен на западном берегу Ганга. Это единственный «золотой храм» в Индии, ведь на его отделку ушла едва ли не тонна чистейшего драгоценного металла. Но самым необычным и величавым храмом по праву считается Кайласанатха – высеченный в скале храм бога Шивы. Несмотря на то что при его возведении строители пользовались примитивными инструментами, отделка и оформление колонн и скульптур поражает своей тонкостью, точностью и воздушностью.

Источник

Традиционная архитектура Индии

Индия – одна из древнейших очагов цивилизации на планете. Архитектура Древней и средневековой Индии – яркое и глубоко самобытное явление. В архитектурных формах индийских зданий нашли отражение и пышная природа этой страны, и местные представления о космосе, мироощущение индийцев.

Главной сферой в архитектуре Индии было культовое зодчество. Древнейшие сооружения Индии были из дерева и до наших дней не сохранились. Но впоследствии, как это часто бывало, их формы были повторены в камне. Основной акцент, как правило, ставился на наружном облике храма. Но в целом ряде архитектурных памятников можно видеть и прямо противоположную ситуацию, когда сооружение имеет развитый, богато оформленный интерьер, но снаружи его архитектурные формы никак не выявлены. Это касается скальных монастырей и храмов (пещерные храмы Карли и Аджанты).

Индийская архитектура тесно слита с природой, наделена ее органикой. Другая важная особенность – скульптурность архитектурных форм, их повышенная пластичность. Скульптура и архитектура сливаются в индийских зданиях в нерасторжимое целое. Причем доминирует в ансамбле именно скульптура. Щедро покрывая здание сплошным ковром, она скрывает, обволакивает его формы, нивелирует детали конструкции. В оформлении таких храмов нашли отражение представления индуизма – древнейшей и наиболее распространенной религии Индии. На некоторое время индуизм потеснил буддизм, возникший в Индии в ок. VI в. Буддистские храмы, в противовес индуистским, отличали значительная строгость и ясность архитектурных форм, как бы очищенных от всего лишнего и суетного.

Такая архитектура словно воплощала представления о совершенном и светлом мире нирваны. Однако к X в. происходит возврат к старым языческим верованиям и традициям, оказавшимся невероятно живучими. Буддизм, тем не менее, сохранялся, и, соответственно, строились и буддистские сооружения. Впоследствии ряд индийских регионов оказался приобщен к мусульманской культуре. Шедевром архитектуры нового типа стал мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Его архитектура – совсем иного типа, нежели традиционная индийская, а потому и не рассматривается в данной главе.

Одним из ведущих типов буддийских сооружений Индии стали ступы. Ступа представляла собой монолит; небольшой реликварий находился наверху этого сооружения. Ступы строили на платформе и окружали двором. Но также их возводили внутри пещерных храмов чайтий. Прототипом формы ступы стал, как и у древнеегипетских пирамид, погребальный курган. Но если у египтян он символизировал первый холм земли в мировом океане, над которым взошло солнце, то здесь это образ Вселенной и небесного свода. Неслучайно в своей основе ступа имеет форму, близкую к сферической. Террасы, лестницы, ведущие во двор ворота организованы по сторонам света.

Однако башнеобразные формы имели и индуистские храмы. Это и образ священной мифической горы Меру, и образ гармоничного, разумного устройства Веселенной. Архитектурные формы индуистских храмов необычайно пластичны, почти скульптурны. Они плотно покрыты скульптурным и архитектурным декором, с которым составляют нерасторжимое целое (храмы действительно могли представлять собой монолиты, но могли и строиться из отдельных камней). Индийские храмы воздействуют на зрителя как своим расточительно щедрым декором, так и пластически цельным силуэтом. Как и герои индийской скульптуры, храм имеет сильное, пластичное тело. Но, как этого требуют общие законы архитектуры, храмовые формы подчинены логическому, упорядочивающему началу, согласно которому организуется и сам скульптурный декор. С появлением исламского влияния с запада, индийская архитектура адаптировалась под новые религиозные традиции. Фатехпур-Сикри, Тадж-Махал, Гол-Гумбаз, Красный Форт – типичные архитектурные сооружения этой эпохи. В период британского колониального господства в Индии появились такие архитектурные стили, как индо-сарацинский и и неоготический. Мемориал Виктории и Вокзал Чхатрапати Шиваджи — наиболее яркие примеры. Современная индийская архитектура более космополитична.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, — это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 г., закончилось в 1653 г.), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 г. основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет. Тадж-Махал – это великолепный пример стиля Моголов, который сочетает в себе персидские, исламские и индийские архитектурные элементы.

Источник

Архитектура Древней Индии

Индия – одно из немногочисленных государств, которые свято хранят традиции не только в вопросах костюма, но и в отношении разных видов искусства и архитектуры. В последнем традиции тысячелетней культуры Древней Индии сохраняются почти на сто процентов. Линии произведений индийского зодчества совершенны, здания такие воздушные, что будто парят в пространстве. Такого не встретишь ни в какой другой стране.

Древняя индийская архитектура, понятное дело, не совсем тождественна современной – но она легла в ее основу. На этих традициях буквально возведены каждый храм или отель в современной Индии.

Индийская архитектура – важная часть культуры страны

Определяющее влияние на искусство Древней Индии повлиял тот факт, что индусы воспринимали мир как нечто грандиозное и невообразимо огромное. Памятники древнего индийского зодчества, несмотря на значительные разрушения, которые нанесло им время, удивляют масштабностью и яркими красками. Типичная для Индии архитектура – это сплетенная с музыкой философия, которая застыла в камне.

Древние индийские строения крепко связаны с местными религиозными традициями. Почти все стены зданий покрыты рельефами, которые могут поведать множество историй о тайнах прошлого этой удивительной страны и мировоззрении ее жителей.

Главные черты архитектуры Древней Индии

Каковы же отличия древнеиндийской архитектуры? Если говорить кратко, это колер, форма и полная гармоничность удивительно монументальных построек с окружающим миром. Архитекторы и строители огромное внимание уделяли мелким деталям экстерьера и интерьера – украшениям на потолке, стенах и крыше. Именно поэтому сохранившиеся до наших дней сооружения напоминают удивительно монументальное каменное кружево.
Еще одна особенность древнеиндийского зодчества – сакральный смысл, вложенный в каждую деталь каждой постройки. Монументальные храмовые комплексы строили по одному-единственному плану, который был взят из религиозных источников. Но каждое строение индивидуально, несмотря на унифицированность. В одном месте барельефы на стенах чувственны, а в других местах они изображают повседневные сцены из жизни поселян, правителей, а иногда и богов.

Материалы древних построек

В разных регионах Древней Индии использовались неодинаковые строительные материалы. На севере чаще всего использовали дерево, камни и кирпичи, а на юге древесина и саманные блоки. Немного позже лидером среди материалов для строительства стали известняк и прочие горные породы. Так же часто пещерные храмы просто вырубали в скале.

Шедевры дренеиндийской архитектуры

1. Мохенджо-Даро, или «Холм Мертвецов» — один из самых древних городов в долине Инда. Поселение возникло около 2600 года до н. э. на территории современного Пакистана. Это один из первых городов юга Азии, в котором кипела жизнь во времена цивилизаций Междуречья и Древнего Египта. За девятьсот лет жители построили уникальный памятник архитектуры, который сегодня очень интересен археологам и историкам.
2. Хараппа, как и Мохенджо-Даро – ныне разрушенный мегаполис протоиндийской хараппской цивилизации, которая начала складываться примерно в 3 тысячелетии до н. э. в долине Инда. Город был возведен по характерному для этой культуры плану: внутри цитадели с зубчатыми стенами находились общественные строения, а сам город, занимавший площадь более квадратного километра, располагался вокруг.
3. Храм Вирупакши в Хампи – главная достопримечательность вышеназванного города, и еще одна грандиознейшая индийская постройка с богатой историей. Вирупакша был мужем местной богини Пампы, которая управляла водами окрестных рек и озер (что было крайне важно для крестьян). О храме сложено множество легенд, часть из которых утверждает, что он построен на развалинах более древних построек. А некоторые даже считают, что на этом месте когда-то располагался Кишкид, легендарная страна обезьян.

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector