Архитектура планировка и строительство городов кратко

Архитектура исторического города: описание и история. Архитектура исторического и современного города

Прогуливаясь по старинным улочкам какого-нибудь населенного пункта, в который раз убеждаешься, что архитектура исторического города – искусство. 9 класс – это время, когда каждый школьник имеет возможность изучить интересный курс «Мировая художественная культура». Как раз в его рамках и происходит знакомство с этой темой. Чем особенна архитектура исторического и современного города? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Город и градостроительство

Город – это величайшее творение человеческого разума, главный двигатель в развитии любого региона, страны, государства. Именно в городах концентрируются самые гениальные умы, которые генерируют новые идеи и изобретения.

Город отличается от других населенных пунктов рядом определенных характеристик. Их изучением занимается наука урбанистика. А вот теория и практика планировки, а также застройки городов – это уже поле интересов градостроительства.

Градостроительство – это деятельность по разработке и созданию городских систем, их реконструкции и улучшения жизненного пространства человека.

Архитектура исторического города («Искусство», 9 класс)

Что такое «исторический город»? Каковы его характерные черты и чем он отличается от современного?

Закон «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» трактует это понятие так: исторический город – это селение, в котором находится большое количество объектов культурного наследия. Это могут быть древние археологические стоянки, скульптурные памятники, архитектурные ансамбли и элементы старинной застройки.

В исторических городах, как правило, расположены многочисленные культурные объекты, имеющие для общества определенную ценность: историческую, эстетическую и т. д. Еще одна отличительная черта таких поселений заключается в том, что в их пределах сохранена старинная (историческая) планировка улиц и площадей.

Важно отметить, что исторический город – это не только архитектура и культурные ценности, но еще и его население. То есть люди со своим набором традиций, обычаев, взглядов на жизнь. Обращение к данному термину позволяет рассматривать конкретный город как исторический, национальный и региональный феномен.

Тема «Архитектура исторического города» изучается в 9 классе средней школы, в рамках курса «МХК» (мировая художественная культура).

В России на сегодняшний день насчитывается 41 населенный пункт со статусом исторического города. Среди них – Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Дербент, Кострома, Суздаль и другие.

Архитектура исторического города: главные особенности

Архитектура – это самый полезный вид искусства. Человек начал строить для себя жилища еще с самых древних времен. Для этого он использовал те материалы, которые были в наличии в определенной местности. В целях безопасности селения обносили валами или стенами, плетеными оградами.

Архитектура исторического города на Западе существенно отличается от планировки восточных или древнерусских городов. Последние максимально органично вписывались в природный ландшафт, тесно привязываясь к окружающей сельской местности. При этом важным фактором при выборе места для будущего города отводилось эстетическому аспекту. Ведь в древних летописях нередко можно встретить подобные изречения: «…и виде место красно, и возлюбив его, да сожижет на нем градец».

Определенными особенностями отличается и архитектура исторического города на Востоке. В центре восточного поселения обустраивалась площадь с мечетью и медресе – школой для подготовки учителей и служителей. Важное место в планировке города также отводилась караван-сараю – месту для уличной торговли.

Планировка европейских исторических городов

Традиции градостроительства во времена Античности, Средневековья и Возрождения были разными. Ярким примером античного города в Европе можно считать Акрополь в Афинах. В те далекие времена любой населенный пункт начинался с возведения на возвышенном месте пышного храма. Вокруг этого святого холма прокладывались улицы, расположение которых было прямоугольным.

Типичный средневековый город – это селение, огражденное мощными укреплениями с зубчатыми стенами и рвами, наполненными водой. В центре такого города-крепости строился кафедральный собор и главная ратуша.

В эпоху Возрождения города строились по новой схеме. Улицы располагались перпендикулярно друг к другу, а в конце самых главных из них обязательно размещались какие-либо выдающиеся архитектурные сооружения или целые ансамбли величественных зданий. Кстати, именно по такому алгоритму был построен российский город Санкт-Петербург.

Особенности архитектуры современного города

В современной архитектуре используются совершенно новые принципы и формы организации свободного пространства. Так, в начале ХХ века появились новые стили в зодчестве – конструктивизм и функционализм, которые стремились к максимальному упрощению зданий и сооружений.

Сегодня в городах возводятся типовые и очень похожие друг на друга жилые дома. Если раньше в городах самыми высокими были шпили готических соборов, то сегодня это офисные башни из стекла и бетона. Новые строительные материалы позволяют максимально облегчать все возводимые конструкции.

Как влияет современная архитектура на эмоциональное и психическое состояние человека? Многие ученые утверждают, что крайне негативно, подчеркивая, что она уже полностью утратила свой статус в духовной и эстетической сфере человеческой жизни. Действительно, очень сложно наслаждаться архитектурой XXI века. Безликие серые строения, транспортные пробки, длинные бетонные заборы, острый дефицит растительности – все это, по мнению психологов, создает неблагоприятную, агрессивную среду для жизни человека.

Заключение

Теперь вы знаете, чем же отличается архитектура исторического города. «Искусство в камне и объеме» – вот как поэтично описывается процесс строительства городов и селений. Это действительно искусство, требующее существенных творческих усилий и больших знаний.

Архитектура исторического города (9 класс) – необычайно интересная тема. Процесс планировки и строительства населенных пунктов существенно отличался в разные исторические эпохи.

Источник

ВВЕДЕНИЕ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ ГОРОДОВ

В основе города как важного феномена цивилизации лежит стремление человека к упорядочению среды обитания. Первые города возникли в древней Месопотамии, между Т иг- ром и Евфратом. Причем организация городов Древнего мира зачастую поразительно похожа на организацию сегодняшних городов. Примерно в течение шести тысяч лет в практике градостроительства существует весьма ограниченный набор планировочных схем: улицы, площади, скверы и прочие элементы упорядочены в пространстве по одному из следующих вариантов: хаотическая, ортогональная или радиально-кольцевая планировка, а чаще всего — их одновременное сочетание.

Устойчивое повторение приемов пространственной организации города является как следствием функциональных процессов (скажем, неизбежность перекрестков улиц), так и результатом взаимодействия сил символического масштаба (прежде всего — выбор формы и ориентации по странам света). Например, зиккураты, эти характерные образчики шумерской архитектуры, были построены на строго квадратном фундаменте и точно ориентированы на четыре стороны света. А центрические, анфиладные построения дворцовых комплексов правителей и храмов, может быть, и не очень удобны с точки зрения их функционирования, но зато со всей очевидностью демонстрируют обществу особое, «центральное» положение правящих особ и иерархов церкви. Или периметральная застройка центральных площадей западноевропейских городов, которая, выявляя доминанты дворца суверена, храма и ратуши, символизирует стабильность, взаимную уравновешенность социальных сил. Иначе говоря, городские (архитектурные) пространства неизбежно аккумулируют, трансформируют и транслируют в образно-символической форме информацию как утилитарного, так и культурно-ценностного плана.

В восприятии горожан самым причудливым образом переплетаются три типа пространства — пространство градостроительное (географическое), пространство культурное и пространство обыденной жизни. Градостроительное пространство «заполняет» всю территорию города, оно объективно и имеет сходный смысл для всех «пространственно» подготовленных людей. Постижение такого пространства предполагает использование профессионально организованного мышления. Пространство культурного сознания заполнено объектами, факт существования которых очевиден и значим для носителей конкретной культуры. В нем находятся как град Китеж, Небесный Перу салим, страна Швамбрания, так и вполне реальные Кижи или Санкт-Петербург. Культурное пространство фрагментарно, так как включает лишь «освоенное» индивидом содержание.

Пространство обыденного сознания состоит из объектов среды ближайшего окружения; и чем глубже историческая память населения, чем дольше в какой-то местности живут люди, тем теснее связаны между собой три названных аспекта пространственной организации среды.

Человек никогда не жил вне архитектуры, если допу стать, что зодчество начиналось со слегка подправленных контуров пещеры или ветвей деревьев, составленных в форме шалаша. Сегодня нас практически постоянно окружают системы пространственно упорядоченных объектов, полностью созданных человеком (реже — природой, но также им улучшенных, приспособленных). Таким образом, «понятие архитектуры включает не только то, что она является, во-первых, вместилищем жизни и деятельности человека, во-вторых, разрешением во имя этой жизни пространства, но также и то, что пространство и масса воспринимаются как результат строительного дела, что и является существом архитектуры» 1 .

С глубокой древности возведение городов — непременная черта цивилизации. Исторические описания, летописи, памятники, археологические раскопки наглядно демонстрируют непрерывность градостроительных традиций, выражающихся в искусстве организации больших архитектурных пространств — в планировке населенных мест. Постепенно слагавшиеся древние города (Египта, Эгеи, а также Дельфы и Олимпия) отличались неправильностью, т.е. отсутствием общих правил расположения, несоблюдением законов симметрии и пр. (рис. В.1). Однако и среди наиболее древних городов (Вавилон, а также Кахун и другие города в долине Нила) начиная с VII—VI вв. до н.э. уже были города, особенностью которых являлся почти правильный прямоугольный план (рис. В.2). [1]

Рис. В.1. Раскопки средиземноморского доисторического поселения (жилища округлой формы, замкнутые глухими стенами, внешне бессистемно разбросаны по территории; улицы как таковые отсутствуют)

Рис. В.2. План древнего Вавилона

Города периода классической Античности планировались, как правило, в виде пересечений под прямым углом рядов параллельных улиц («в клетку»). Т акова планировка Приены (III в. до н.э.), Помпей, Херсонеса, Селенунта, Олина, Милета, Персе- поля и др. Размер стороны квартала обычно составлял от 30 до 80 м. Конечно, реальной планировке городов были свойственны те или иные отклонения от ортогональной сетки улиц из-за топографических особенностей застраиваемой территории, но всегда выполнялось незыблемое правило — город начинался с двух взаимно перпендикулярных магистралей.

Греческие города отличались четким делением на общественные и частные функции. В центре населенного места располагались храмы и агора (городская площадь, объединявшая ряд общественных зданий). С ростом городов возникла необходимость в специализированных общественных центрах — административных, торговых, культовых, спортивно-зрелищных. В результате единая центральная площадь перерастает в череду замкнутых перистильных площадей при отдельных доминирующих общественных и культовых зданиях.

В противоположность открытому характеру общественных комплексов жилище древних греков представляло собой блок из нескольких помещений, сгруппированных вокруг небольшого замкнутого дворика. Жилые здания объединялись в кварталы, которые разделялись тесными улочками.

Однако наряду с городами свободной планировки уже в период эллинизма в градостроительстве часто использу ется регулярная «гипподамова система планировки»’. Интересно, что прямоугольная сетка улиц получала строгую трассировку при любом, зачастую достаточно сложном рельефе местности. Всегда выделялись две главные улицы (кардо и декуманос), на пересечении которых обычно и располагались общественные центры и уникальные общественные здания. Г орода обносились крепостными стенами, очертания которых следовали особенностям рельефа местности и никак не соотносились с уличной сетью (рис. В.З). Высокая обороноспособность, четкая упорядоченность застройки, простота распределения участков под строительство и организации подходов к ним — характерные черты планировки греческих городов VI—V вв. до н.э. [2]

Рис. В.З. Схематический план греческого города Неаполиса

Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим или свинцовым трубам к общественным водоразборным фонтанам. Сточные (канализационные) канавы тщательно выкладывались камнем и перекрывались каменными плитами. Основные улицы, также замощенные камнем, имели тротуары и проезжую часть.

Римские поселения подразделялись на ремесленно-торговые, административно-культурного назначения, военные лагеря и пр. Планировка их определялась, прежде всего, назначением города, его местоположением и характером рельефа. В структуре военных лагерей и небольших городов преобладала регулярная планировочная схема. Крупные города, формировавшиеся в течение длительного времени, а особенно располагавшиеся на сложном рельефе, не имели правильной планировки.

В случаях использования прямоугольной планировочной схемы решение следовало греческим традициям градостроительства: город четко делился на кварталы, выделялись главные и второстепенные улицы, наиболее значимые здания и сооружения привязывались к местам пересечения главных улиц.

Римляне построили (или реконструировали) множество городов в завоеванных провинциях, поскольку система соединенных замощенными дорогами провинциальных городов служила эффективным средством расширения и утверждения империи. Многие современные крупнейшие города (Лондон, Париж и др.) возникли вследствие развития укрепленных римских военных лагерей.

Расположение стенных башен и ворот на каждой стороне регулярно спланированных римских городов соответствовало их двум главным улицам (кардо и декуманос), пересекавшимся под прямым углом. Форум — общественный центр, место собраний — также располагался у пересечения кардо и декумано- са, который, как правило, имел ширину до 12—13 м; другая магистраль (кардо) имела несколько меньшую ширину. Остальные улицы часто имели ширину не более 2—3 м.

Проезжая часть главных улиц римских городов, замощенная каменными плитами, отделялась от тротуаров, которые иногда заменялись галереями с колоннадами по обеим сторонам улицы. Колоннадные улицы могли достигать значительной длины (например, в Антиохии их общая протяженность составляла более 25 км).

Основная часть горожан проживала в переуплотненных кварталах, застроенных инсулами — многоэтажными доходными домами. Высота этих зданий в Риме нередко превышала 20 м (4—5 этажей). Каждое строение делилось на изолированные «секции», которые имели собственную лестницу . Первый этаж обычно отводился под торговые лавки, выходящие на улицу широкими оконными и дверными проемами. Инсулы с их открытыми фасадами, прорезанными большими дверными и оконными проемами, лоджиями и «витринами», были, несомненно, прообразом современных городских зданий.

Центрическая, лучевая планировка улиц впервые встречается на Родосе, но типичной она становится лишь во времена Средневековья, когда процесс преобразования старых поселений в укрепленные города и строительство новых городов становятся особенно интенсивными, — в XII—XV вв.

Европейские средневековые города с их кривыми, неправильными улицами и переулками состояли скорее из у садеб, чем улиц. Тем не менее, им также было свойственно достаточно четкое функциональное зонирование: представители каждого ремесла селились в определенных местах — улицах, кварталах и в зданиях, построенных прямо на мостах. Застройка отличалась высокой плотностью и живописным многообразием. В облике города обычно доминировало грандиозное здание собора. Еще одна характерная черта — наличие высоких крепостных стен, перед которыми устраивался заполненный водой ров. Выступающие из плоскости стен башни обеспечивали обзор и боковой обстрел врага на подступах к крепостным стенам. Въездные ворота нередко снабжались дополнительными башнями, вынесенными за внешнюю сторону рва и связанными с городом подъемными мостами.

В отличие от греческих городов планировка европейских городов Средневековья не отличалась геометрической строгостью. В ней всегда присутствовали отступления от правил, диктуемые особенностями природного ландшафта (рельефом, наличием водотоков и водоемов). Постепенно центрами городов становятся торговые площади и расположенный возле них собор. Рядом часто строились ратуша, торговые ряды (гостиный двор), дозорная (набатная) башня с часами и колодец (фонтан). Площади (иногда обнесенные по периметру галереями) обычно имели замкнутое очертание. Нерегулярные, имеющие сложную, неправильную форму площади обрамлялись различными по назначению и размерам зданиями. На них располагались статуи и фонтаны. Тем удивительнее, что при общей живописности и «случайности» композиции, объединяя в себе разнохарактерные и разновременные постройки, они часто представляли собой гармоничное целое.

В центре средневекового европейского города нередко размещался и замок феодала. В Древней Ру си центр города определял детинец или кремль. В любом случае от архитектурно оформленного центра по радиу сам к периферии расходились улицы (рис. В.4). В зачатке эта идея лежит уже в планировке Рима, радиальные (но довольно кривые) улицы которого сходились у римского форума (Рим уже имел полукруглые площади). Даже в тех случаях, когда город не образу ет полного круга, он является его частью, сектором. Таковы, например, города, расположенные в месте слияния двух рек. Когда центрически оформленный город рос, увеличивался его периметр, появлялись новые кольца (как при росте дерева) или дуги сектора.

Градостроители Ренессанса стремились развивать идею средневекового города. Так, Палладио полагал, что посреди города должна быть главная площадь, через которую из конца в конец города идет главная улица. Альберти считал, что наилучший план города — круглый; по мнению Скамоцци — круг в звезде (следствие системы фортификационных сооружений). Да и ортогональная планировка Античности оставалась достаточно привлекательной для Ренессанса.

Рис. В.4. Схема развития древней Москвы

В эпоху барокко и ампира города начинают «открываться наружу». Система артерий («перспектив») разрезает классическую прямоугольную планировку Версаля, исходя из центра дворца. Соединение классической и радиальной планировок отчасти присутствует и в знаменитом овальном плане Петербурга, а также в планировке Вашингтона (рис. В.5).

Следует сказать, что мыслители разных эпох оставили нам свои представления о планировочном решении идеальных городов.

«На обширной равнине (лежащей на острове, расположенном точно на экваторе) возвышается высокий холм, на котором и расположена большая часть города. Разделяется город на семь обширных поясов, или кругов, называющихся по семи планетам. Из одного круга в другой попадают по четырем мощеным улицам сквозь четверо ворот, обращенных на четыре стороны света. Итак,

Рис. В.5. План Вашингтона (1791 г.).

Сеть радиальных улиц, соединяющих основные здания и природные ориентиры, наложена на ортогональную сеть улиц с переменной величиной ячейки. Синтетический характер планировочного решения обеспечивает замечательные видовые перспективы и «беспорядочные» (очень сложные для городского транспортного движения) перекрестки

войдя северными воротами. увидел я ровное пространство шириной в семьдесят шагов между первым и вторым рядом стен. По подобным же кругам и через двойные стены, внутри которых находятся палаты с выступающими наружу галереями на колоннах, доходишь до самого последнего круга, идя все время по ровному месту. На вершине горы находится открытая и просторная площадь, посередине которой возвышается храм, воздвигнутый с изумительным искусством. Храм прекрасен своей совершенно круглой формой. Он не обнесен стеной, а покоится на толстых и соразмерных колоннах. Огромный купол храма завершается посередине, или в зените, малым куполом с отверстием над самым алтарем. Семь золотых лампад висят, горя неугасимым огнем»’.

Столица Утопии, город Амаурот расположен «на отлогом скате горы и по форме представляет собой почти квадрат. Город опоясан высокой и широкой стеной с частыми башнями и бойни- [3]

цами. Расположение площадей удобно как для проезда, так и для защиты от ветра. Длинный и непрерывный ряд зданий во всю длину улицы бросается в глаза зрителю обращенными к нему фасадами. К задним частям домов на всем протяжении улицы прилегает сад, широкий и отовсюду загороженный задами улиц. Каждый дом выделяется своей формой и имеет три этажа» [4] .

Город Икара, рожденный воображением Этьена Кабе, по форме почти круглый, «разделен на две приблизительно равные части рекой Таиром, течение которого было выправлено и заперто между двумя стенами по прямой линии. Посередине города река делится на два рукава, которые удаляются друг от друга, сближаются и снова соединяются в первоначальном направлении, чтобы образовать довольно обширный круглый остров. Этот остров представляет площадь, центральную площадь, усаженную деревьями; посредине ее возвышается дворец с обширным и роскошным садом, подымающимся террасой, из центра которого выступает высокая колонна, увенчанная колоссальной статуей, господствующей над всеми зданиями. Вокруг этой центральной площади можно заметить два круга других площадей, рассеянных по всему городу почти на одинаковом расстоянии друг от друга. Пятьдесят больших улиц прорезывают город параллельно реке и пятьдесятперпендикулярно реке» [5] .

Развитие российской государственности привело к быстрому формированию системы городов. Так, в XII в. на карте Киевской Руси насчитывалось уже 56 крупных городов (Новгород Великий, Псков, Ростов, Суздаль, Владимир Волынский, Чернигов и др.).

Древнерусские города были прежде всего рыночными поселениями, формирование которых происходило под влиянием местных особенностей. Коренные изменения в планировочной структуре русских поселений происходит в X в., когда вокруг городов-крепостей вырастают предместья, населенные ремесленниками и торговцами (на юге страны они назывались «пред- градиями», на севере — «посадами»). Появление посадов наложило своеобразный отпечаток на планировочную организацию большинства русских городов.

Часто русские города располагались на высоком берегу реки или на холмах, исходя, прежде всего, из соображений обороны поселения. Кроме того, реки были основными путями сообщения, соединявшими населенные места. По мере заселения центральной части страны, сведения лесов и обмеления рек водные пути стали уступать место сухопутным дорогам. Т ак, примерно в XV в. Москва стала центром сети дорог, расходившихся во все стороны Руси. Современные автомагистрали в большинстве случаев практически совпадают с этими древними дорогами, а система расселения наследует традиции, сложившиеся много веков назад.

Классический вид древнего русского города (рис. В.6) может быть представлен следующим образом: в центре кремль, в нем гражданские постройки, соборы и церкви, способные к самостоятельной обороне (оборонительные башни, стены, у силенные контрфорсами, узкие окна, массивные двери, обширные подвалы и подземные ходы). Кремль был обнесен высоким валом и стеной. Городские стены окаймлялись рвами разной глубины и ширины, иногда рвы заполнялись водой, иногда в дно забивали сваи, утыканные металлическими спицами.

Рис. В.6. Древний Переславль-Залесский (по А.Г. Лазареву)

В местах слияния рек располагались российские города, величина и значение которых зависели от торговых функций и степени развития ремесел: Тверь при слиянии Тверды и Волги; Ярославль — в устье реки Которосли; Кострома — при впадении в Волгу реки Костромы; Нижний Новгород — на реке Оке. Они были одинаково важны как в торговом, так и в оборонительном отношении для сложившейся системы расселения.

Часть населения городов продолжала заниматься земледелием, что находит свое отражение в функциональном решении планировки небольших российских городов.

Возведение крупных архитектурных комплексов всегда имело в русских поселениях особый смысл. Древнерусские города не знали традиции скульптурных монументов. Их заменяли «обет- ные» сооружения — церкви и монастыри, связанные с определенными историческими событиями. Церковные здания служили не только для свершения культовых обрядов, но одновременно являлись и своего рода общественными центрами. В них размещались библиотеки, велось летописание, выступали князья, проводились важнейшие государственные церемонии, совещания по важным государственным и церковным делам.

Улицы древнерусских городов обычно продолжались за городской стеной как дороги. Т аким образом, трассы дорог, образовав планировочную схему сети городских улиц, определяли планировку всего города. По мере роста территории городов дороги-тракты застраивались домами, превращались во внутригородские улицы. Первый ряд домов был повернут лицом к дороге (отсюда — улица, «улица дома»). Так исторически сложилась радиально-кольцевая система уличной сети, характерная для многих исторических городов (Москва, Париж, Лондон и др.).

Рассматривая историю отечественного градостроительства, особо выделяют период XVIII — начала XIX в. С его началом изменилось понимание функционального назначения города в системе расселения. Утратила значение ранее доминирующая оборонительная функция. Отныне город — экономический центр, главная производительная и коммерческая единица в новой государственной структуре.

В связи с отсутствием необходимого количества архитекторов в Российскую империю были приглашены многие иностранные специалисты. Новое понимание функций города, новые подходы в архитектуре, а также новая государственная идеология, направленная на упорядочение и строгую регламентацию всех сторон общественной жизни, предъявляли такие же требования градостроительству. Теперь архитектура и градостроительство — важнейшее государственное дело. Закладка новых городов велась на основе тщательного изучения природно-климатических условий. Выбор места поручался специальным комиссиям.

Закладка и строительство Санкт-Петербурга с позиций времени могут рассматриваться как первый опыт формирования политического и экономического центра Российской империи. Здесь было реализовано стремление концептуально разработать и опробовать практически новые принципы в градостроительстве. Во-первых, генеральный план города (рис. В.7) преду сматривал в определенной мере функциональное зонирование городской территории, выделение общегородских ансамблей, формирующих его представительскую часть. Во-вторых, предусматривалось создание системы пригородных структур, составляющих с городом единый архитектурно-градостроительный ансамбль.

Рис. В.7. Схема генплана Санкт-Петербурга (1935 г.)

Проектирование плана Санкт-Петербурга впервые в российской градостроительной практике было выполнено в точном масштабе по результатам геодезической съемки местности. На этой основе был разработан план столичного города, тщательно продуманный во всех деталях. Это был первый отечественный градостроительный опыт подобного рода, который послужил школой для широко развернувшегося проектирования и строительства городов в России.

Смена архитектурных стилей (ренессанс, барокко, классицизм) в различных странах не была одновременной. Каждое течение архитектурной мысли получило неравномерное развитие в зависимости от сложной совокупности экономических и социокультурных условий. Постепенно главными задачами зодчих становятся комплексная застройка крупных городских массивов, решение улиц и площадей как единого архитектурного ансамбля.

Сегодня градостроительное развитие существующих городов остается одной из самых сложных проблем современного общества. Наряду со значительными достижениями в строительстве новых городов, очень сложно решаются транспортные проблемы в существующих больших городах. У величивается плотность застройки, территория города «расползается» на невообразимые расстояния. К сожалению, не оправдала ожиданий в полной мере и тенденция строительства городов-спутников, хотя возникновение моно- и полицентрических агломераций — характерная черта урбанизированных территорий во всем мире.

Пространственная организация городов является следствием необходимости осуществления его базовых функций — обеспечения условий работы, проживания и отдыха. Поэтому в задачу градостроителей входит продуманное объединение этих функций в единое целое.

В период интенсивной индустриализации страны приоритет, по понятным причинам, отдавался местам приложения труда и город рассматривался как производственно-хозяйственный комплекс с налаженными связями между жильем и промышленными зонами. Соответственно, планировочную структуру прорабатывали исходя из условия минимизации трудовых перемещений. Доминировала практика концентрации промышленности в специальных зонах с близко расположенным жильем, отделенным санитарно-защитными зонами. В крупных городах промышленность, как правило, располагалась дисперсно, используя свободные территории и вводя промышленные объекты в ткань города.

Позднее пришло понимание роли социального фактора, что определило построение населенных мест на основе ступенчатой системы культурно-бытового обслуживания населения. Жилые группы, микрорайоны, жилые районы формировали исходя из принципа доступности учреждений обслуживания различного ранга. Изолируя промышленность от селитебных территорий защитными санитарными зонами, обеспечивали соблюдение гигиенического режима в застройке.

Дорожно-транспортную сеть всегда рассматривали как планировочный каркас города. Освоение новых земель для организации промышленных зон и территориально не связанных с ними жилых массивов нередко приводило к увеличению транспортных коммуникаций между ними.

В отечественных условиях градостроительные концепции эволюционировали в сторону роста значимости передвижения, экологии и социальных фактов. Новые функции интерпретировались, по Н.П. Шепелеву и М.С. Шумилову , как «население, природа, работа и передвижение». Пространственную структуру города стали рассматривать как все у сложняющуюся социально-экономическую систему (в чем-то подобную живому организму), обладающую комплексом функциональных связей и имеющую тенденцию непрестанного развития. Город формируют, создавая открытые системы и рассматривая трудовые перемещения в тесном взаимодействии со всеми видами культурных и бытовых перемещений. Планировочные элементы города стали понимать как оптимальное соотношение жилых, промышленных, обслуживающих и социально-куль турных функций, объединенных в производственно-селитебные районы.

Более того, населенные места выступают как составляющие единой планировочной системы агломерации, в которой отдельные части теряют функциональную изолированность и дополняют друг друга. За счет развития куль турно-просветитель- ского сектора и многоотраслевой промышленности центр агломерации притягивает жителей более мелких поселений. С другой стороны, он передает часть своих функций другим элементам агломерации. В первые годы нового, XXI в. человечество перешагнуло важную черту — отныне более половины населения земного шара проживает именно в городах, вопросам планировки и застройки которых должно уделяться приоритетное внимание.

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector