Архитектурный надзор за строительством

Глава 14. Архитектурно — строительный надзор за строительством

Глава 14. Архитектурно — строительный надзор
за строительством

14.1. В целях защиты прав и интересов потребителей проектной, строительной продукции и строительных материалов, улучшения надзора за качеством и эксплуатационной надежности зданий и сооружений в городе осуществляется архитектурно — строительный надзор за соблюдением организационно — правового порядка строительства и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, производимых строительных материалов, изделий и конструкций нормативно — технической документации. Осуществление указанного надзора возложено на архитектурно — муниципальную инспекцию администрации города и управление архитектуры и градостроительства, действующих на основании Положения о государственном архитектурно — строительном надзоре РФ, утвержденным приказом Министерства архитектурного строительства и жилищно — коммунального хозяйства РСФСР от 13.12.91 г. N 4.

14.2. Надзору подлежат новое строительство и реконструкция всех зданий производственного и непроизводственного назначения, а также производство строительных материалов, изделий и конструкций, выпускаемых на территории города всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, включая инофирмы и совместные предприятия.

14.3. До начала производства подготовительных и строительно — монтажных работ капитальное строительство, реконструкция, расширение объекта подлежат регистрации в архитектурно — муниципальной инспекции администрации города с выдачей соответствующего разрешения на строительство на основании согласованной проектной документации и постановления администрации города. Разрешения подразделяются на два вида:

— разрешение на выполнение отдельных видов строительно — монтажных работ — подготовительные работы; земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов,

— разрешение на выполнение всех строительно — монтажных работ.

Разрешение выдается на нормативный срок строительства объекта.

По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в недельный срок на текущий год строительства. При передаче права на строительство другому заказчику, разрешение подлежит перерегистрации в архитектурно — муниципальной инспекции администрации города в трехнедельный срок, в установленном порядке.

14.4. До начала производства земляных, строительно — монтажных работ и разборки строений, подлежащих сносу, заказчик, обязан оформить разрешение на установку ограждения территории строительства и разрытия котлованов на участке застройки, обеспечить отключения воздушных и подземных сетей электропитания, газоснабжения.

14.5. Строительство должно проводиться при наличии следующей документации:

— постановление главы местного самоуправления;

— разрешение архитектурно — муниципальной инспекции администрации города;

— проектно — сметная документация, утвержденная в установленном порядке и прошедшая в необходимых случаях вневедомственную экспертизу;

— положительного заключения экологической экспертизы по проекту строительства или в исключительных случаях согласования комитета по экологии и природных ресурсов о возможности проведения подготовительных работ на участке.

14.6. Архитектурно — муниципальная инспекция осуществляет выборочные проверки выполняемых строительно — монтажных работ и изготовленных строительных материалов, изделий и конструкций на соответствие их утвержденной нормативно — технической и проектной документации, проведение участниками строительства своевременных и качественных испытаний, съемок, замеров, ведение необходимой исполнительной документации, а также соблюдение ими утвержденных проектов и технических требований в части архитектурно — градостроительных решений. Выявленные в результате проверок нарушения требований стандартов, техусловий, строительных норм и правил, проектов в области строительства оформляются в виде протоколов и предписаний архитектурно — муниципальной инспекции или управления архитектуры и градостроительства и подлежат исполнению.

Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний инспекции Госархстройнадзора или управления архитектуры и градостроительства влечет за собой административную ответственность в соответствии с кодексом «Об административных правонарушениях в РФ» и Законом Российской Федерации «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства».

Самовольным является строительство любого объекта на вновь отведенном или ранее занимаемом участке без оформленных в установленном порядке следующих документов:

1. Постановления Главы местного самоуправления о разрешении проектирования объекта.

2. Согласованного и утвержденного в установленном порядке проекта, имеющего положительное заключение экологической экспертизы.

3. Постановления главы местного самоуправления о разрешении строительства объекта.

4. Разрешения на строительство, выданного в установленном порядке службой архитектурно — муниципальной инспекции или управлением архитектуры и градостроительства.

5. Акта выноса координат участка и строящегося объекта.

14.8. Действия архитектурно — муниципальной инспекции и управления архитектуры и градостроительства могут быть обжалованы в суде.

14.9. Законченные строительством (реконструкцией) объекты жилищно — гражданского назначения и инженерного обеспечения, в том числе стоянки, АЗС, подлежат приемке в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, действующей при органе местного самоуправления города.

Ввод в эксплуатацию указанных объектов и заселение жилых домов производится после утверждения акта Государственной приемочной комиссии постановлением главы администрации города.

14.10. Архитектурно — муниципальная инспекция и управление архитектуры и градостроительства постоянно ведет работу по выявлению правонарушений в области строительства. В случаях невыполнения предписаний архитектурно — муниципальной инспекции материалы передаются в правоохранительные, административные или судебные органы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Приложение. Положение «О государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации»

от 30 марта 1999 г. N 76

Положение
«О государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации»

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2069), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст.4473), Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 2, ст.58), распоряжением Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп «Об образовании органов Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст.1692), Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 95 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст.682).

2. Положение устанавливает порядок осуществления на территории Российской Федерации государственного архитектурно-строительного надзора, проводимого с целью государственной защиты инвесторов, граждан, окружающей природной среды, товарного строительного рынка от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения безопасности зданий, строений и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, а также определяет органы, осуществляющие этот надзор, их функции, права и ответственность.

3. Государственный архитектурно-строительный надзор — это деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства*(1) обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах качества и организационно-правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий.

4. Органами, осуществляющими на территории Российской Федерации государственный архитектурно-строительный надзор, являются:

Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора и лицензирования — самостоятельное структурное подразделение Госстроя России на правах управления (Главгосархстройнадзор России);

Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России;

органы Государственного архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации;

органы архитектурно-строительного надзора органов местного самоуправления*(2).

Указанные органы (в дальнейшем — органы Госархстройнадзора России) составляют единую функциональную систему Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

5. Главгосархстройнадзор России является вышестоящим органом в системе Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации и осуществляет организационно-методическое руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью органов Госархстройнадзора России.

Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации являются вышестоящими органами по отношению к органам муниципального архитектурно-строительного надзора и в соответствии с предоставленной компетенцией осуществляют методическое руководство и контроль за их деятельностью.

6. В своей деятельности органы Госархстройнадзора России руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными документами Госстроя России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

7. Органы Госархстройнадзора России выполняют следующие основные функции:

выдают разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по конкретным объектам;

проводят выборочные проверки строящихся объектов и предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий с целью контроля за:

а) соблюдением участниками строительства технологии и качества выполнения строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий, за их соответствием обязательным требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, утвержденным проектам, другой нормативно-технической документации;

б) своевременным и качественным проведением участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией инженерных изысканий, испытаний, съемок, замеров и оформлением по их результатам необходимой производственно-технической и исполнительной документации;

в) соблюдением организационно-правового порядка строительства объектов и производства строительных материалов, конструкций и изделий;

г) качеством осуществления производственного контроля подрядными организациями, технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями;

контролируют наличие технических свидетельств, а также сертификатов и иных документов о качестве на применяемые новые, в том числе импортные, строительные материалы, конструкции и изделия;

в установленном порядке принимают участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а также осуществляют надзор за правильностью их приемки;

осуществляют госземконтроль по вопросам, отнесенным к их компетенции;

обобщают и анализируют материалы, полученные в результате проводимых проверок, готовят необходимые материалы с оценкой уровня качества строительства объектов на соответствующей территории;

разрабатывают соответствующие предложения по внесению изменений в действующие и разработке новых нормативных и методических документов, регламентирующих качество выполнения строительно-монтажных работ, производство строительных материалов, конструкций и изделий, организационно-правовой порядок строительства;

принимают участие в расследовании причин аварий строящихся и законченных строительством зданий и сооружений на территории Российской Федерации, а также осуществляют надзор за правильностью расследования аварий;

взаимодействуют с другими органами государственного надзора, органами экспертизы, лицензирования, научно-исследовательскими учреждениями, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительства.

8. Органы Госархстройнадзора России проводят на соответствующих территориях выборочные проверки строящихся зданий и сооружений, предприятий, производящих строительные материалы, конструкции и изделия, вне зависимости от источников финансирования строящихся объектов и организационно-правовой формы участников строительства, выбирая в пределах предоставленных полномочий формы и методы контроля для реализации возложенных на них функций.

Проверки проводятся при строительстве новых зданий и сооружений, при расширении, реконструкции (далее — строительство) объектов производственного*(3) и жилищно-гражданского назначения*(4) независимо от источников финансирования этого строительства, за исключением объектов, контроль за организационно-правовым порядком и качеством строительства которых осуществляется другими государственными надзорными органами или федеральными органами исполнительной власти.

Полномочия органов Госархстройнадзора России распространяются также на совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие проектирование и строительство объектов, производство или реализацию строительных материалов, конструкций и изделий на территории Российской Федерации, в том числе за счет иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено межправительственными договорами (соглашениями).

9. Органы Госархстройнадзора России имеют право:

получать от участников строительства всю необходимую производственную, исполнительную, проектную и технологическую документацию;

выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных отступлений от утвержденных проектов, нарушений строительных норм и правил, стандартов, технических условий, требований другой нормативно-технической и проектной документации, а также нарушений организационно-правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий;

требовать в случае необходимости от участников строительства проведения за их счет выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, дополнительных лабораторных и других испытаний, съемок, замеров;

направлять руководителям организаций, выполняющих строительно-монтажные работы, организаций-заказчиков, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий обязательные для исполнения предписания о приостановлении строительства объекта, производства и реализации строительных материалов, конструкций и изделий, в случае обнаружения в ходе проверки критических дефектов или выявления массового брака, а также в случае отсутствия необходимых лицензий и разрешений;

приостанавливать действие лицензии на осуществление деятельности в области строительства сроком до 3 месяцев в случае повторного в течение года однородного правонарушения в области строительства, а также действие разрешения на строительство объекта в случае нарушения условий его выдачи;

направлять в органы государственной статистики сообщения об объектах, введенных в эксплуатацию с нарушением установленного порядка, для исключения их из государственной статистической отчетности;

вносить в проектно-изыскательские организации предложения по совершенствованию проектно-изыскательской документации, а также направлять руководителям этих организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативных документов, допущенных при выполнении проектных работ и проведении инженерных изысканий;

привлекать независимых экспертов, организации и предприятия для подготовки заключений по вопросам, входящим в компетенцию органов Госархстройнадзора России;

составлять протоколы о правонарушениях в области строительства;

рассматривать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и принимать решения о наложении штрафов;

применять в установленном порядке меры административной ответственности за нарушения земельного законодательства;

использовать в установленном порядке часть штрафов за правонарушения в области строительства, поступающих на развитие их материально-технической и социальной базы.

10. Должностные лица органов Госархстройнадзора России имеют право беспрепятственного доступа на подконтрольные строящиеся объекты и предприятия по производству строительных материалов, конструкций и изделий по предъявлении служебного удостоверения или удостоверения государственного строительного инспектора.

11. Предписания органов Госархстройнадзора России, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, суд или арбитражный суд. Подача жалоб и исковых заявлений на предписания, выданные органами Госархстройнадзора России, не приостанавливает их исполнения, если вышестоящим органом, судом или арбитражным судом не вынесены определения о приостановлении исполнения предписаний.

12. Для обобщения и анализа уровня качества строительства на территории Российской Федерации органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации не реже двух раз в год представляют в Главгосархстройнадзор России информацию о результатах своей деятельности по форме и в порядке, утверждаемым Главгосархстройнадзором России.

Указанная информация предоставляется органами архитектурно-строительного надзора городов и районов в органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации в устанавливаемые ими сроки.

13. Штатная численность органов Госархстройнадзора России определяется:

для Главгосархстройнадзора России — Председателем Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике;

для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России — министром обороны Российской Федерации;

для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов — руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления исходя из количества подконтрольных объектов, их технической сложности, а также других местных условий с учетом рекомендаций, выдаваемых Главгосархстройнадзором России.

14. Главгосархстройнадзор России вправе давать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей соответствующих органов Госархстройнадзора России, в том числе по результатам проведенной профессиональной аттестации.

Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации вправе давать органам местного самоуправления предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов архитектурно-строительного надзора городов и районов.

15. Должностные лица органов Госархстройнадзора России проходят в порядке, установленном Госстроем России, профессиональную аттестацию, по результатам которой им присваивается звание «Государственный строительный инспектор Российской Федерации», выдаются нагрудные знаки, удостоверения и квалификационные аттестаты по установленной форме.

16. Финансирование деятельности органов Госархстройнадзора России осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на развитие материально-технической и социальной базы органов Госархстройнадзора России используются также средства, поступающие в форме штрафов за правонарушения в области строительства.

По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования деятельности органов Госархстройнадзора России могут также предусматриваться средства из дополнительных источников.

17. Органы Госархстройнадзора России имеют счета в банковских учреждениях, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации или герба муниципального образования со своим наименованием, а также соответствующие бланки и штампы.

18. Вопросы обеспечения органов Госархстройнадзора России необходимыми производственными помещениями, средствами связи, контрольно-измерительными приборами, лабораторным оборудованием, автомобильным транспортом и другими материально-техническими средствами решаются:

для Главгосархстройнадзора России — Госстроем России;

для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России — Министерством обороны Российской Федерации;

для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов — соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и на основании настоящего Положения могут утверждать по согласованию с Госстроем России положения о государственном архитектурно-строительном надзоре на подведомственных территориях.

Министерство обороны Российской Федерации на основании настоящего Положения по согласованию с Госстроем России может утверждать положение об органах Госархстройнадзора Минобороны России, а также о порядке осуществления госархстройнадзора на объектах, подконтрольных Министерству обороны Российской Федерации.

*(1) Организации, выполняющие строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы, организации-заказчики (застройщики), предприятия, производящие и реализующие строительные материалы, конструкции и изделия.

*(2) Органы архитектурно-строительного надзора, осуществляющие деятельность в городах и районах, по согласованию с органами местного самоуправления могут входить в состав соответствующих органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации.

*(3) Объекты, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, предприятиях связи, в торговле, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения.

*(4) Жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения, административные здания, объекты научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые учреждения.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector