Арматурные работы при монолитном строительстве

Арматурные работы при возведении монолитных железобетонных сооружений и конструкций

Если по условиям транспортирования крупноразмерные каркасы или сетки заготовляют и перевозят частями, их укрупняют на строительстве до проектных размеров дуговой или ванной сваркой.

Каркасы и сетки из стержней небольших диаметров укрупняют с помощью точечной сварки переносными клещами. Укрупнительную сборку производят непосредственно в проектном положении (в опалубке, на забетонированном ярусе сооружения) или в стороне от места установки на специальной площадке в зависимости от объема работ и условий строительства. При большом объеме и длительных работах целесообразна организация поточного выполнения операций и разделения их между отдельными сварщиками или звеньями сварщиков.

Укрупнительная сборка арматурных каркасов железобетонных конструкций перед их подъемом и установкой дает возможность лучше использовать грузоподъемность крана и значительную часть работы выполнять арматурщикам в более удобных и безопасных условиях.

Размеры площадки для укрупнительной сборки и сварки арматурных конструкций назначают в зависимости от габаритов изделий в среднем 100 м на каждую тонну массы готовых изделий, производимых в смену.

Тяжеловесные арматурные укрупненные каркасы, например на строительстве энергетических объектов, перевозят к месту установки на железнодорожных платформах.

Арматуру можно устанавливать только после подписания акта о приемке опалубки от плотников. Необходимо проверять соответствие опалубки проектным размерам с учетом допусков, установленных СНиПом.

Перед установкой арматуры проверяют также, как установлены все закладные части, трубопроводы различного сечения и другие детали, которые затем остаются вместе с арматурой в толще бетона.

При массе арматурного изделия до 100 кг его можно ставить вручную, подавая краном сразу по несколько штук. Изделия массой более 100 кг устанавливают с помощью крана.

Арматуру ребристых перекрытий необходимо устанавливать в определенном порядке. Сначала устанавливают (укладывают) в короба опалубки каркасы главных балок, заводя их поочередно каждым из концов в каркасы колонн. Затем укладывают каркасы второстепенных балок, заводя их в каркасы главных балок. После этого между балками укладывают арматурные сетки плит перекрытия. Готовые арматурные сетки плиты раскатывают или раскладывают на опалубке между балками и прогонами.

Сварные сетки и плоские каркасы с односторонним расположением рабочих стержней стыкуют на месте установки без сварки так, как это показано на рис. 11, а, б, в.

Рис. 11. Стыкование арматурных сеток без сварки

а — для гладких стержней, б — для стержней периодического профиля, в — в нерабочем направлении с перепуском, г — в нерабочем направлении с дополнительной сеткой; Lн — длина перепуска, d1 — диаметр рабочих стержней, d2 — диаметр распределительных стержней, 3 — диаметр распределительных стержней дополнительной сетки

Железобетонные вертикальные стены и перегородки лучше всего армировать с подвижных подмостей, опускающихся или поднимающихся по мере производства работ. Удобство таких подмостей заключается в том, что арматурщик работает всегда стоя, а не в согнутом положении. До установки арматуры размечают, пользуясь шаблоном, места расположения вертикальных и горизонтальных стержней. При разметке арматурщик прибивает к опалубке через 1-1,5 м по высоте гвозди, к которым в дальнейшем крепят вертикальные стержни.

Вначале устанавливают вертикальные стержни, а затем горизонтальные с одновременной вязкой мест пересечения. Узлы вяжут в шахматном порядке (кроме двух крайних стержней по контуру). Работу ведут звеньями, состоящими обычно из двух арматурщиков.

Состав звена арматурщиков при установке арматурных готовых изделий краном определяется по ЕНиРу и зависит от вида сооружения и строительства — транспортное, гидротехническое, промышленное.

При ручной установке и вязке арматуры отдельными стержнями, применяющихся еще при малых объемах работ, состав звена арматурщиков зависит от вида конструкции и ее сложности (например, одинарная или двойная арматура в плите или стене), а также от диаметра стержней. Если стержни и узлы соединяют не с помощью ручной вязки, а сваркой, то в составе звена должен быть электросварщик ручной сварки.

Требования к качеству установленной арматуры должны быть соблюдены при любом способе выполнения работ.

Приемка установленной арматуры должна быть оформлена актом на скрытые работы.

Источник

Арматурные работы

Железобетон – это строительный материал, в котором объединены вместе бетон и стальная арматура.

Арматуру располагают в растянутой зоне конструкции для восприятия растягивающих напряжений.

Сжимающие напряжения передаются на бетон.

Соединение бетона и стальной арматуры обеспечивает высокую прочность железобетонной конструкции при сжатии, растяжении и изгибе.

В отдельных случаях арматуру применяют для усиления бетона против сжимающих усилий, для восприятия усадочных, температурных, транспортных и других временных и постоянных нагрузок.

Достоинства монолитного железобетона во многом определяет рациональное армирование.

Для монолитных конструкций тип арматуры выбирается с учетом особенностей работы этих конструкций, их размеров и конфигурации, а также технологии и организации работ по возведению монолитных зданий и сооружений.

При назначении методов армирования учитывается технологичность установки, которая определяет трудоемкость, количество немеханизированного труда, интенсивность выполнения работ.

В составе комплексного процесса выполнения конструктивных элементов здания арматурные работы составляют 17-30% стоимости и 15-25% трудоемкости.

Анализ затрат труда на арматурные работы показывает, что до 15% общей трудоемкости работ приходится на операции по сборке и сварке арматуры, из них около 60% работ выполняется вручную.

Арматура железобетонных конструкций классифицируется по назначению, по условиям работы, по способу изготовления.

По назначению — на арматуру рабочую, которая воспринимает, главном образом, растягивающие усилия, возникающие в процессе эксплуатации конструкций, распределительную — для распределения усилий между рабочей арматурой, закрепления стержней в каркасе и обеспечения их совместной работы, монтажную — для обеспечения проектного положения отдельных стержней при сборке плоских и пространственных каркасов, хомуты — для восприятия поперечных усилий и предотвращения косых трещин в бетоне.

По условиям работы арматуру подразделяют на ненапрягаемую и напрягаемую.

Ненапрягаемую арматуру применяют в обычных железобетонных конструкциях, а также в предварительно напряженных, где она является нерабочей.

В качестве напрягаемой рабочей целесообразно применять арматуру из высокопрочной стали, которая может воспринимать максимальные растягивающие силы.

По способу изготовления арматуру подразделяют на стержневую и проволочную.

Стержневую и проволочную арматуру выпускают гладкой и периодического профиля.

Стержневую арматуру подразделяют на следующие виды :

— горячекатаную (классов А-I; А-II А-III, А-IV; А-V);

— термически упрочненную (классов Ат-IV; Ат-V; Ат-VI);

— упрочненную вытяжкой (классов А-IIв и А-IIIв).

Профили арматуры:

а – гладкая круглая; б, в – горячекатаная периодического профиля, классов А-II и А-III; г, д – сплющенная проволока; е – прядевая семипроволочная.

Проволочную арматуру подразделяют на следующие виды :

— арматурную проволоку из низкоуглеродистой стали круглую класса В-I и периодического профиля Вр- I, из углеродистой стали (высокопрочную) круглую класса В-II и периодического профиля Вр-II;

— арматурные пряди и канаты.

Арматурные пряди семипроволочные класса К-7 и 19-проволочные класса К-19, а также канаты двухпрядевые класса К-2, трехпрядевые – К-3 и многопрядевые – Кп.

Арматурные стали классов А-I, А-II, А-III, В-I, Вр-I используют в качестве ненапрягаемой арматуры в обычных и преднапряженных конструкциях.

Железобетонные конструкции армируют арматурными изделиями заводского и построечного производства :

— плоскими и гнутыми сетками;

— плоскими и пространственными каркасам;

— различными типами закладных деталей.

Виды арматурных изделий:

а – плоская сетка; б, в – плоские каркасы; г – пространственный каркас; д — пространственный каркас таврового сечения; е — то же, двутаврового сечения; ж — гнутая сетка; и — то же, криволинейного сечения; к – закладные детали.

Часть арматурных изделий в настоящее время унифицированы.

В ЦНИИпромзданий и ЦНИИОМТП разработаны унифицированные арматурные сетки и примеры армирования различных конструкций с использованием их.

Оптимальная длина сеток, мм, при ширине, мм

Источник

Виды монолитных работ

Технология выполнения монолитных работ это способ возведения элементов зданий и сооружений из бетонной смеси и арматуры с использованием специальных опалубочных форм в пределах строительной площадки.

Применение этого метода позволяет получать прочные, не имеющие швов и трещин, конструкции любой формы, в том числе и независящие от конфигурации типовых элементов заводского изготовления. Полный состав монолитных работ при возведении различных монолитных элементов может включать следующие этапы работ:

  • монтаж опалубки;
  • сборка и установка армирующего каркаса;
  • приготовление и заливка бетонной смеси;
  • уплотнение залитого бетона с помощью вибрационного инструмента или другими способами;
  • подогрев или увлажнение застывающей монолитной конструкции, при необходимости;
  • демонтаж опалубки.

Возведение железобетонных элементов по этой технологии производится на основании проектных расчетов и чертежей.

Сборка опалубочных конструкций

Устройство стеновой щитовой опалубки

Выполнение монолитных работ начинается с монтажа опалубки, которая, по сути, представляет собой форму для заливки бетонной смеси. При возведении фундаментов этому этапу может предшествовать разметка, земляные работы и отсыпка щебеночно-песчаной подушки.

Для устройства опалубки могут использовать:

  • обрезную доску и брус;
  • фанеру, древесно-стружечные плиты и другие аналогичные материалы;
  • листовой металл;
  • пенополистирольные плиты, которые в дальнейшем остаются в качестве утеплителя;
  • штатные щитовые элементы заводского изготовления;
  • фундаментные блоки, плиты, трубы и другое.

Лучшие материалы для монтажа опалубки не должны впитывать влагу и обеспечить максимально возможную герметичность конструкции. Потеря влаги бетонной смесью снижает качество бетона и уменьшает его марку. Поэтому рекомендуется закрывать деревянные и другие впитывающие влагу поверхности полиэтиленовой пленкой.

Штатная щитовая опалубка это конструкция из металлической рамы с закрепленным на ней листом ламинированной с одной стороны фанеры. Соединение щитов в единую конструкцию осуществляется при помощи специальных элементов и металлических стоек.

Устройство опалубки перекрытий на телескопических стойках

При монтаже опалубочной конструкции необходимо обеспечить ее прочность и способность выдерживать весовое давление залитой бетонной смеси. Разрушение опалубки во время производства монолитных работ может привести к серьезным финансовым затратам и задержке сроков строительства.

По конструктивным признакам различают следующие виды опалубки:

  • разборно-переставная;
  • подъемно-переставная;
  • сборная стационарная;
  • не снимаемая.

Кроме этого к разборным конструкциям следует отнести разборные системы из блоков, плит, труб и других строительных материалов.

Несъемная опалубка

Эта технология широко применяется для малоэтажного строительства (до 10 этажей). Она подразумевает использование пустотелых блоков из пенополистирола, они устанавливаются друг на друга и соединяются специальными элементами, напоминающими лего конструктор. Внутренняя часть заполняется бетонной смесью. Усиливается конструкция арматурными стержнями, которые и придают необходимую прочность стенам. Особенностью ее использования можно назвать решение срезу нескольких задач:

  • устройство опалубки для заливки бетона,
  • отсутствие необходимости разбирать опалубку,
  • утепление стен будущего строения.

Недостатки (только основные):

  • Малоэтажность здания.
  • Невозможность заливать таким способом перекрытия.

Видео о монолитных работах

Способы армирования и применяемые для этого материалы

Без использования арматуры невозможно добиться необходимой прочности любой монолитной конструкции.

В качестве арматуры могут быть использованы:

  • круглые металлические стержни гладкого или переменного сечения;
  • полимерные стержни;
  • стальной трос;
  • металлическая проволока;
  • пластиковые обрезки диаметром 4-8 мм;
  • металлопрокат в виде уголка и швеллера.

Виды арматурных каркасов, применяемых в монолитном строительстве

Из стержней и проволоки способом вязки изготавливают арматурные каркасы. Это плоские или объемные конструкции, которые помещают внутрь опалубки и заливают бетонной смесью. Металлопрокат используют для внешнего обрамления углов монолита, соединяя его с арматурным каркасом.

Стальной трос используется в качестве армирующего материала с предварительным натяжением при помощи специальных механизмов.

Использование пластиковых обрезков позволяет увеличить прочность элемента без устройства армирующего каркаса. Этот способ широко применяется при заливке полов, пешеходных дорожек и оснований для мощеных дорожных покрытий.

Технология армирования в значительной мере усиливает строительную конструкцию, повышает ее прочность и несущую способность. На всех ответственных объектах до заливки бетона технадзор заказчика проверяет соответствие устройства арматурного каркаса проектным решениям с последующим составления акта на скрытые работы.

Монолитные работы или заливка бетонной смеси

Перед началом бетонирования представитель технического надзора со стороны заказчика должен проверить сборки арматурного каркаса и опалубки проектным решениям. При осмотре арматуры обращается внимание на расстояния от крайних прутов арматуры до опалубки, которое должно быть не менее 50 мм. Это обеспечит защиту металла от коррозии. По результатам проверки должен быть составлен акт на скрытые работы.

Необходимая марка бетона и его подвижность должны быть указаны в проекте. При получении готовой бетонной смеси заводского изготовления добавлять в нее воду не допускается. Это влияет на качество и может снизить прочность готовой монолитной конструкции.

Бетонная смесь может подаваться в опалубку вручную, из миксера или с помощью бетононасоса. Перекачка насосом обычно используется при необходимости перемещения бетона на верхние этажи или уровни. Залитая смесь должна быть уплотнена с помощью вибрационного инструмента до полного удаления воздушных пузырьков. Небольшие конструкции в частном строительстве могут уплотняться простукиванием опалубки и штыкованием при помощи металлического прута. Более подробно и точно правильная технология бетонирования описана здесь.

Специальные способы ухода за бетоном

В холодное время года производство монолитных работ может потребовать выполнения подогрева бетона. Это делается для того, чтобы избежать возможного замерзания воды и снижения качества и прочности конструкции. Сохранения температуры достигают различными способами, среди которых к наиболее популярным относятся:

  • укрывание утеплителем;
  • использование химических добавок;
  • сооружение утепленного шатра;
  • монтаж греющего электрокабеля.

В жаркое летнее время монолитную конструкцию накрывают полиэтиленовой пленкой и дополнительно увлажняют, чтобы исключить быстрое высыхание влаги.

Достоинства и недостатки монолитного строительства

В сравнении с монтажом зданий из железобетонных элементов заводского изготовления технология монолитного строительства имеет следующие преимущества.

Оптимальная длина сеток, мм, при ширине, мм
Преимущества Недостатки
полное отсутствие швов трудоемкость
повышенная прочность и долговечность более высокую стоимость
возможность создания целостных конструкций любой конфигурации и размеров необходимость использования опалубочной оснастки
быстрое возведение больших объектов

Нужно отметить, что применение монолитных технологий совместно с традиционными методами строительства в зданиях каркасного типа, позволяет снизить материальные и трудовые затраты.

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector