Артефакты при строительстве московского метро

Какие любопытные артефакты были найдены при строительстве московского метро

При строительстве метрополитена в таком Большом историческом городе, как Москва, было реальным надеяться на то, что обнаружишь множество артефактов.

Так и произошло: масштабные работы по прокладке тоннелей и возведению подземных вестибюлей помогли археологам сделать множество интересных открытий и больше узнать об истории древней Москвы. Очень часто случалось, что рабочие находили артефакты случайно, и тем увлекательнее было их изучать.

Опричный дворец

О том, где именно находился дворец, в котором поселился Иван IV во времена опричнины, историки долгое время вели непрекращающиеся споры. Было известно, что здание дворца сгорело, однако в распоряжении ученых имелось письменное упоминание немца-опричника Генриха Штадена о том, что площадки перед дворцом были засыпаны светлым песком, а сам он располагался за рекой Неглинкой.

В советские годы при прокладке тоннеля метро под Моховой улицей был обнаружен тот самый слой светлого речного песка. Такой песок был не характерен для сырой местности центра Москвы, и стало сразу понятно, что именно здесь находился тот самый Опричный дворец.

Икона «фарфорового короля»

Из воспоминаний метростроевцев мы знаем об интересной истории, которая произошла во время строительства метро «Проспект Мира». Однажды к сотрудникам пришел старик и заявил, что до революции работал у Кузнецова – владельца знаменитых фарфоровых заводов, и однажды хозяин якобы дал ему старинную икону и попросил ее хорошенько спрятать. Служащий сказал, что сделал подземный тайник именно здесь, и вот теперь беспокоится о реликвии. Комсомольцы-метростроевцы нашли икону, но не понесли в милицию, а отдали старику. В благодарность пенсионер заверил молодых людей, что закажет им молебен о здравии.

Дом провалился сквозь землю?

Пожалуй, самой интересной и таинственной находкой можно назвать небольшой дом из красного кирпича, который рабочие обнаружили в 1985-м, когда строили станцию метро «Боровицкая». Древние стены с неплохо сохранившимися окнами располагались примерно на шестиметровой глубине. Внутри здания уцелели мебель и предметы быта.

По слухам, в древних стенах найденного дома власти хотели устроить музей (прокладке тоннеля он не мешал), однако рабочие-метростроевцы стали жаловаться, что рядом со странной постройкой они постоянно чувствуют физическое недомогание и вообще им как-то не по себе. В итоге дом пришлось разобрать.

Археологи, изучившие находку, пришли к выводу, что зданию примерно пять веков. Причины же, по которым оно провалилось на такую глубину, так и не были установлены.

Если отбросить суеверные фантазии, наиболее логичной кажется версия о том, что в этом месте много лет назад произошел какой-то природный катаклизм (например, карстовый провал), в результате которого под домом образовалась пустота, поглотив его.

Неразорвавшийся снаряд

Несколько лет назад при прокладке тоннеля новой ветки метро в районе Мичуринского проспекта был случайно обнаружен снаряд времен Великой Отечественной войны.

Строители приняли решение остановить работы и возобновили рытье тоннеля только после того, как находку обезвредили саперы. Опасный снаряд был незамедлительно утилизирован на полигоне МВД.

Следы сражений

В конце 1960-х годов при строительстве станции «Площадь Ногина» (ныне – «Китай-город») в котловане были обнаружены в большом количестве воинское снаряжение, печные изразцы, кожаная обувь, а также костяные и глиняные изделия, в том числе игрушки.

Также неподалеку был найден железный шлем с серебряной чеканной насечкой. Он был пробит тяжелым острым предметом (видимо, саблей), и историки пришли к выводу, что обладатель шлема погиб в сражении 1612 года, во времена Минина и Пожарского.

Древний клад

При строительстве подземки обнаружилось и немало тайников, сделанных москвичами в Средние века и особенно, в смутные времена. Так, например, в районе метро «Парк культуры» был найден клад – полтысячи серебряных монет с изображениями русских царей. Видимо, он был зарыт во время стрелецких бунтов, происходивших в XVII веке.

При строительстве станции «Третьяковская», которое шло в местности, связанной с историей московских стрелецких слобод, также были найдены серебряные монеты, причем, еще в большем количестве, и их тоже отнесли к периоду стрелецкого мятежа. Старинный горшок с монетами того же периода был найден и во время прокладки тоннеля у соседней станции – «Новокузнецкая».

Чаще всего такие клады москвичи прошлых веков прятали в глиняные либо металлические сосуды, а также в деревянные кубышки с узким горлом. По всей видимости, эти емкости были для наших предков чем-то вроде свиней-копилок.

Улицы в несколько слоев

Когда строили метро «Горьковская» (теперь – «Тверская») и рыли подземный переход к станции «Пушкинская», находки оказались особенно интересными. 6-7 веков назад здесь проходила дорога на Тверь, вдоль которой селились выходцы из Твери и Новгорода. Под асфальтом были найдены артефакты последних столетий – остатки деревянных зданий, четыре яруса деревянных мостовых XV – XVII столетий (сейчас это район редакции «Известий»). Тверские мостовые выглядели так: продольно укладывались дубовые бревна, а сверху их плотно покрывали сосновые бревна, а также доски.

Кстати, при строительстве метрополитена археологи активно сотрудничали с рабочими и инженерами. Они давали метростроевцам ценные советы, рассказывали об особенностях грунта, а также старались следить, чтобы ни один случайно найденный артефакт не остался без внимания. В местах, имевших особенно богатую историю, археологи проводили предварительные исследования, и только потом рабочие приступали к строительству метро.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Артефакты, найденные при строительстве МЕТРО! Часть 1.

Если вы мечтаете об археологической славе, вы можете либо купить фетровую шляпу и отправиться в экспедицию, либо присоединиться к строительной бригаде метро. В первом случае вас будут преследовать гигантские валуны и мародеры, а во втором вы можете случайно наткнуться на удивительные археологические находки без всяких опасностей. Если риск и опасности это про вас, то стоит выбрать экспедицию. Если же нет, то работа в метро это то, что вам нужно, чтобы найти славу, которую вы ищете. Не верите? Вот доказательства того, насколько это легко!

Остатки византийского флота

Строительства подводного железнодорожного тоннеля, соединяющего азиатскую и европейскую части Стамбула, было остановлено, чтобы археологи могли восстановить некоторые глиняные горшки и другие находки. По крайней мере, такую причину указал премьер-министр, когда эпический проект метро был остановлен на долгие годы, потому что были землекопы нашли артефакты под Босфорским проливом.

Находки включали в себя остатки 37 кораблей — самая большая коллекция кораблекрушений, найденная в одном месте. Некоторые корабли были грузовыми, в то время как некоторые были военными галерами — византийский флот был известен своим использованием «греческого огня».

В общей сложности было найдено более 35 тыс. артефактов, включая монеты, кости животных и погребальные сооружения.

Римские военные казармы

Если в собираетесь строить метро, то вам, вероятно, не следует делать это в Риме — большинство подрядчиков здесь является и археологами. Не возможно посадить картофель в этом месте, не обнаружив какой-нибудь пантеон или Колизей. Если вы копаете метро, то это своего рода данность, что вы найдете в конечном итоге что-нибудь массивное, что остановит все ваше строительство.

В 2016 году строители обнаружили римские военные казармы общей площадью 900 квадратных метров, которые предположительно принадлежали преторианской гвардии императора Адриана. И было решено сделать эти казармы частью станции метро. Казармы состояли из 39 помещений, а полы выложены узорчатой мозаикой. Это кажется необычным для группы солдат, но не стоит забывать, что это была личная охрана императора.

Продолжение следует.

Понравился пост, хочешь прочитать продолжение? ПОДПИШИСЬ на канал и не забудь нажать ПАЛЕЦ ВВЕРХ! Это поможет продвинуть статью и ее прочитает больше людей! Давайте вместе создавать и продвигать полезную и интересную информацию!

Источник

Московское метро: какие любопытные артефакты были найдены при его строительстве

Во время возведения метрополитена в столь крупном историческом городе, как Москва, можно было смело надеяться на то, что будут обнаружены те или иные ценности. Так и случилось. Серьезные работы по прокладке линий и тоннелей, созданию переходов и вестибюлей дали возможность археологическому сообществу сделать множество занятных открытий касательно прошлого древней Москвы. Тем более не редки случаи, когда те или иные находки обнаруживают себя абсолютно случайно.

Дворец опричников Ивана Грозного

Споров касательно того, где именно располагался в свое время дворец, было множество. Так или иначе, долгое время место обитания одного из самых известных царей Руси оставалось загадкой. Ученые знали четко только одно: дворец сгорел. Однако в распоряжении историков было письменное упоминание немецкого опричника Генриха Штадена, бывшего на службе у Иван IV. В нем говорилось, что место перед дворцом засыпали светлым песком, а само строение возвышалось за рекой Неглинкой.

Во времена светлого советского прошлого, пока прокладывали тоннель для метро под улицей Моховой, был найдет тот самый закадычный светлый песок. Иначе говоря, речной. Такие породы были вовсе не характерны для той местности в Москве. Так сразу стало ясно, что именно там ранее и находился тот самый Опричный дворец Ивана Грозного.

Икона «фарфорового императора»

По воспоминаниям рабочих, возводивших метро, мы знаем много занятных историй, происходивших, пока создавалась линия в районе «Проспект Мир». Но самая любопытная связана с целым артефактом — старинной иконой.

Как-то раз к работникам пришел старичок, который сказал, что еще до революции служил у Кузнецова — тогдашнего хозяина фарфоровых фабрик. И вот однажды хозяин, дескать, отдал ему древнюю икону, попросив тщательно ее спрятать. Старичок признался, что сделал целый подземный тайник, причем именно здесь, где копают рабочие.

А это, в свою очередь, вызывает у «хранителя» определенные беспокойства. Как члены комсомола, бывшие пионеры, а на тот момент просто порядочные партийные люди, строители нашли тайник. Клад в виде иконы прекрасно сохранился. Только вот ценность они не отправили в милицию, как и полагалось, а вернули ее старичку. Дедуля на радостях пообещал, что закажет молебен о здравии молодых людей, и испарился.

Строение, провалившееся сквозь землю

Без преувеличения, самой занятной и удивительной находкой можно назвать небольшой домик из красного кирпича, обнаруженный строителями в середине 80-х годов прошлого столетия при возведении станции метро «Боровицкая».

Старые стены. Недурно сохранившиеся окна. Все это находилось на глубине около шести метров. Внутри строения сохранились мебель и обычные бытовые предметы. Если верить слухам, в этом доме власти хотели сделать музей, так как дальнейшему возведению метро он никак не мешал. Но рабочие стали жаловаться, что чувствуют себя плохо каждый раз, когда находятся поблизости от странного строения. И вообще, как-то там просто не по себе.

В результате, дом разобрали. Перед этим археологи занялись находкой. Они сделали вывод, что постройке около пяти столетий. Почему же оно провалилось под землю не ясно.

Если же отказаться от суеверий и мифов и довериться простой логике, можно предположить, что в той местности когда-то случился природный катаклизм, в результате которого под домом образовалась полость, в которую он и провалился. Не только Атлантиде, в конце концов, уходить на дно.

Неразорвавшийся снаряд

Несколько лет назад, когда протягивали линию тоннелей для ветки метро в районе Мичуринского проспекта, был найден снаряд, оставшийся еще со времен Великой Отечественной войны. Работники, конечно же, остановили свою деятельность и вызвали специалистов. Конечно, такие находки не новы. Отголоски со Второй мировой доносятся до нас до сих пор. Главное, что никто не пострадал. Снаряд взорвали на специальном полигоне, а строители продолжили работы по возведению линии.

Другие отзвуки сражений

К концу 1960-х годов при прокладке станции «Площадь Ногина» (сейчас это «Китай-город») в котловане нашли воинское снаряжение. Причем в довольно изрядном количестве. Оно включало в себя кожаную обувь, печные изразцы, изделия из коти и глины, а также игрушки.

Недалеко от того места обнаружили стальной шлем с серебряной чеканной насечкой. Предмет был пробит насквозь каким-то острым предметом. По заключению специалистов это была, скорее всего, сабля. Историки определили, что владелец шлема умер в битве во времена князей Минина и Пожарского в 1612 году (так называемое «Смутное время», когда к власти в итоге пришел Михаил Романов, основавший династию российских императоров, просуществовавшую почти триста лет).

Древнее сокровище

При возведении метрополитена находилось и достаточно тайников, оставленных москвичами в эпоху Средневековья или Смутного времени. Например, в районе станции «парк культуры» нашли целый клад, включающий в себя полтысячи серебряных монет, изображавших российских царей. По всей видимости, он относился к временам Стрелецкого бунта (XVII век).

Когда строили станцию «Третьяковская», можно было также ожидать различные находки. Ведь она тянулась в местах, имевших отношение к стрелецким слободам. Так и произошло. Были обнаружены серебряные монеты, причем в большом количестве. Они тоже относились к времени Стрелецкого бунта.

Прабабушка свиньи-копилки

Еще один древний горшок с монетами нашли при возведении тоннеля соседней станции «Новокузнецкая». Обычно такие клады москвичи прошлых эпох прятали в глиняной или металлической посуде. Иногда функцию хранилища выполняли деревянные кубышки с узким горлышком. Вполне возможно, это были предшественницы наших теперешних свинок-копилок.

Многослойные улицы

Когда тянули «Горьковскую» (теперь «Тверскую») и копали переход на «Пушкинскую», обнаруженные ценности, пожалуй, оказались также весьма интересными. Шесть или сеть столетий назад в этих местах шла дорога на Тверь. Вдоль нее селились собственно жители Твери, а также приезжие из Новгорода. Там, под асфальтом, и нашли следы прошлых веков, самые настоящие остатки деревянных домов, четыре уровня мостовых, также из дерева. Возраст примерно соответствует XV – XVII векам.

Сейчас в том районе находится редакция «Известий». Мостовые в Твери выглядели примерно как уложенные в ряд бревна, выпиленные из дуба. Поверх них плотно клались бревна из сосны, последний слой — доски. Что-то подсказывает, что делай так же теперешние строители, наши мостовые определенно служили бы дольше, а городские жители не знали бы, что значит свернуть ноги, случайно наступив в дыру в асфальте.

Сравнение, по крайней мере, очевидно в чью пользу. У нас сейчас асфальт меняют после каждой зимы. А тут сохранились мостовые из XV века. Без комментариев.

К слову, во время возведения метрополитена археологи не упускали возможности посотрудничать с инженерами-конструкторами и рядовыми строителями. Ученые давали рабочим рекомендации касательно того, что необходимо предпринять, если обнаружилась древность, описывали, как примерно выглядят породы, за которыми можно что-то найти, и в принципе смотрели за тем, чтобы ни одна мелочь не осталась без внимания.

Ведь то, что для обычного глаза может быть мусором или ненужным камешком, для профессионала вполне способно выглядеть как очередное открытие. Достаточно лишь счистить налет древности и пыли — и взору предстанет старая монета или осколок стеклянного браслета.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Артефакты найденные при строительстве метро
  • Артель строительство деревянных домов
  • Артек строительство лагеря солнечный
  • Артек в крыму строительство
  • Артезианская скважина это объект капитального строительства