Авария в строительстве это

Авария во время строительства, их причины и классификация.

Существует множество подходов к составлению классификации аварий, и у разных авторов они различные. Советский исследователь Ф. Д. Дмитриев причины крушений классифицирует по трем основным группам которые перечислены ниже:

— крушения, вызванные землетрясением, ураганом, наводнением и т. п.;

— крушения, вызванные несовершенством инженерно-технических приемов (наиболее обширная группа);

— крушения, причины которых вызваны социально-экономическими условиями, присущими капиталистическому миру (погоня за наживой и т. д.).

Технические причины катастроф делятся также на три группы:

— потеря устойчивости

— дефекты основания

— неудовлетворительное производство работ

Ф. Д. Дмитриев, рассматривая в основном на материалах аварий зарубежных стран аварии и крушения мостов и гидротехнических сооружений, в классификации не отражает специфику аварий и крушений металлических конструкций гражданских и промышленных сооружений. С нашей точки зрения, во вторую группу причин аварий следовало бы еще включить аварии, происшедшие не только от незнания, но и в результате недопустимой халатности. Примеры таких аварий, к сожалению, имеются.

И. А. Мизюмский дает классификацию аварий и крушений только металлических конструкций, причем аварий, вызванных только инженерно-техническими причинами. Аварии и крушения разделены на четыре группы:

— вызванные дефектами, связанными с ошибками проектирования;
— вызванные дефектами, возникшими в процессе производства работ;
— вызванные дефектами, связанными с эксплуатацией;
— вызванные недостаточно изученными условиями работы и свойствами применяемых материалов.

Нельзя согласиться с принципом классификации Томаса X. Мак Кейга, где причинами аварий считаются четыре фактора: невежество, экономия, погоня за прибылью, небрежность и стихийные бедствия.
Классификацию по таким признакам ее автор считает универсальной. Понятно, что такое определение причин аварий строительных конструкций лишено научной обоснованности и самый принцип определения чужд всему характеру нашего общества.
Предлагаемая нами классификация составлена по иному принципу. Рассматриваются только аварии, вызванные инженерно-техническими причинами и происшедшие в результате халатности, недосмотра и т. п.
При составлении классификации для удобства ее использования выделены основные причины аварий и факторы, их вызываю-, щие. Вполне естественно, что перечисление последних на исчерпывающую полноту не претендует.
Некоторая условность в определениях, примененных в классификации аварий, неизбежна. Можно бесконечно спорить о том, что и где является причиной и что следствием. Например, всем известен классический случай крушения в 1905 г. Египетского моста в Петербурге. Общепризнано, что причиной аварии был резонанс, возникший при прохождении по мосту войск. Но с таким же успехом причиной аварии можно было считать и просчеты, допущенные при проектировании моста, в результате которых, как следствие, в сооружении мог возникнуть резонанс. С таким же успехом причину аварии можно видеть в неправильной эксплуатации сооружения, выразившейся в том, что войска при прохождении моста шли строем с несбитым шагом, в результате чего, как следствие, и появился резонанс. И все-таки непосредственной причиной аварии был резонанс.
В предлагаемой классификации выделены восемь основных причин аварий. Единственным же следствием этих причин является авария—катастрофа. Основные причины аварий в классификации расположены не в каком-то определенном порядке, например, в биографическом порядке проектирования и возведения сооружений, а отмечены только наиболее типичные комбинации (сочетания) причин аварий. В каждой из причин выделены (отмечены знаком Т) наиболее часто встречающиеся факторы, вызывающие появление перечисленных причин.

Существующие в настоящее время строительные нормы и правила основаны, как известно, на методе расчета по трем предельным состояниям:

— по несущей способности, при достижении которого происходит исчерпание несущей способности элемента или конструкции в целом;

— по развитию чрезмерных деформаций от статических или динамических нагрузок, при достижении которого появляются недопустимые деформации или колебания;

— по образованию и раскрытию трещин, при появлении которых нормальная эксплуатация конструкции становится невозможной.

Идея современного метода расчета по предельным состояниям заключается в том, чтобы за время нормальной эксплуатации сооружения не наступило ни одного из предельных состояний. Следовательно, предельное состояние следует рассматривать как аварийное или предаварийное.

Аналогичная картина имеет место и при оценке прочности элементов конструкций в сопротивлении материалов. Так, применяя к элементу, находящемуся в сложном напряженном состоянии, ту или иную «теорию прочности», устанавливаем вначале критерий наступления «опасного» состояния (условно аварийного) по прочности или по пластичности, а затем переходим к «условиям прочности».

Надежность конструкций и сооружений зависит от многих факторов: марки материала, сечения элементов, их формы, качества изготовления и монтажа, условия эксплуатации, своевременного ремонта, в необходимых случаях — усиления конструкций и т. п. Все эти факторы влияют на срок нормальной эксплуатации и определяют несущую способность сооружения и его отдельных конструктивных элементов. Каждая конкретная авария есть результат совокупности нескольких причин, сочетание нескольких неблагоприятных факторов. Вместе с тем всегда можно выделить основную причину, непосредственно или косвенно приведшую к аварии. Обрушивается или приходит в аварийное состояние самое слабое звено, самый дефектный элемент, неправильно запроектированный или имевший отклонения от проекта.

Во многих случаях, главным образом при полном обрушении конструкции, бывает трудно установить основную причину аварии. Например, при осмотре обрушившихся ферм с погнутыми стержнями невольно возникает подозрение на возможную потерю устойчивости; при более же тщательном изучении характера обрушения выясняется, что эти стержни действительно потеряли устойчивость, но уже при обрушении — при падении одних конструкций на другие. Установление в каждом конкретном случае основной причины аварии имеет первостепенное значение.
В строительной практике известны случаи, когда неправильное установление основной причины аварии приводило к повторению ее в том же месте.

При исследовании аварий следует совершенно четко разграничивать основную причину от непосредственной причины, вызывающей аварию.

Из классификации видно, что потеря устойчивости является самой распространенной как основной причиной аварии, так и встречающейся в различных сочетаниях с другими.
Определенный интерес представляет классификация аварий по следующим признакам:

— по отраслям промышленности, т. е. по строительным объектам;
— по типу конструкций;
— по типу сопряжений;
— по причинам возникновения и характеру повреждений;
— по величине деформаций и разрушений.

Такой принцип классификации был принят Г. А. Цвингман при анализе аварий деревянных конструкций. Нам же представляется, что наиболее интересна и практически полезна классификация по причинам, вызвавшим аварии определенных типов конструкций, ибо для каждой отдельной группы конструкций характерны и свои основные причины аварий.

Источник

Расследование аварий зданий и сооружений

Расследование аварий зданий и сооружений должно проводиться в соответствии с «Положением о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации» (МДС-12-4.2000).

Авария — это обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его части или отдельного конструктивного элемента, а также превышение ими предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку строительства (эксплуатации) объекта или его части (в дальнейшем — аварию здания).

В понятие аварии входят также обрушения и повреждения зданий и сооружений, произошедшие в результате природно-климатических воздействий (землетрясения, ветрового напора, снеговой нагрузки и т. д.), интенсивность которых не превышала расчетных значений.

Целью расследования причин аварий зданий является установление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений и принятием мер по предупреждению аварий путем корректировки нормативной и проектной документации, подготовки методических документов по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, учитывающих характер и частоту повторения выявленных причин аварий, широкого информирования участников строительства и эксплуатационных организаций о причинах произошедших аварий и мерах по их предупреждению.

В зависимости от масштабов и степени последствий аварии зданий подразделяются на аварии первой и второй категорий.

К авариям первой категории относятся обрушения зданий и сооружений или их частей (разрушение наземных строительных конструкций, подземных транспортных и гидротехнических сооружений, прорыв плотин, дамб, резервуаров и т. д.), вызвавшие нарушение функционирования других отраслей народного хозяйства, повлекшие гибель двух и более человек, а также обрушения с количеством пострадавших более пятнадцати человек. Авария первой категории классифицируется как чрезвычайная ситуация.

К авариям второй категории относятся обрушения или повреждения зданий, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, угрожающие безопасному ведению работ и не попавшие в разряд аварий первой категории.

Руководители предприятий, учреждений, организаций и объединений, осуществляющие строительство, реконструкцию, расширение, капитальный ремонт и эксплуатацию здания или сооружения, на котором произошла авария, обязаны принять в первую очередь необходимые меры по спасению пострадавших и оказанию им помощи, а также по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, пожара, установлению границ опасной зоны и ограничению доступа в нее людей. Они же должны немедленно передать донесение об аварии в территориальный орган исполнительной власти.

Расследование причин аварий производится техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разборка обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или возобновления безопасной эксплуатации зданий и сооружений, до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварий.

Расследование аварий, связанных с повреждением или обрушением отдельного конструктивного элемента, не сопровождавшихся несчастными случаями, а также аварий на объектах 3-го класса по степени ответственности, допускается проводить только местными комиссиями.

Местные комиссии назначаются в возможно короткий срок после аварии руководителями генеральных подрядных организаций, а также действующих предприятий, организаций, учреждений, совмещающих функции заказчика и подрядчика, или эксплуатирующих здания, сооружения.

В состав местных комиссий входят представители генподрядной и субподрядных организаций, организации, разработавшей проект, заказчика или эксплуатационной организации.

Председатель местной комиссии назначается руководителем предприятия, учреждения, организации или объединения, создавшего указанную комиссию.

К работе в составе комиссии могут также привлекаться на договорной основе высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских и проектных организаций.

Местная комиссия до начала работы технической комиссии должна:

• организовать оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших;

• произвести осмотр обрушившихся (поврежденных) конструкций и зафиксировать их положение (на фотографиях, фотопленках и т. д.);

• принять меры по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, обеспечению безопасного ведения работ при

борке или временном креплении (усилении) конструкций, ограничению доступа людей в зону аварии;

• опросить очевидцев аварии, установить вероятные причины ее возникновения.

Для восстановления здания, сооружения производится разборка обрушившихся конструкций, освобождение проездов и неповрежденного технологического оборудования; разобранные конструкции сохраняются для дальнейшего их обследования технической комиссией.

Местная комиссия составляет акт предварительного расследования аварии, который передается руководителю предприятия, учреждения, организации, объединения, назначившего комиссию, а в дальнейшем — также председателю технической комиссии.

В случаях, когда расследование производится только местной комиссией, организация работы комиссии и оформление документов осуществляются в порядке, предусмотренном для технической комиссии.

Технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются в срок не более трех суток с момента аварии.

При авариях первой категории технические комиссии назначаются:

• министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам, подведомственным им;

• соответствующими органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов республиканского, краевого, областного подчинения по всем другим строящимся и эксплуатируемым объектам независимо от источников их финансирования и форм собственности.

При авариях второй категории технические комиссии назначаются:

• министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам, подведомственным им;

• соответствующими органами исполнительной власти городов и районов по всем другим строящимся и эксплуатируемым объектам независимо от источников их финансирования и форм собственности.

В состав технических комиссий при расследовании аварий первой категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, генеральной проектной организации, субподрядных строительно-монтажных и проектных организаций, заказчика (инвестора), при необходимости — предприятий-поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования, а также специалисты органов МЧС по согласованию с ними.

В состав технических комиссий при расследовании аварий второй категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, проектной организации, соответствующих субподрядных строительно-монтажных организаций, заказчика (инвестора), при необходимости — предприятий-поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования.

Председатель технической комиссии по расследованию причин аварии назначается органом, создавшим комиссию. Этим же органом устанавливается срок проведения указанного расследования.

Техническая комиссия в процессе расследования причин аварий:

• проводит осмотр здания, сооружения, на котором произошла авария;

• анализирует представленные материалы и акт местной комиссии;

• устанавливает на основе произведенного анализа причины, вызвавшие аварию;

• подготавливает рекомендации по ликвидации последствий аварии.

Техническая комиссия выполняет другие работы, необходимость в проведении которых выявляется в ходе расследования аварии.

По результатам работы технической комиссии составляется акт расследования причин аварии по форме, представленной в прилож. 6.

Техническая комиссия имеет право организовывать рабочие подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов и по согласованию с органом, назначившим комиссию, привлекать к работе комиссии на договорной основе экспертов и представителей местных организаций и учреждений (проектных, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и т. д.).

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Авария в строительстве определение
  • Аварийные ситуации при строительстве
  • Аварии стальных конструкций в строительстве
  • Аварии при строительстве северомуйского тоннеля
  • Аварии при строительстве керченского моста