Авария в строительстве определение

Понятие «Авария» и «Инцидент» в промышленной безопасности

Опубликовано: 01.01.2014 в 11:21

Понятия «Авария» и «Инцидент» могут иметь отличия в определениях, что может вызывать трудности в понимании. Определения закрепляются ст. 1 ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. Методические рекомендации и законодательные акты могут содержать расширенные формулировки, вносящие уточнения.

Авария или инцидент: в чем заключается разница?

При возникновении серьезного происшествия на промышленном предприятии важно правильного определить, что произошло. Для этого существуют такие понятия:

Авария – это серьезное разрушение технических устройств и конструктивных элементов здания, которое происходит в результате точно определяемого события, такого как выброс опасных веществ, неконтролируемый взрыв.

Инцидент – отказ технических устройств или серьезное повреждение на опасном производстве. К данным ситуациям относятся отклонения от стандартного режима работы.

Основное различие заключается в том, что авария на опасном производственном объекте имеет более тяжелые последствия. Под ней понимают нарушение функционирования объекта в результате поломок, взрыва, разрушения конструкции. Возможны значительные жертвы и нанесение вреда здоровью сотрудников. Негативному воздействию подвергается окружающая среда.

В качестве инцидента называют нарушение стандартного функционирования производства или отклонение от технологического процесса. Здесь не бывает таких серьезных последствий, а работа восстанавливается гораздо быстрее.

Не зависимо от класса опасности эксплуатируемого ОПО, организация должна разработать локальный документ определяющий порядок проведения расследований и учета инцидентов. Как правило его называют Положение о порядке технического расследования причин инцидентов или сокращенно ПРИ.

Важно правильно определить и квалифицировать происшествие. Основание для отнесения к конкретной категории – причиненный ущерб. Он выражается в длительности простоя как всего предприятия, так и отдельной зоны. Как правило, аварии приводят к приостановке работ на срок от суток и более. При этом не исключены человеческие жертвы и фиксируются серьезные разрушения, требующие длительных восстановительных работ.

На предприятии может случиться происшествие с признаками аварии и инцидента. В этом случае преимущественным считается отнесение к аварии до дальнейших разбирательств.

Экспертная организация. Оказываем услуги в области экологической и промышленной безопасности. С самого начала деятельности ориентируемся на предоставление максимально качественных услуг. Приобрели репутацию компетентного и надежного партнера.

ЦПЭ «Технология безопасности»
г. Москва,
ул. Складочная д.1, стр. 18,
+7(499) 408 62 98 , +7(926) 803 08 19,
info@technopb.ru
Россия

© Компания ЦПЭ “Технология безопасности”. Все права защищены. 2011-2019

Источник

Расследование аварий зданий и сооружений

Расследование аварий зданий и сооружений должно проводиться в соответствии с «Положением о порядке расследования причин аварий зданий и сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории Российской Федерации» (МДС-12-4.2000).

Авария — это обрушение, повреждение здания, сооружения в целом, его части или отдельного конструктивного элемента, а также превышение ими предельно допустимых деформаций, угрожающих безопасному ведению работ и повлекших приостановку строительства (эксплуатации) объекта или его части (в дальнейшем — аварию здания).

В понятие аварии входят также обрушения и повреждения зданий и сооружений, произошедшие в результате природно-климатических воздействий (землетрясения, ветрового напора, снеговой нагрузки и т. д.), интенсивность которых не превышала расчетных значений.

Целью расследования причин аварий зданий является установление факторов, вызвавших аварии, их обобщение, учет и анализ с разработкой предложений и принятием мер по предупреждению аварий путем корректировки нормативной и проектной документации, подготовки методических документов по проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, учитывающих характер и частоту повторения выявленных причин аварий, широкого информирования участников строительства и эксплуатационных организаций о причинах произошедших аварий и мерах по их предупреждению.

В зависимости от масштабов и степени последствий аварии зданий подразделяются на аварии первой и второй категорий.

К авариям первой категории относятся обрушения зданий и сооружений или их частей (разрушение наземных строительных конструкций, подземных транспортных и гидротехнических сооружений, прорыв плотин, дамб, резервуаров и т. д.), вызвавшие нарушение функционирования других отраслей народного хозяйства, повлекшие гибель двух и более человек, а также обрушения с количеством пострадавших более пятнадцати человек. Авария первой категории классифицируется как чрезвычайная ситуация.

К авариям второй категории относятся обрушения или повреждения зданий, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, угрожающие безопасному ведению работ и не попавшие в разряд аварий первой категории.

Руководители предприятий, учреждений, организаций и объединений, осуществляющие строительство, реконструкцию, расширение, капитальный ремонт и эксплуатацию здания или сооружения, на котором произошла авария, обязаны принять в первую очередь необходимые меры по спасению пострадавших и оказанию им помощи, а также по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, пожара, установлению границ опасной зоны и ограничению доступа в нее людей. Они же должны немедленно передать донесение об аварии в территориальный орган исполнительной власти.

Расследование причин аварий производится техническими комиссиями, а в случаях, когда необходима срочная разборка обрушившихся конструкций для спасения пострадавших или возобновления безопасной эксплуатации зданий и сооружений, до начала работы технических комиссий создаются местные комиссии предварительного расследования причин аварий.

Расследование аварий, связанных с повреждением или обрушением отдельного конструктивного элемента, не сопровождавшихся несчастными случаями, а также аварий на объектах 3-го класса по степени ответственности, допускается проводить только местными комиссиями.

Местные комиссии назначаются в возможно короткий срок после аварии руководителями генеральных подрядных организаций, а также действующих предприятий, организаций, учреждений, совмещающих функции заказчика и подрядчика, или эксплуатирующих здания, сооружения.

В состав местных комиссий входят представители генподрядной и субподрядных организаций, организации, разработавшей проект, заказчика или эксплуатационной организации.

Председатель местной комиссии назначается руководителем предприятия, учреждения, организации или объединения, создавшего указанную комиссию.

К работе в составе комиссии могут также привлекаться на договорной основе высококвалифицированные специалисты научно-исследовательских и проектных организаций.

Местная комиссия до начала работы технической комиссии должна:

• организовать оказание первой помощи и эвакуацию пострадавших;

• произвести осмотр обрушившихся (поврежденных) конструкций и зафиксировать их положение (на фотографиях, фотопленках и т. д.);

• принять меры по предотвращению дальнейшего распространения разрушений, обеспечению безопасного ведения работ при

борке или временном креплении (усилении) конструкций, ограничению доступа людей в зону аварии;

• опросить очевидцев аварии, установить вероятные причины ее возникновения.

Для восстановления здания, сооружения производится разборка обрушившихся конструкций, освобождение проездов и неповрежденного технологического оборудования; разобранные конструкции сохраняются для дальнейшего их обследования технической комиссией.

Местная комиссия составляет акт предварительного расследования аварии, который передается руководителю предприятия, учреждения, организации, объединения, назначившего комиссию, а в дальнейшем — также председателю технической комиссии.

В случаях, когда расследование производится только местной комиссией, организация работы комиссии и оформление документов осуществляются в порядке, предусмотренном для технической комиссии.

Технические комиссии по расследованию причин аварий назначаются в срок не более трех суток с момента аварии.

При авариях первой категории технические комиссии назначаются:

• министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам, подведомственным им;

• соответствующими органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов республиканского, краевого, областного подчинения по всем другим строящимся и эксплуатируемым объектам независимо от источников их финансирования и форм собственности.

При авариях второй категории технические комиссии назначаются:

• министерствами и ведомствами Российской Федерации по строящимся и эксплуатируемым объектам, подведомственным им;

• соответствующими органами исполнительной власти городов и районов по всем другим строящимся и эксплуатируемым объектам независимо от источников их финансирования и форм собственности.

В состав технических комиссий при расследовании аварий первой категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, генеральной проектной организации, субподрядных строительно-монтажных и проектных организаций, заказчика (инвестора), при необходимости — предприятий-поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования, а также специалисты органов МЧС по согласованию с ними.

В состав технических комиссий при расследовании аварий второй категории включаются представители соответствующих министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и объединений, на объектах которых произошла авария, органов исполнительной власти городов и районов, генеральной подрядной строительной (строительно-монтажной, ремонтно-строительной) организации, проектной организации, соответствующих субподрядных строительно-монтажных организаций, заказчика (инвестора), при необходимости — предприятий-поставщиков строительных изделий, конструкций и оборудования.

Председатель технической комиссии по расследованию причин аварии назначается органом, создавшим комиссию. Этим же органом устанавливается срок проведения указанного расследования.

Техническая комиссия в процессе расследования причин аварий:

• проводит осмотр здания, сооружения, на котором произошла авария;

• анализирует представленные материалы и акт местной комиссии;

• устанавливает на основе произведенного анализа причины, вызвавшие аварию;

• подготавливает рекомендации по ликвидации последствий аварии.

Техническая комиссия выполняет другие работы, необходимость в проведении которых выявляется в ходе расследования аварии.

По результатам работы технической комиссии составляется акт расследования причин аварии по форме, представленной в прилож. 6.

Техническая комиссия имеет право организовывать рабочие подкомиссии для детального изучения отдельных вопросов и по согласованию с органом, назначившим комиссию, привлекать к работе комиссии на договорной основе экспертов и представителей местных организаций и учреждений (проектных, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и т. д.).

Источник

Система независимого контроля аварийных рисков в сфере строительства

Опубликовано: 22.07.2015 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Опыт различных аварийных ситуаций, связанных с разрушением зданий и сооружений, позволяет уверенно утверждать о наличии двух неоспоримых фактов. Согласно первому, можно заявить, что большинство аварийных ситуаций переплетается с двумя отрицательными влияниями: «человеческий фактор» на различных этапах возведения и эксплуатации объекта, а также воздействие техногенного или климатического характера. Второй факт говорит о том, что степень и тяжесть последствий аварии зависят от масштабности разрушений строительных конструкций. Выходит, что первое утверждение позволяет сделать выводы о причинах аварии, а второе – говорит, что безопасность эксплуатации строительных конструкций во многом зависит от степени их защищенности от обрушений и повреждений.

Те воздействия, которые не обозначены в проекте, практически неуправляемы. По этой причине первостепенное значение в плане сокращения числа аварий имеет снижение влияния человеческого фактора в процессе проектирования и строительства объектов. Следует также отметить, что данный фактор просто отсутствует в строительных нормах, а запас прочности, который закладывается в конструкции, его не учитывает. Выход остается один – ведение жесткого и независимого контроля. Это касается не повсеместного строительства, а лишь того, где сооружаются ответственные инженерные конструкции, задействованные при эксплуатации в условиях многолюдности. В качестве контролирующих органов следует задействовать специально обученных людей, понимающих всю степень ответственности сооружений и возможные риски аварийности при их эксплуатации. Эти же эксперты должны выполнять функцию оценщиков при определении остаточного ресурса сооружений.

Не менее важно понимать смысл определения «риск аварии». В него заложено не только то, что сооружение может разрушиться, но и то, какие последствия после этого наступят. Как упоминалось выше, при строительстве объектов учитываются не все факторы, способные повлиять на безопасность их эксплуатации. По этой причине фактическая вероятность возникновения авариной ситуации будет всегда выше теоретической.

Такие понятия, как «конструкционная безопасность» и «конструкционная надежность», величины взаимосвязанные. Конструкционная надежность строения подразумевает под собой соблюдение следующих условий:

  • противодействие процессам разрушения;
  • способность сохранять первоначальную форму при имеющихся воздействиях;
  • способность восстанавливать свое положение при устранении воздействия.

Выходит, что для количественной оценки риска возникновения аварийной ситуации на объекте, эксперт по контролю в первую очередь должен провести обследование фактического состояния основных конструкций здания, а после этого произвести оценку его надежности.

Самым главным определением в процессе контроля аварийных рисков является понимание значений порогов, при которых вероятность наступления аварии возрастает в разы. Данные значения не имеют зависимости от конструктивных особенностей объектов или количества этажей. При нахождении здания в эксплуатации, рано или поздно возникает момент, когда наступает критический риск аварийности. С этого времени ресурс здания считается исчерпанным, и оно переходит в разряд аварийных строений. Несмотря на то, что здание сохраняет свою эксплуатационную способность, тем влияниям, которые не заложены в проекте, оно практически не сопротивляется. В процессе эксплуатации также возникает момент, когда известна дата начала аварийности. Речь идет о предельном значении риска аварии. После наступления этого времени здание считается ветхо-аварийным.

Главным помощником в деле контроля риска аварий для эксперта должна стать автоматизированная экспертная система. Именно она должна обеспечивать оперативность, правдивость и объективность результатов оценки при наименьших расходах. Данная система представляет собой комплекс, совмещающий в себе не только способности машин к математическим расчетам, но и интуитивные инженерные особенности людей, обладающих достаточным опытом и знаниями. Основными составными частями комплекса являются две базы: данных и знаний. Первая должна содержать конкретную информацию об объектах и обо всем, что с ними связано. Здесь должна содержаться информация о самых распространенных недочетах и ошибках, допускаемых на всех этапах возведения объекта.

Вторая база – база знаний, имеет два блока. В первом располагаются информация и назначения, облегчающие процесс поиска ошибок. Второй блок – расчетный, позволяет производить необходимые расчеты для определения риска аварии и остаточного ресурса здания. При помощи алгоритмов этот блок позволяет определить степень риска аварии и сравнить ее со значением порога. После этого можно делать вывод о техническом состоянии объекта.

Получение всей необходимой информации о конкретном объекте вполне возможно за счет конструкционных несущих элементов. Этот своеобразный «скелет» здания позволяет любому заинтересованному лицу убедиться в качестве произведенных работ по проектированию, строительству и эксплуатации. Полнейшая информация о непосредственных производителях работ позволяет определить виновных лиц, допустивших наступление риска аварии, и применить к ним меры наказания.

В развитых странах в страховых компаниях давно работают люди, сочетающие в себе обязанности менеджера по рискам, так называемые сюрвейеры. Основной задачей сюрвейера является доскональное изучение объекта, подлежащего страхованию. Фактически это тот же эксперт по строительству, но с определенными знаниями страхования и права. Такой подход позволяет улучшать качество контроля и сокращать риски аварий.

В России данная система пока не развита. Основной причиной этого является отсутствие соответствующих специалистов. Выходит, что, организовав подготовку сюрвейеров можно значительно сократить риски наступления аварий. Люди данной профессии будут востребованы не только в сфере строительства, но и в проектных, страховых организациях. Кроме того, это позволит сохранить огромные суммы, утекающие в заграничные страховые компании. Но самое главное, конечно, это то, что произойдет сокращение аварийности в сфере строительства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Аварийные ситуации при строительстве
  • Аварии стальных конструкций в строительстве
  • Аварии при строительстве северомуйского тоннеля
  • Аварии при строительстве керченского моста
  • Аварии при строительстве гэс