Bim технологии в строительстве курсы

Бесплатный онлайн-курс «Информационное моделирование зданий»

Одним из самых масштабных и сложных образовательных проектов за время существования нашей компании было создание бесплатного онлайн курса «Информационное моделирование зданий» на платформе Stepik.

Курс сфокусирован на изучении программы Autodesk Revit и предоставляет наиболее полную и структурированию информацию по этой теме. Кроме того, вся эта информация находится в свободном и бесплатном доступе.

Ссылка на курс:

Сейчас курс фактически стал стандартом обучения во многих проектных компаниях и учебных заведениях как в России, так в странах ближнего зарубежья. За два года существования курс посетили более 14 тысяч человек (на момент сентября 2018 года), из них 1785 человек смогли получить сертификаты. Сертификат на курсе выдается за решение проверочных задач и сдачу курсовой работы, обычного просмотра материалов недостаточно.

В этой статье мы расскажем, как создавался курс, и как он будет эволюционировать в дальнейшем.

Команда курса

Преподаватели: Альберт Сумин, Сергей Швыдко, Максим Степанников, Рустам Илажиев, Егор Глебов
Методология: Альберт Сумин
Тестеры: Евгения Энгель, Надежда Киреева, Александр Зуев, Мария Девятова, Ксения Филиппова, Иван Ситишев, Мария Макарова, Роман Еникеев, Валерий Лукьяненков
Администраторы: Альберт Сумин, Надежда Киреева
Дизайн: Сергей Швыдко, Альберт Сумин
Подготовка интервью: Альберт Сумин
Подготовка заданий: Альберт Сумин, Сергей Швыдко, Максим Степанников
Монтаж видео: Альберт Сумин, Сергей Швыдко, Максим Степанников, Рустам Илажиев, Команда Stepik
Платформа: Stepik.org
Кураторы: Наталья Феофанова, Анна Глотова

Создание курса

Первая версия курса вышла в феврале 2017 года, а работа над ней началась в июне 2016. То есть для релиза потребовалось более чем полгода. Но и после запуска работа не остановилась: исправлялись ошибки, что-то было пересмотрено и переделано уже в процессе первой сессии.

В самом начале курс действительно делился на сессии, были дедлайны, к которым учащиеся должны были успевать сдать задания — это придавало определенную динамику курсу и являлось серьезным стимулом не откладывать обучение на потом. Хотя сейчас мы и отказались от подобной практики, тогда это был интересный опыт.

Основная часть работы над такими курсами — это запись видео. В нашем распоряжении была студия для записи роликов с преподавателями в кадре, но большая часть материалов нашего курса — это скринкасты из Revit. Они записывались в офисе, далее шла постобработка и монтаж.

Но все же не видеолекции являются наиболее интересной частью курса, а проверочные задания. Здесь мы использовали максимально нестандартные методики. Мы практически полностью отказались от тестов с выбором вариантов ответов. В большей части заданий учащийся должен использовать специально подготовленные файлы, совершая в них те или иные действия в поисках ответа. Другой тип задач — это квесты, когда у задачи нет условия, а студент должен самостоятельно догадаться, что необходимо сделать. Такие задачи являются крайне эффективным средством для погружения студента в интерфейс программы во время поиска решений. Насколько нам известно, никто до нас не использовал подобной методики. Другой тип задач — peer review, когда учащиеся проверяют решения друг друга без подключения преподавателей курса. Такие задачи позволяют увидеть свою работу на фоне других, ведь, проходя обучения онлайн, ты обычно не взаимодействуешь с классом и не можешь оценить свой уровень адекватно. Здесь мы использовали эту методику для творческих задач на моделирование. И, конечно же, итоговое сквозное задание: на каждом этапе курса студент выполнял его часть, получая на финише нечто целое и законченное. Однако при первом запуске итоговое задание было не сквозным — это была финальная работа по созданию адаптивного компонента в самом конце курса. В видеоролике ниже представлены лучшие итоговые работы студентов первой сессии:

Ко второй сессии, начавшейся осенью 2017 года, мы добавили сквозное итоговое задание (и не только его, были добавлены некоторые новые темы и уроки, изменено оформление курса) — моделирование башни в Revit. Помимо работы над нововведениями, которая тоже была крайне интенсивной, примерно 1,5 месяца у нас ушло именно на проверку итоговых моделей студентов. К этому моменту курс добрался до отметки в 5000 учащихся, более 500 из которых прислали нам финальные проекты. На каждую работу мы делали небольшие рецензии и оценивали её. В вебинаре по ссылке ниже показаны лучшие работы второй сессии.

Третья сессия, стартовавшая этим летом, тоже не является проходной, мы многое изменили: добавили платное тестирование для тех, кто хочет получить официальный сертификат Autodesk по итогам курса, добавили новые материалы, изменили итоговое задание (теперь вместо башни студенты создают частный дом для известного персонажа, которого выбирают сами) и отменили дедлайны. Теперь появилась возможность проходить курс в своём ритме и присоединяться к нему в любой момент, например, прямо сейчас.

Сложность курса

Мы считаем, что наш курс является одним из самых сложных по данной тематике, хотя и не предполагает каких-либо начальных знаний. Причина проста: мы делаем ставку на глубокое изучение программы, разбираем все инструменты до мельчайших деталей. В курсе сделан большой упор на создание компонентов (семейств), а также дается введение в визуальное программирование на Dynamo. Многие задания внутри курса сложнее, чем в тесте Autodesk по Revit на статус Professional, предполагающем исключительное владение инструментом.

Из-за всех этих факторов и среднее время прохождения курса достаточно велико — это 2,5 месяца при загрузке 7 — 10 часов в неделю. Ну и процент учащихся, добравшихся до сертификата, далек от 100%, хотя и выше среднего показателя для онлайн-курсов, который составляет примерно 10% (для нашего курса этот показатель составляет 12.5%). С другой стороны, благодаря такой сложности мы смогли привлечь на курс не только новичков, но и опытных пользователей.

Структура курса

Курс разделен на модули. Всего их 9.

Первый модуль начинается с вводных лекций об информационном моделировании и об истории технологий в проектировании зданий. Все оставшиеся модули посвящены изучению программы Autodesk Revit, и начинаем мы это изучение с одной из самых сложных тем — с семейств. Решение начинать с этой темы было спорным, но это был, пожалуй, единственный вариант, при котором мы могли сделать не просто базовый курс, не позволяющий разобраться в тонкостях программы, а записать по-настоящему глубокий материал, освоив который, пользователь сможет уверенно работать в Revit.

Отступление для тех, кто плохо знаком с программой Revit. В Revit все объекты: стены, окна, колонны, виды, листы, оси, размерные стили и т.д. — являются семействами. Если вы не умеете работать с параметрами семейств или создавать собственные пользовательские семейства, то вы можете работать с этой программой лишь на базовом уровне. Например, вы сможете нарисовать ось, но не сможете создать свой собственный заголовок оси, отличающийся от стандартного, например, если вам нужно обозначение оси в ромбе, а не внутри окружности.

Модули 3 и 4 посвящены моделированию, модуль 5 — работа с графикой, шестой модуль — работа с листами и спецификациями, модуль 7 — совместная работа группы над проектом, модуль 8 — адаптивные семейства, и, наконец, модуль 9 — использование различных программ в процессе проектирования и настройка связей между ними.

Каждый отдельный модуль состоит из уроков, которые, в свою очередь состоят из шагов, «степов». Шаг — это короткая видеолекция, текстовый материал или проверочное задания. За решение заданий студент получает баллы, набрав определенное количество которых можно получить сертификат за прохождение курса и допуск к тестированию на официальный сертификат Autodesk (это тестирование платное, но не обязательное).

Сопровождение курса

Несмотря на то, что курс записан заранее и лекции не читаются в прямом эфире, тем не менее он требует значительного постоянного внимания со стороны преподавателей. У учащихся есть возможность в любой момент задать вопрос (под любым шагом есть форма с комментариями), и мы, как преподаватели всегда даем ответы. Есть и спорные ситуация, например, в заданиях типа peer review, которые тоже требуют внимания с нашей стороны. Когда на курсе были дедлайны, скорость ответов преподавателей была критичной, кто-то решал задания в самый последний момент, и важно было всегда оставаться на связи, поэтому поддержка курса шла в режиме 24/7. Это был интереснейший опыт, так как одновременно курс в период сессий активно проходили до двух с половиной тысяч человек. Сейчас формат курса предполагает более размеренное его прохождение, и поэтому мы просто каждый день проверяем новые комментарии.

Статистика

Платформа Stepik позволяет нам собирать большое количество статистики по успеваемости на курсе и анализировать сложность отдельных заданий. Также мы устраивали опросы среди студентов, собирая различные данные. Часть этих данных мы перевели в инфографику:

Дополнительные возможности

Выше мы уже писали, что курс стал стандартом обучения во многих проектных компаниях. Для этого, кроме качества курса, есть и определенные технические предпосылки.

В курсе есть функция классов, когда руководитель отдела может создать «класс», добавить туда своих подчиненных и следить за их успеваемостью. Есть мобильное приложение, позволяющее прослушивать материалы откуда угодно, например, в метро. Есть программа сотрудничества с компаниями.

Есть возможность бесплатно установить любую программу Autodesk для прохождения обучения на личный компьютер. Это не какая-то эксклюзивная возможность, для любой программы обучения она доступна, однако не все про это знают, поэтому не лишнем будет упомянуть. В нашем курсе задействованы такие программы, как Revit, Autocad, Navisworks, 3Ds Max, FormIt, Design Review, Dynamo + софт не от Autodesk: Rhinoceros+Grasshopper, Archicad, Renga, Solibri Model Checker — для всех этих программ дана инструкция по установке бесплатной учебной версии (в случае Autodesk — не отличается от полной версии программы), либо пробной версии. Подробно все эти возможности описаны в самом курсе.

Планы на будущее

Работа над курсом практически никогда не останавливается, и мы постоянно добавляем всё новые материалы. Тем не менее, вместе с версиями программного обеспечения, курс устаревает, и нам предстоит его полная перезапись на свежий софт — это дело ближайшего года-двух. Внутри курса запущена краудфандинговая компания по сбору средств на эту перезапись. Также мы планируем новые курсы на смежные темы, но это пока секрет.

Отзывы

На Stepik есть целая страница с отзывами, которые мы не можем модерировать или удалять, так как платформа не наша, а студент и преподаватель на Stepik имеют равные права. Поэтому данным отзывам вы можете всецело доверять:
https://stepik.org/course/738/reviews

Но некоторые отзывы приходят нам напрямую по почте, вот один из них:

Источник

BIM: технологии информационного моделирования в эксплуатации объектов капитального строительства

Описание

Направление подготовки: цифровизация строительной отрасли – технологии информационного моделирования в строительстве, промышленный дизайн и 3D-моделирование

Цель и задачи программы:

Программа направлена на получение новых и совершенствование имеющихся компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в строительстве, с применением технологий информационного моделирования (BIM), с углубленным изучением BIM в эксплуатации

Категория слушателей: руководители и специалисты различных отраслей народного хозяйства, имеющие высшее или среднее профессиональное образование

Трудоемкость программы: 2 зачетные единицы, 72 часа

Уровень реализации программы: начальный, базовый, продвинутый

Срок обучения: по согласованию с заказчиком

Форма обучения: заочная, с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и электронного обучения в полном объеме

Режим занятий: по согласованию с заказчиком

Документ по окончании: удостоверение о повышении квалификации

1) Общая характеристика компетенций, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения или которые формируются в результате освоения образовательной программы:

ПК 1.2. Разработка плана реализации проекта информационного моделирования в соответствии с ресурсами, стандартами и бизнес-процессами организации;

ПК 1.5. Контроль выполнения плана реализации проекта информационного моделирования;

ПК 1.6. Формирование и контроль качества информационной модели объекта капитального строительства на этапе его жизненного цикла;

ПК 1.7. Прием-передача информационной модели объекта капитального строительства по этапам его жизненного цикла.

Общекультурные компетенций (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

2) Описание требований и рекомендаций для обучения по образовательной программе

К прохождению курса повышения квалификации допускаются граждане с уровнем образования — высшее или среднее профессиональное образование, лица, получающие высшее образование.

Желателен опыт профессиональной деятельности по одному из направлений: строительство, проектирование, изыскания, экономика, менеджмент, IT, др. технические направления или прохождение обучения в образовательном учреждении ВО или СПО по данным направлениям.

Обучение проводится полностью дистанционно в системе дистанционного обучения Университета Минстроя НИИСФ РААСН. В связи с чем для прохождения обучения необходим компьютер (ноутбук), доступ в Интернет.

3) краткое описание результатов обучения в свободной форме, а также описание востребованности результатов обучения в профессиональной деятельности

В результате обучения по программе слушатели должны

законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие строительную деятельность в сфере информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства;

программное обеспечение для информационного моделирования и эксплуатации зданий и сооружений;

принципы внедрения информационного моделирования (BIM) в организации;

общие требования и порядок разработки BIM-стандарта организации;

основы деятельности службы эксплуатации;

понятие и содержание среды общих данных (Common Data Environment);

порядок работы в Autodesk BIM 360;

порядок работы в Autodesk Navisworks.

применять на практике знания о законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих строительную деятельность в сфере информационного моделирования в строительстве;

использовать программное обеспечение для информационного моделирования и эксплуатации зданий и сооружений, применяемой в организации;

внедрять элементы информационного моделирования (BIM) в организации;

применять на практике знания о разработке BIM-стандарта организации;

использовать в проектной деятельности программное обеспечение Autodesk BIM 360;

использовать в проектной деятельности программное обеспечение Autodesk Navisworks.

работы в среде общих данных (Common Data Environment);

работы в Autodesk BIM 360;

работы в Autodesk Navisworks.

Модули

Требования

К прохождению курса повышения квалификации допускаются граждане с уровнем образования — высшее или среднее профессиональное образование, лица, получающие высшее образование.

Желателен опыт профессиональной деятельности по одному из направлений: строительство, проектирование, изыскания, экономика, менеджмент, IT, др. технические направления или прохождение обучения в образовательном учреждении ВО или СПО по данным направлениям.

Результаты обучения

Краткое описание результатов обучения в свободной форме, а также описание востребованности результатов обучения в профессиональной деятельности

В результате обучения по программе слушатели должны

законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие строительную деятельность в сфере информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства;

программное обеспечение для информационного моделирования и эксплуатации зданий и сооружений;

принципы внедрения информационного моделирования (BIM) в организации;

общие требования и порядок разработки BIM-стандарта организации;

основы деятельности службы эксплуатации;

понятие и содержание среды общих данных (Common Data Environment);

порядок работы в Autodesk BIM 360;

порядок работы в Autodesk Navisworks.

применять на практике знания о законодательных и нормативно-правовых актах, регулирующих строительную деятельность в сфере информационного моделирования в строительстве;

использовать программное обеспечение для информационного моделирования и эксплуатации зданий и сооружений, применяемой в организации;

внедрять элементы информационного моделирования (BIM) в организации;

применять на практике знания о разработке BIM-стандарта организации;

использовать в проектной деятельности программное обеспечение Autodesk BIM 360;

использовать в проектной деятельности программное обеспечение Autodesk Navisworks.

работы в среде общих данных (Common Data Environment);

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector