Энгр художник турецкие бани

Турецкие бани

Описание картины «Турецкие бани»

«Турецкие бани» Энгра подытоживают всю деятельность мэтра в жанре ню. В этой картине Энгр цитирует самого себя. В девушка с мандолиной на переднем плане легко узнать «Купальщицу Вальпинсона», фигура с закинутыми руками справа отсылает к «Одалиске и рабыне» (синяя вышитая подушка у нее под головой – дань Энгра любимому им сопоставлению обнаженного женского тела и богатых узорных тканей), а поза танцующей девушки на заднем плане слева напоминает Анжелику, спасаемую Роже.

На создание этой картины Энгра вдохновили «Турецкие письма» – рассказы Мэри Монтегю, писательницы, супруги после Великобритании в Константинополе. Она описывает в том числе свое посещение самой известной женской бани. Весьма вероятно, что в фигуре со светлыми длинными волосами по правую сторону холста Энгр изобраазил именно ее. А вот аналогии двум женщинам справа, слившимся в весьма сексуальном объятии, мы в западной живописи вряд ли найдем. Исследователь Кеннет Кларк считает, что они восходят к скульптурным храмам Южной Индии.

Фон и фигуры здесь поменялись ролями. Цветовую основу картины составляет золотистое свечение обнаженных тел, а зеленые стены и пол, красный коврик кажутся акцентами, лишь подчеркивающими эту основу.

Изначально картина была написана на квадратном холсте. Энгр свои «Турецкие бани» отправил в дар сыну короля Наполеона III, однако они были возвращены – супруга наследника сочла картину слишком непристойной. Тогда художник обрезал холст в форме круга, из-за чего безжалостно «расправился» со спящей фигурой справа, оставив только голову и руки, а слева добавил черную фигуру, играющую на тамбурине. Впрочем, менее чувственной картина от этого вряд ли стала.

Кажется, Энгр отыгрался за всё, сдерживаемое в течение жизни, и отбросив любые рамки и ограничения, нырнул в этот омут тел, бедер, грудей, в раскаленный жар изнеженных женщин и горячих паров. Долой намеки! То, что воображение зрителей дорисовывало, глядя на открытый кран в ванной и упавшую туфельку «Купальщицы Вальпинсона», что представляло себе, глядя на веер и ступни «Большой одалиски», куда уносилось за напевами, звучащими в «Одалиске и рабыне», всё это Энгр поместил в «Турецкие бани». Картина настолько переполнена сладкой истомой и чувственностью, ароматами восточных благовоний, звуками мандолины и тамбурина, что производит даже удушающее впечатление. Кажется, здесь наличествует избыток сладострастия, эротизма, жара и обнаженных тел…

Широкой публике «Турецкие бани» были впервые показаны лишь в 1905 году на ретроспективе Энгра. В Лувре картина находится с 1911 года. Уникальной этой картины еще и в том, что в 1971 году именно с ее участием был создан прецедент «выставки-досье», когда центром экспозиции становится одна-единственная картина, вокруг которой располагаются материалы, так или иначе связанные с ней.

Источник

Энгр: вдохновленный «источник» натурных штудий

Работы Энгра строго следуют классическим канонам и царившим в те времена представлениям о красоте. Художник искренне полагал, что искусство не должно показывать реальную жизнь. Так как его главная задача – учить людей прекрасному, а любое уродство – случайность, не присущая жизни.

Жан Энгр появился на свет во Франции в XIX веке, в южном городке Монтобане. С написанного им позднее автопортрета на зрителя смотрит очаровательный юноша, полный южной пылкости и любви к жизни.

Первые уроки рисования мальчику дал отец. Он же учил юного Жана игре на скрипке. Мальчик был равно талантлив и в живописи, и в музыке, но выбор был сделан в пользу кисти, и, возможно, Франция в этот момент потеряла великого скрипача.

Мальчику было всего 11 лет, когда отец решил, что домашнего образования недостаточно и отдал сына в академию искусств в Тулузе, подарив ему возможность учиться у признанных мастеров кисти. Жизнь маленького Жана была не самой легкой.

Чтобы содержать себя, он какое-то время играл в оркестре, а позднее, отточив навыки в живописи, стал писать портреты, которые имели несомненный успех у заказчиков. Примечательно, что сам Энгр считал портрет второстепенным, неблагородным жанром, отдавая первенство масштабным историческим полотнам.

Однако годы примирили мастера с его работами и в список работ для всемирной выставки, проходившей в 1865 году, художник включил и несколько портретов.

Через 6 лет, закончив курс в Тулузе, Жан Энгр едет в Париж. Лучшим стартом для карьеры художника в те времена был диплом Парижской школы изящных искусств. Энгр начал там учиться в 1797 году в классе Жака-Луи Давида, художника-классициста, пришедшего к популярности на волне недавно отшумевшей революции. В классе Давида Жан проучился до 1801 года. А затем их пути разошлись – учитель счел работы Энгра «революционными» и отходящими от принципов классицизма.

Юный художник, по правилам Академии, имел право продолжить обучение в Риме, но французская казна развеялась с ветрами революций, и денег на поездку ему пришлось ждать 5 лет. Наиболее интересным моментом карьеры живописца за это время стал заказ первого консула Наполеона Бонапарта на официальный портрет, который корсиканец намеревался подарить городу Льежу.

Этот факт свидетельствует о высокой репутации художника, поскольку такую работу никогда не поручили бы неизвестному живописцу. В Рим Энгр попал только в 1806 году. Этот период творчества отмечен его обращением к обнаженной натуре. Мастер и ранее превосходно передавал красоту тела. Прелесть обнаженной кожи, но римский период характеризуется особенно большим количеством подобных работ («Купальщица Вальпинсона», «Эдип и Сфинкс» и пр.). Его отчетной работой стала картина «Юпитер и Фетида», вызвавшая во Франции настоящий скандал.

Ради экспрессии и выразительности Энгр отступил от классических канонов, осознанно допустив в изображении Фетиды ряд анатомических неправильностей, что французские критики и академики сочли неприемлемым. В результате из оплаченной поездки Жан-Огюст не вернулся, оставшись вольным художником в Риме.

Оставшуюся часть жизни Энгр много и напряженно работал. Он писал исторические картины и портреты, делал угольные наброски для путешественников, что в те времена заменяло фотографии. В 1813 году художник женился. Брак был счастливым, но не принес ему детей. Единственный его ребенок умер, едва родившись. Это время Энгр жил то в Риме, то во Флоренции, то во Франции. Работы Энгра то принимались восторженно, то разносились в пух и прах. А его отношения с коллегами по цеху не всегда были безоблачными.

Источник

Турецкие бани — Жан Огюст Доминик Энгр

Картина: Турецкие бани

Дата завершения картины: 1863

Стиль картины: Неоклассицизм

Жанр исполнения: Жанр исполненияовая живопись

Техника исполнения: масло

Галерея: Louvre, Paris, France

Жан Огюст Доминик Энгр: другие картины художника

Ниже вы можете увидеть 6 других картин такого художника, как Жан Огюст Доминик Энгр. Для того, что бы ознакомиться со всеми картинами, перейдите по кнопке ниже.

Источник

Турецкая баня (картина)

Жан Огюст Доминик Энгр
Турецкие бани. 1862
Le bain turc
Холст на дереве, масло. 110 × 110 см
Лувр, Париж

К:Картины 1862 года

«Туре́цкая ба́ня» (фр. Le bain turc ) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Тондо диаметром 110 см в настоящее время находится в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре (инв. № R.F. 1934). На полотне изображены обнажённые женщины в экзотической обстановке гарема. Композиция с нагой натурой выполнена в полном соответствии с академическими канонами.

Содержание

Создание

Этой картиной 82-летний художник подводит своеобразный итог развития жанра ню, одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, «Турецкая баня» является венцом его поисков в этом направлении.

Композиция

На первый взгляд композиция «Турецкой бани» производит впечатление беспорядочного скопления обнажённых тел. Замысел художника для зрителя раскрывается постепенно. Выбрав форму тондо, художник строит пространство в виде сферы. Окружности полотна соответствует ритм многочисленных закругляющихся линий. Центральная женская фигура — почти полное повторение «Большой купальщицы» (иначе «Купальщицы Вальпинсона», 1808). Спина женщины в чалме, играющей на музыкальном инструменте, будто бы выступает из плоскости картины, усиливая впечатление сферичности.

Задачи построения пространства, помогающего усилить общую динамику композиции (росписи капеллы Ангелов в парижской церкви Сен-Сюльпис) или передать экспрессию действия (картины с охотничьими сценами) в те же годы решал и Эжен Делакруа, уходя от простой линейной перспективы и работая с несколькими планами. Таким образом, обоих художников занимала проблема создания нового пространства, к которой подошло в своём развитии изобразительное искусство 19 века.

Кеннет Кларк говорит о почти «удушающем» впечатлении, которое производит картина:

Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема.

Совершенство рисунка, мастерскую моделировку тел, мягкий свет дополняет тонкий общий колорит. Золотистый тон картины — тон наготы — оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами.

Картину высоко оценивали искусствоведы Жан Кассу, Жан Алазар, критик Гаэтан Пикон. Автор двухтомника «История Французской живописи» Пьер Франкастель считал «Турецкую баню» лучшим произведением Энгра.

Выставка одной картины в Лувре

Источник

Оцените статью
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector