Lean management в строительстве

Лин в строительстве

Сегодня мало кого удивишь достигнутыми результатами внедрения Бережливого производства на промышленных предприятиях нашей необъятной страны. Однако реальными достижениями в строительной отрасли мало кто может похвастаться.

В России подход Бережливое строительство (Lean construction) не имеет такого широкого распространения, как за рубежом, несмотря на то, что в основе лежат те же базовые принципы, что и в Бережливом производстве: сокращение потерь и ориентация на потребности потребителя.

Как правило, о сокращении издержек, компании начинают серьезно задумываться на пороге очередного финансового кризиса. У руководителя возникает внутреннее ощущение, что что-то нужно менять, чтобы выжить в это непростое время. И вот тут возникает вопрос: «Как к этому подойти? С чего начать?».

Первым шагом к бережливой стройке может стать пресловутый анализ потерь на строительной площадке. Как правило, наблюдения в течение месяца позволяют собрать достоверную информацию, которая дает возможность оценить масштабы потерь, прикинуть упущенные финансовые возможности. Основные потери на строительной площадке, которые Вы можете увидеть это:

  • простои из-за несвоевременного и некомплектного обеспечения материалами и транспортом;
  • переделки, вследствие некачественных покупных материалов, а также исправления за предыдущими этапами работ;
  • потери времени на перемещения материалов и т.д.
  • хищения материалов

Частично исключить потери поможет элементарная организация рабочих мест на строительных площадках. Начать можно с макропланировки строительной площадки. Как правило, реальная организация строительного городка редко соответствует стройгенплану. Назначение общеплощадочного стройгенплана — это осуществление наиболее эффективной модели организации строительной площадки, обеспечивающей:

  • наилучшие условия для высокопроизводительного труда работающих,
  • оптимальную механизацию строительно-монтажных процессов,
  • эффективное использование строительно-монтажных машин и транспортных средств, соблюдение требований охраны труда.

В реальных же условиях очень часто городок формируется в условиях сжатых сроков и по мере захождения на площадку строительных участков и субподрядчиков. Поэтому здесь помогут четкие правила и регламенты. Необходимо минимизировать время на перемещения материалов и бессмысленные перемещения людей, сократить потери на поиск необходимых инструментов и механизмов, исключить возможность травмоопасных ситуаций из-за нагромождений неиспользуемых материалов и техники. Складские помещения для хранения материалов, оборудования, инструментов, спецодежды должны быть организованы в соответствии с принципами 5S, чтобы исключить потери времени на поиск необходимых материалов и инструментов.

Рабочее место каждого работника также необходимо организовать по определенным принципам:

  • рабочее место должно быть безопасным,
  • все необходимые материалы и инструменты для выполнения работы должны быть расположены удобно для рабочего,
  • на рабочем месте не должно быть предметов, не используемых для данного вида работы.

Наведение элементарного порядка на строительной площадке мало что даст, если не будет равномерного, последовательного, бесперебойного обеспечения необходимыми строительными материалами, техникой, инструментами, квалифицированным персоналом. Соответственно, дальше необходимо переходить к оптимизации процессов. Этот этап является максимально трудоемким. В поле зрения должны попасть все процессы, от которых зависит качество и бесперебойность строительно-монтажных работ, такие как:

  • обеспечение необходимым сырьем, полуфабрикатами и материалами;
  • хранение и комплектование готовой продукции по заявкам строительно-монтажной организации;
  • обеспечение транспортом;
  • обеспечение инструментами, приспособлениями и технологической оснасткой;
  • ремонт технологического, энергетического, транспортного и другого оборудования, уход и надзор за ним,
  • постоянное поддержание оборудования в рабочем состоянии;
  • обеспечение предприятия электрической, тепловой энергией, сжатым воздухом и водой;
  • перемещение грузов внутри площадки и вне ее, проведение всех погрузочно-разгрузочных работ.

Изначально мы должны понять текущую ситуацию и выявить основные проблемы. Все проблемы необходимо рассматривать в комплексе и тщательно анализировать. Только после этого можно переходить к реализации улучшений. Правильно выстроенные, четкие и понятные процессы дают возможность компании гибко реагировать на изменения спроса.

Немаловажным при развертывании Лин в строительной компании является также внедрение системы оперативного управления ходом строительства. Как правило, при составлении календарного плана работ очередность и сроки выполнения отдельных видов работ проектируют так, чтобы не было резких колебаний в графике движения рабочих.

По срокам выполнения отдельных видов работ начальники участков делают заказ на поступления строительных материалов и их количество. По факту же в 100% случаев идут отклонения календарного плана и большинство строителей, опираясь на свои знания и опыт, решают проблемы, связанные с отставанием сроков и несвоевременным поступлением материалов и техники. Система оперативного управления помогает более планомерно и своевременно реагировать на отклонения и управлять ходом строительно-монтажных работ в ежедневном режиме. При этом весь коллектив информирован и вовлечен в процесс решения проблем.

Не надо забывать и о системе Kaizen. Колоссальным прорывом компании станет вовлечение в процесс непрерывного совершенствования всех без исключения работников, включая высшее руководство. Небольшие усовершенствования, осуществляемые ежедневно, вместе помогут строительной компании перейти на качественно новый уровень, где каждый работник понимает цели организации и ориентирован на удовлетворение потребностей конечного потребителя.

Источник

Бережливость в строительстве: миф или реальность?

Андрей Алешин, управляющий партнёр Salutem Business Consulting

Строительство — одна из самых финансовоёмких и прибыльных отраслей. Почему же именно она страдает одной из первых в любой кризис? А также ассоциируется с такими понятиями, как «срыв сроков» и «перерасход бюджета»? Почему бытует мнение, что строить в нашей стране очень дорого, не то что за рубежом? В данной статье рассматривается опыт использования инструментов бережливого производства в отечественной строительной практике.

Надо сказать, что зарубежная практика внедрения принципов бережливости (или бережливого производства) в строительстве не так обширна, как на предприятиях машиностроительного сектора. Правда, в США создан даже специализированный институт, имеющий филиалы во всех развитых странах, — Lean Construction Institute. Тем интереснее будет транслировать опыт применения инструментов, доказавших свою эффективность, на большую и интересную отрасль.

ЧТО ТАКОЕ БЕРЕЖЛИВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Бережливое производство ориентировано на поток единичных изделий, т.е. на выпуск продукции не партиями, а отдельными единицами, которые запросил потребитель. Чтобы обеспечить такой поток, на машиностроительных предприятиях устраняют потери, выравнивают производство, стандартизируют операции, организуют поставки точно в срок, а также применяют другие методы.

Что же представляет из себя «единичное изделие» на стройке? За такое «изделие» можно принять некоторый законченный объём работ — например, этаж здания, небольшой дом, несколько километров автодороги, а также 11 погонных метров (далее пог. м) трубы теплосети, как в данной статье.

Всегда возникает вопрос, с чего начать, каким инструментом пользоваться, чтобы организовать бережливое строительство. Анализ строительных проектов показал, что дисбаланс в работе различных участков приводит к колоссальным финансовым потерям, отставанию от графиков и снижению качества строительства. Поэтому одним из первых инструментов, который нужно применять на строительной площадке, является выравнивание загрузки участников строительного процесса. Об этом методе и пойдёт речь далее.

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Приведём пример строительства этапа тепловой сети, который был реализован в Москве. Вот его характеристики:

• длительность — 25 рабочих дней;

• требуемая протяжённость — 125 погонных метров (две «нитки» по 62,5 пог. м);

• диаметр трубы — 279 мм;

• геометрические параметры траншеи: глубина — 2 м, ширина — 4 м, длина — 65 м, угол между стенкой траншеи и горизонтом — 60 0 (т.н. «откос»);

• участок прямой, никаких дополнительных работ не требуется.

Основные статьи затрат по проекту:

• фонд оплаты труда (ФОТ) (рабочие и инженерно-технические работники) — 448 тыс. руб.;

• машины и механизмы (экскаватор и самосвалы) — 590 тыс. руб.;

• комплектующие и материалы (трубы и песок) — 955 800 руб.

Итого: (448 тыс. руб. + 590 тыс. руб. + 955 800 руб) * 1,05 = 2 093 490 руб. Коэффициент 1,05 — надбавка на накладные расходы (5%).

В рамках договора и проекта монтаж теплосети должен быть выполнен за 25 рабочих дней. Для заказчика стоимость работ составляет: 2 610 510 + 18% (НДС [1] ) +10% (прибыль) = 2 717 350 руб.

• разработка траншеи под трубы;

• подготовка песчаного основания под трубы;

• монтаж трубы и сварка;

• испытание трубопровода на герметичность и качество швов;

• засыпка трубопровода песком.

Перед началом оптимизации был проведён полный анализ выполняемых работ (аналогичный пример приведён в статье «Анализ технологического процесса «как есть», и как провести его правильно», № 1/2017). Исследование выявило следующие проблемы: большое количество простоев, неравномерная загрузка машин и персонала; отвлечение огромных средств из оборота для того, чтобы приобрести материалы заранее.

Неравномерность загрузки техники и персонала, а, следовательно, и потери представлены на рис. 2 и 3. Нижняя кривая (фиолетовая) показывает чистую стоимость работ — если рабочий трудится, то он получает зарплату, а если простаивает, то не получает. Верхняя кривая (синяя) отражает текущие затраты, т.е. «как привыкли» — когда рабочий курит (потому что «наблюдает» за работой экскаватора), то он всё равно получает зарплату.

Максимальный эффект по снижению себестоимости будет достигнут, когда фактические затраты на строительные работы совпадут с «чистыми» (верхняя кривая «упадёт» к нижней).

Чтобы исключить «наблюдения» за работающим экскаватором, а также за копающим рабочим, необходимо выровнять загрузку существующих ресурсов. Для уменьшения выведенных из оборота средств нужно закупать материалы настолько малыми партиями, насколько это сможет обеспечить текущую необходимость.

Поначалу такой подход кажется абсурдным: выкопать траншею длиной 65 м — «пустяк», трубы можно купить все сразу (чтобы потом «не ждать»), да и песок на засыпку тоже (вспомните огромные кучи песка, которые завозят при реконструкции дорог).

Для выравнивания загрузки участников работ необходимо ориентироваться на некоторую среднюю величину — среднее время выхода готового изделия. В промышленном производстве всё просто: одно изделие и есть та самая средняя величина, но как быть со стройкой?

Используя приведённые выше данные, а также наши наблюдения и расчёты, в качестве единицы работы можно использовать 11 пог. м уложенной трубы. Среднее время полной укладки одного пог. м трубы: 25 дн * 8 ч/125 пог. м = 1,6 ч/пог. м. Следовательно, за смену (8 ч) должно быть уложено: 1,6 м * 8 ч = 12,8 м. Поскольку труба имеет длину 11 м, необходимо ориентироваться на одну целую трубу в смену, т.е. на 11 м в смену.

Рассмотрев показатели затрат МиМ [2] и ФОТ в час для каждого этапа, можно сделать следующие выводы:

• Невозможно «запараллелить» разработку и засыпку траншеи, но остальные этапы могут быть выполнены одновременно с этими: загрузка МиМ на них минимальна и не потребует длительного отвлечения.

• Кроме разработки траншеи, на остальных этапах персонал задействован достаточно равномерно. При этом без учёта работы ИТР (без которых обойтись невозможно, поэтому в оптимизации их можно не учитывать) всегда есть один человек, который не занят. Следовательно, при реорганизации работ дефицит рабочей силы не возникнет.

Для организации бережливой стройки потребовалось выполнить три этапа реорганизации.

Здесь необходимо обеспечить постоянную загрузку наиболее дорогого ресурса — экскаватора. Время на каждый технологический этап, исходя из затрат на одну трубу, составляет:

• разработка траншеи под трубы — 8,23 ч;

• подготовка песчаного основания под трубы — 2,11 ч;

• монтаж трубы и сварка — 6,34 ч;

• испытание трубопровода на герметичность и качество швов — 1,41 ч;

• засыпка трубопроводов песком — 0,7 ч.

Ориентируясь на непрерывную загрузку экскаватора, необходимо: 8,23 + 0,7 = 8,93 ч. Имея в виду временные лаги, или задержки, примем значение 10 ч. Остальные работы укладываются в этот промежуток с запасом: 2,11 + 6,34 + 1,41 = 9,86 ч. Поскольку имеется резервный работник, оставлять запас времени нет необходимости.

Таким образом, получается, что полный монтаж 11 м происходит за 10 ч, плюс 10 ч на первый начальный этап, или 10 ч * 125 пог. м/11 пог. м +10 ч = 123,64 ч, или 15 дней и 4 ч, а не 25 дней (!).

В случае реорганизации чистые расходы составят: (ФОТ) 256 907 руб. + (МиМ) 406 325 руб. = 663 232 руб., что меньше на 495 313 руб., или на 42,8%. При этом время проведения работ уменьшается на 9 дней и 4 ч.

Если сравнить графики выполнения работ до и после реорганизации, то можно увидеть, что за 36 ч будет уложено уже три трубы, а не две (рис. 4).

При стандартной организации труда все трубы и песок закупаются единовременно, но в случае оптимизации в этом нет необходимости: на каждые 10 ч работ нужны одна труба и 66 куб. м песка. Поскольку на изготовление 12 труб требуется пять дней, то за один день смогут сделать две трубы — следовательно, чтобы не увеличивать стоимость доставки на пять тыс. руб., их будут привозить один раз в четыре дня. Песок станут доставлять ежедневно. При этом расходы следующие: 48 400 * 4 = 193 600 руб. (трубы) и 66 * 500 = 33 тыс. руб. (песок) каждый день соответственно.

Таким образом, получается, что затраты на поставку материалов достаточно разнесены во времени и нет необходимости закупать их большое количество сразу — а значит, не нужно выводить из оборота крупные суммы денег.

Кстати, опыт показывает, что у поставщиков не бывает возражений против минимизации поставок. Единственные потери в данном случае — дополнительные траты на доставку. Но учитывая высокую стоимость и низкую доступность денежных средств в настоящее время, эта переплата незначительна.

Продажа заказчику готовых частей теплосети по 11 м

Как правило, сдавать готовые участки теплосети выгоднее, чем сначала траншею, затем — трубу в траншее, затем — испытанную трубу и только потом — закопанную. Нарастание объёмов выполнения в таком случае сдвигается к конечной точке всего проекта и, следовательно, возникает дефицит бюджета (рис. 5, график вверху).

При организации труда с использованием принципов бережливости такого дисбаланса не возникает, существует лишь небольшой сдвиг в оплате, но оплата пропорциональна затратам (рис. 5, график внизу).

Сопоставление этих графиков показывает, насколько больший аванс требуется при стандартной организации монтажа теплосети и как отодвинуты сроки получения денежных средств за уже выполненную работу.

Надо сказать, что мы не встретили негативного отношения со стороны заказчиков строительства инженерных коммуникаций к актированию (в строительстве это часто называют «процентование объёмов») чаще, чем раз в месяц. Многие клиенты согласны на выплаты один раз в две недели, особенно при высоких темпах строительства.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДОВ БЕРЕЖЛИВОСТИ

В результате использования только одного из многих инструментов бережливого производства — выравнивания загрузки, при проведении строительно-монтажных работ исчезает большое количество непроизводительных потерь, а именно:

• уменьшается цикл производства работ с 25 рабочих дней до 15,5 — на 9,5 дней, или на 38%;

• существенно снижаются затраты на ФОТ до 256 907 руб. с 504 420 руб. — в 1,96 раза (!);

• существенно уменьшаются затраты на МиМ до 406 325 руб., при стандартных 654 125 руб. — на 247 800 руб., или на 37,9%;

• существенно снижаются первоначальные затраты на материалы с первоначальных 580 800 руб. (трубы) до 226 600 руб. (трубы и песок).

Таким образом, использование даже основных принципов бережливости позволяет существенно увеличить скорость выполнения работ без потери качества, уменьшить первоначальные вложения и значительно сэкономить.

БЕРЕЖЛИВОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ — БЫТЬ!

Как видно из приведённого примера, вполне возможно снизить затраты на проведение строительных работ на 30–40% без серьёзных структурных преобразований. Самое главное, реальные улучшения возникают достаточно быстро (в нашем случае — через три мес.), а если заниматься внедрением инструментов бережливого производства более тщательно, то эффект может составить 50–60%!

Полная информация о спектрах деятельности компании Salutem Business Consulting — www.salutem.cc

[1] НДС — налог на добавленную стоимость.

[2] МиМ — машины и механизмы (экскаваторы, самосвалы, бульдозеры).

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Le chalet строительство дома
  • Last day on earth строительство дома
  • Last day on earth survival советы по строительству
  • Larry haun строительство крыши
  • Langkawi sky bridge строительство