Приоритетные направления развития строительства

Приоритетные направления развития строительства

На сайте Минстроя опубликован проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

Как ранее отмечал портал ЕРЗ.РФ, организационную работу над подготовкой Стратегии развития строительной отрасли России Минстрой России начал в соответствии с распоряжением Правительства РФ №1697-р от 16.08.2018.

Данный документ входит в дорожную карту по поддержанию конкуренции в отраслях экономики страны и призван задать вектор развития российского строительного комплекса до 2030 года.

Согласно документу, цель реализации Стратегии — развитие эффективной, конкурентной, высокотехнологичной, открытой строительной отрасли, основанной на квалификации и обеспечивающей устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Задачи, закрепленные в Стратегии, направлены на развитие конкурентоспособной строительной отрасли, основанной на компетенциях и ориентированной на обеспечение комфорта и безопасности жизнедеятельности граждан.

К основным направлениям Стратегии отнесены:

Развитие основных сегментов строительства (жилищного, инфраструктурного (транспортного), промышленного строительства, строительства объектов сельского хозяйства и социальной инфраструктуры);

Функционирование строительной отрасли в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС);

Расселение аварийного жилищного фонда и предоставление жилья отдельным категориям граждан;

Система требований к строительству объектов капитального строительства;

Совершенствование ценообразования в строительстве;

Инновационное развитие института строительной экспертизы;

Функционирование рынка строительных услуг;

Развитие системы профессионального образования в строительстве и системы квалификаций;

Цифровизация строительной отрасли;

Архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания;

Внедрение технологий «Умный город».

Ключевыми целями и приоритетами, которые определены в Стратегии для жилищного строительства на период до 2030 года, являются:

1. Создание условий для увеличения объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м начиная с 2024 года с учетом перехода на механизм проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу. С целью обеспечения перевода действующих проектов жилищного строительства на проектное финансирование предусматривается создание с участием АО «ДОМ.РФ» специализированной кредитной организации (уполномоченного банка в сфере жилищного строительства) для финансирования строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Одной из главных задач уполномоченного банка будет обеспечение перевода портфеля строящегося жилья на проектное финансирование. Второй функцией уполномоченного банка станет банковское сопровождение и контроль целевого использования средств в рамках достройки проблемных объектов с участием Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства.

2. Переход от «строительства квадратных метров» к формированию современной комфортной городской среды. Новое строительство и реконструкция застроенных территорий могут осуществляться в соответствии с современными методическими документами, например, Стандартом комплексного развития территорий, который должен стимулировать эффективное использование земельных ресурсов путем создания компактной и разнообразной застройки, развития улично-дорожной сети и повышения качества общественных пространств.

3. Обеспечение доступности покупки жилья с помощью собственных и заемных средств для более чем 50% российских семей. Ключевым вызовом является обеспечение достаточного объема платежеспособного спроса. Ключевым рыночным инструментом улучшения жилищных условий является ипотека, с помощью которой осуществляется более 50% сделок с жильем в новостройках. В Стратегии приведены предложения по снижению процентных ставок по ипотеке к 2030 году до 6,9% годовых.

4. Комплексная модернизация производственной базы строительной отрасли с целью обеспечения возможности строительства жилья в соответствии утвержденными характеристиками «стандартного жилья». Ключевым фактором повышения спроса на панельное домостроение может стать модернизация производства. В документе приведены основные условия, которые могут стать инструментами по увеличению масштабов проведения модернизации панельного и блочного домостроения.

5. Развитие и стандартизация индивидуального жилищного строительства. ИЖС является решением не только для сельской местности, но и для городов, в которых отсутствует дефицит земельных ресурсов. Ежегодные объемы строительства индивидуального жилья вырастут с текущих 30—32 млн кв. м (25 млн кв. м без учета вводов по т.н. дачной амнистии) до 40—50 млн. кв. м.

6. Формирование арендного фонда коммерческого, корпоративного и социального использования.

7. Повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение в жилищное строительство неэффективно используемых земельных участков в федеральной и муниципальной собственности.

Ключевыми принципами развития строительной отрасли до 2030 года должны стать:

Компетенции. Развитие отрасли должно вести к росту компетенций в самой строительной отрасли и в смежных отраслях экономики.

Кастомизация. Совершенствование нормативно-правового и нормативно-технического регулирования, а также принятие новых мер должно происходить с учетом территориальной специфики и высокой степени диверсификации социально-экономического развития субъектов РФ, сохраняя при этом единство базовых принципов.

Завершенность. Согласно Стратегии, регулирование и практика должны выстраиваться таким образом, чтобы минимизировать незавершенное строительство.

Цифровизация. Переход на технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства.

Технологическое соединение административных, управленческих и строительных процессов. Переход на «бесшовное» регулирование всех градостроительных процессов, критерием которых является их связанность и алгоритмизация, позволяющие переводить все без исключения административные процедуры и технологические процессы в электронный вид.

Типизация. Масштабное использование типовых проектных решений преимущественно на базе технологий информационного моделирования.

Достоверная статистика. Принятие решений на основе достоверных, собираемых преимущественно в автоматическом режиме, основных параметров рынка, позволяющие строить предиктивные модели на базе технологий информационного моделирования.

Реализация на практике принципа «Можешь не регулировать — не регулируй». Консервативный подход к скорости изменений путем нормативно-правового регулирования с учетом длительности инвестиционных процессов, существенного временного периода, как правило, требующегося для формирования правоприменительной практики, и значительных дополнительных прямых и косвенных затрат участников градостроительного процесса, в том числе на перестройку бизнес-процессов, сопровождающих эти изменения.

Реализация на практике принципа «Сначала — профессионализм, затем — регулирование». На существенную замену инструментов регулирования градостроительных отношений в конкретной сфере не следует идти без принятия мер по повышению уровня профессионализма специалистов в данной сфере.

В рамках раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» предполагается, что доля проектов (особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства), по которым будет осуществляться комплексное экспертное сопровождение от нулевой стадии до завершения строительства, вырастет от 10% в 2020 году до 70% к 2030.

Напомним, что экспертное сопровождение проектов строительства — это законодательное новшество, которое введено 151-ФЗ. Оценка соответствия внесенных в проектную документацию изменений может проводиться в форме экспертного сопровождения. Перед вводом объекта в эксплуатацию экспертная организация, осуществляющая экспертное сопровождение, будет выдавать застройщику итоговое заключение с учетов всех внесенных изменений.

В Стратегии сделан прогноз объемов строительных работ в разрезе основных сегментов строительства (базовый сценарий), млрд. руб. в текущих ценах (см. таблицу).

Источник: Минстрой России

Основные цифры, заложенные в Стратегию, таковы. В 2022 году ипотечные ставки должны снизиться до 8,4%, в 2024 году — до 7,9%, в 2030 году — до 6,9%. При этом количество предоставленных ипотечных кредитов, которых в 2018 году было выдано 1,47 млн штук, в 2022 году должно составить 1,77 млн, в 2024 году — 2,26 млн, а в 2030 году — более 2 млн.

В то же время объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке (под залог прав по ДДУ), который в 2018 году составил 0,37 млн штук, в 2022 году должен достичь 0,78 млн, в 2024 году — 1,1 млн, в 2030 году — превысить 1 млн.

Как уже отмечалось, проект документа также предполагает увеличение объема жилищного строительства до уровня не менее 120 млн кв. м в год, начиная с 2024 года. В 2022 году планируется ввести 104 млн кв. м (в 2018 году было сдано 75,7 млн). Объем многоквартирного жилья в стадии строительства при этом должен увеличиться со 127,5 млн кв. м в 2018 году до 151 млн в 2022-м и до 168 млн — начиная с 2024 года.

Предполагается также рост числа заключаемых договоров участия в долевом строительстве. Если в 2018 году их было 660 тыс., то в 2022 году должно быть 699 тыс., в 2024 году — 1,014 млн, а в 2030 году — более 1 млн.

Кроме того, должен увеличиться уровень обеспеченности населения жильем. По итогам прошлого года на одного человека в стране приходилось 25,8 кв. м, в 2022 году должно быть 26 «квадратов», в 2024 году — 28—30, а в 2030 году показатель должен превысить 30 кв. м на человека.

При этом, согласно тексту документа, доля городов с благоприятной городской средой в 2022 году должна составить 45%, в 2024 году достичь 60%, а в 2030 году увеличиться до 80%.

Внести Стратегию в Правительство планируется к октябрю 2019 года. При этом, как информировал портал ЕРЗ, Стратегия развития строительной отрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ.

Предполагается, что последняя будет сфокусирована на вопросах технического состояния сферы ЖКХ, техрегулирования, управления жильем, развития инвестиционного потенциала, городской среде и подготовке кадров.

«Сегодня развитие сферы ЖКХ стоит в отрыве от строительной отрасли, — сказал в июле глава Минстроя Владимир Якушев (фото). — По большому счету, интереснее было бы написать один документ», — резюмировал министр.

«Я вам официально могу заявить, что стратегия развития стройотрасли будет объединена со стратегией развития ЖКХ, — заявил на днях замминистра строительства и ЖКХРФ Максим Егоров (на фото). — Оба документа будут приняты, и мы их потом объединим вместе», — пояснил замминистра.

Таким образом текст Стратегии развития строительной отрасли еще будет дорабатываться и адаптироваться, с учетом объединения двух стратегий в одном документе.

Другие публикации по теме:

Источник

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

Комментарии Российской Газеты

В целях осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека постановляю:

а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б) возможности для самореализации и развития талантов;

в) комфортная и безопасная среда для жизни;

г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д) цифровая трансформация.

2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году:

а) в рамках национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей»:

обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов;

б) в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов»:

вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов;

увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;

в) в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни»:

улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год;

улучшение качества городской среды в полтора раза;

обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов;

создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза;

снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза;

ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое;

г) в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство»:

обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции;

реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;

д) в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»:

достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;

рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 процентов;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

3. Правительству Российской Федерации до 30 октября 2020 г.:

а) представить предложения по приведению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в соответствие с настоящим Указом;

б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

в) скорректировать (разработать) при участии Государственного Совета Российской Федерации и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам национальные проекты, направленные на достижение национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа, и целевых показателей, установленных пунктом 2 настоящего Указа;

г) разработать и представить на рассмотрение Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

4. Правительству Российской Федерации:

а) ежегодно при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования на реализацию национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа;

б) обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета, образующихся в ходе его исполнения, на реализацию национальных целей, определенных в пункте 1 настоящего Указа.

5. Признать утратившими силу пункты 1 и 16 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; N 30, ст. 4717).

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Приоритет нормативных документов в строительстве
  • Приорбанк кредит на строительство жилья
  • Приоратский дворец в гатчине технология строительства
  • Приозерское шоссе ход строительства
  • Приозерское шоссе план строительства