Project manager в строительстве

Менеджер проектов – кто это такой, чем занимается и как им стать

Приветствую всех читателей блога! Результат любой деятельности зависит от командной работы. Кто будет входить в команду, какая будет атмосфера между всеми ее членами, как распределить обязанности и уложиться в сроки и бюджет – головная боль проект-менеджера.

В первый четверг ноября отмечается Международный день проект-менеджеров. В преддверии праздника я расскажу вам все о менеджере проектов: кто это такой, какие у него задачи и обязанности, что он должен знать и уметь, чем занимается и как проходит обучение на эту должность.

Кто такой менеджер проектов

Проект-менеджер (project manager) – это специалист, который отвечает за каждый этап разработки, реализации и завершения проекта.

Эта профессия нужна в разных областях:

  • строительство;
  • IT-сфера;
  • издательства;
  • торговля;
  • рекламные компании;
  • студии организации праздников;
  • промышленность;
  • аварийно-спасательные службы;
  • конторы риелторов и нотариусов;
  • финансовая сфера;
  • образовательные проекты;
  • страховые компании и др.

Менеджер стоит во главе проектов, подбирает команду и координирует ее действия. Он распределяет все задачи и назначает ответственного за каждую из них. Но за ошибки членов команды и за весь проект – планирование, подготовку, исполнение и завершение – несет ответственность именно project manager.

К нему обращаются во время ЧП. Поэтому он всегда вовлечен во все детали процесса.

Основные обязанности и функции

Менеджер проектов – человек, который работает со старта проекта и до его завершения. Его основная обязанность – довести работу до конца так, чтобы были довольны все задействованные стороны: его непосредственный начальник, клиент и команда исполнителей.

Эта должность предполагает ряд функций на каждом этапе.

Идея проекта. Как только заказчик обращается за помощью в реализации его задумки, руководитель назначает менеджера проектов. На этом этапе у него только две функции: вести переговоры с заказчиком, чтобы выяснить его требования, и запустить проект.

Начало работы. В обязанности project manager входит:

  • разработать проект и его содержание;
  • утвердить с заказчиком цели, задачи и стратегию выполнения;
  • расставить приоритеты и сформировать план действий;
  • подобрать команду, назначить обязанности и ответственных;
  • составить контент-план и согласовать его;
  • определиться и согласовать сроки сдачи.

Общие сроки назначает клиент, например, 3 месяца или год. А проект-менеджер ставит сроки выполнения определенных задач.

Реализация. В каждой сфере есть свои нюансы, поэтому основные функции и обязанности этой профессии могут отличаться. Но главными задачами на самом длительном этапе можно назвать:

  1. Выступать представителем компании при связи с заказчиком. Эта функция присутствует на каждом этапе. На стадии реализации проектному менеджеру нужно: слушать жалобы, предоставлять отчеты, согласовывать изменения в плане, изучить основы бизнеса заказчика, целевую аудиторию и конкурентов.
  2. Взаимодействовать с командой: настраивать и мотивировать их, разрешать конфликты, контролировать работу каждого отдела, выявлять наименее эффективных работников и перераспределять их по новым должностям, поощрять самых способных, проводить собрания и планерки.
  3. Контактировать с начальством: ставить его в известность при возникновении проблем, просить больше людей или ресурсов.
  4. Анализировать риски, атмосферу внутри команды, качество выполненных работ, прогресс проекта, доходы и расходы, соблюдение сроков.
  5. Закупать технику и материалы, отслеживать их сохранность.
  6. Информировать исполнителей об обновлениях и инновациях в сфере деятельности, предоставлять новые сведения или доступ к ним.
  7. Предвидеть проблемы. Если это не удалось, быстро их устранить.
  8. Изменять графики, планы, сроки сдачи.
  9. Общаться со СМИ или мониторить сотрудничество с ними.
  10. Быть готовым продемонстрировать и рассказать о ходе работы, чего команда достигла по каждому пункту плана, что осталось сделать и как достичь конечного результата.

“Бывалые” менеджеры признаются, что ситуации были разные. Иногда приходилось физически поработать или сделать что-то за другого человека. Но такое происходит не на постоянной основе, это исключение из правила.

Завершение. На последнем этапе остается утвердить проект и подвести итоги. После одобрения клиентом проделанной работы проект-менеджер передает всю документацию заказчику.

Требования к проект-менеджеру

Project manager – это лидер, коллега и руководитель в одном флаконе. Для эффективной деятельности ему необходимо обладать рядом навыков, знаний и личностных качеств.

Умения и способности могут меняться – все зависит от той сферы, с которой связан проект.

Навыки и знания:

  1. Стратегическое и аналитическое мышление – проанализировать конкурентов, современные тенденции рынка, создать стратегию и применить уникальные бизнес-идеи на практике.
  2. Дипломатические и организаторские способности – договориться с заказчиком и исполнителями, организовать процесс и настроить всех на нужную волну.
  3. Высшее образование в области, близкой к тематике проекта.
  4. Знания в области, смежной к сфере деятельности проекта – для решения проблем и задач в ходе работы и для понимания нюансов и рисков.
  5. Навыки психолога. Человеческий фактор влияет на любую сферу деятельности. Знания в области психологии помогут правильно распределить обязанности среди исполнителей, уловить малейшие изменения при разговоре с заказчиком и добиться лучших условий для команды.
  6. Способность к многозадачности – решить проблемы команды, быстро переключиться с одного вопроса на другой, быть в курсе всех процессов проекта.
  7. Знание иностранного языка, чаще английского. Необходимо при работе с зарубежными клиентами и экспертами и для сбора информации из иностранных источников.
  8. Творческий подход к работе – умение нестандартно мыслить, подавать уникальные идеи.
  9. Умение слушать и слышать – понять, чего хочет заказчик, команда и руководитель.
  10. Навыки устной и письменной речи – умение высказать и отстоять свою точку зрения, донести до коллег информацию и замотивировать их.

Личностные качества:

  1. Ответственность. Самое главное качество – взваливать на себя груз ответственности и отчитываться за каждый промах членов своей команды.
  2. Лидерские качества. На должности менеджера проектов должна быть зрелая личность, которая сможет замотивировать команду и повести ее за собой.
  3. Стрессоустойчивость – способность выдерживать эмоциональные нагрузки, не вымещать негатив на команду, владеть собой во время накладок и форс-мажоров.
  4. Коммуникабельность. Постоянное общение с клиентами, коллегами и начальством.
  5. Целеустремленность и решительность – не бояться задавать вопросы, отстаивать свою правоту, достигать поставленных целей.
  6. Адаптивность к изменениям в плане, коллективе или условиях работы.
  7. Гибкость – умение подстроиться под желания заказчика и команды.
  8. Внимательность к деталям. Нужно периодически вникать в документы, следить за ходом работы, перепроверять графики и таблицы.
  9. Пунктуальность. Не опаздывать на планерки и встречи с заказчиком.
  10. Самодисциплинирование и самоорганизация. Не переносить дедлайн, даже если очень хочется.

Достоинства и недостатки профессии

Менеджер проектов – должность не для каждого. Работа сложная, зато многоплановая и интересная.

  1. Саморазвитие. Не бывает двух одинаковых проектов – это значит, что проект-менеджеру нужно подстраиваться, “прокачивать” свои старые навыки и приобретать новые.
  2. Самореализация. Можно выдвинуть свои бизнес-идеи и смотреть, как задумка воплощается в жизнь – это вдохновляет и мотивирует.
  3. Возникновение полезных связей с людьми из разных сфер деятельности.
  4. Высокая заработная плата.
  5. Карьерный рост. Можно стать топ-менеджером компании или взяться за более дорогой проект.

Минусы:

  1. Стресс. Проект-менеджеру нужно думать обо всем и сразу. Решение каждой проблемы ложится на его плечи. Плюс не все заказчики оказываются “белыми и пушистыми”.
  2. Ответственность. Если проект провалится, виноват менеджер проектов. А если достигнет успеха, то славу разделят все.
  3. Давление. Заказчик хочет одно, начальник – другое, коллеги – третье. Не каждый сможет угодить всем и выдержать такое давление.

Сколько зарабатывает менеджер проектов

На сайте hh.ru только в Москве выложено более 2 000 вакансий на должность project manager. Минимальная зарплата в столице – 60 000 руб. для специалистов с опытом работы от 1 года.

Для более опытных ценник выше – от 150 000 и до 500 000 руб. Но, кроме опыта, у них еще должен быть багаж знаний и навыков.

В регионах картина несколько другая:

  • Санкт-Петербург: 40–400 тыс. руб.;
  • Ростов-на-Дону: 30–200 тыс. руб.;
  • Екатеринбург: 30–300 тыс. руб.;
  • Хабаровск: 35–70 тыс. руб.

Потребность в менеджерах проектов растет. Ожидается, что в ближайшие 5–10 лет заработная плата еще повысится.

Сертификация менеджеров

Работодатель может попросить предоставить ему ваш сертификат, или же вы сами решите, что пора подтвердить свои знания и умения. Кроме документа, при сертификации вы получите бесценную информацию и сможете перенять полезные навыки у более опытных коллег.

Рассмотрим самые значимые сертификаты по управлению проектами.

  • Сертификация Professional Management Professional (PMP®)

Наиболее известная сертификация. Она предоставляется Институтом управления проектами, который устанавливает стандарты в этой области.

Экзамен представляет собой тест, который состоит из 200 вопросов с несколькими вариантами ответов. К экзамену допускаются проект-менеджеры со стажем работы от 3 лет, из которых они были руководителями не менее 4 500 часов.

Стандарты управления проектами меняются год от года, поэтому у сертификата есть срок действия – 3 года. После истечения этого срока документ надо заменить.

Обратите внимание, что сертификация PMP® большую известность имеет на Североамериканском континенте и на Ближнем Востоке.

  • Сертификация PRojects IN Controlled Environments (PRINCE2)

В Европе более популярным методом сертификации является PRINCE2. Это не только экзамен, но и метод управления проектами, разработанный правительством Великобритании.

Желающим пройти сертификацию предлагается два вида обучения: PRINCE2 Foundation и PRINCE2 Practitioner.

Первый вариант направлен на подтверждение базовых знаний метода PRINCE2. С этим сертификатом вы не сможете стать руководителем проекта, а только получите доступ в команду исполнителей.

Второй вариант для тех, кто планирует стать менеджером проекта. Сертификат доказывает, что кандидат способен использовать метод PRINCE2 на практике.

Scrum – это метод управления проектами. Он часто используется для проектов в индустрии ПО.

Существует 6 видов аттестации. Каждая из них представляет собой тест из 80 вопросов. На ответ дается 60 минут. Проще справиться с тестом участникам scrum-команды, так как большинство заданий по типу “представьте себе…”. Поэтому важен практический опыт.

Как стать менеджером проектов

Для начала нужно устроиться на стажировку в компанию или агентство, где можно наблюдать за работой проект-менеджера.

Сначала вас ждет работа стажера. В основном это задания “принеси-подай”. Стажер должен быть везде и помогать в мелочах всем членам команды. В это время можно слушать и запоминать все, что происходит вокруг. Со временем надо решаться высказывать свои мысли и переходить на второй уровень – помощник менеджера.

Третья ступень в карьерной лестнице – менеджер. Должность будет доступна, если вы будете полезны и обучаемы, у вас есть идеи и вы хотите их реализовать. Менеджер разрабатывает проекты, участвует в их реализации и контролирует работу младших сотрудников.

Старший менеджер – это лидер с большим опытом работы. Он стремится узнать как можно больше и сделать работу как можно эффективнее.

И только после этого следует менеджер проектов.

Где и как учиться

Самообучение и саморазвитие будут плюсом для будущего проект-менеджера. Со списком книг по теме вы можете ознакомиться в нашей статье. Но этого недостаточно. Необходимо обучение у профессионалов.

В университете не научат этой профессии. Но для этого существуют онлайн-курсы. Они помогут быстро влиться в среду, узнать секреты работы и улучшить свои навыки.

На этих сервисах вы найдете онлайн-курсы по введению в профессию проект-менеджер. Вам расскажут, чем управляет проект-менеджер, как он определяет цели, собирает рабочую группу, рассчитывает бюджет, запускает проекты и как стать настоящим асом в своем деле.

После обучения вам выдадут сертификат или диплом, который станет подтверждением ваших знаний. Документ выдают авторы таких курсов, как:

Ознакомиться с полным перечнем онлайн-курсов вы можете в другой нашей статье.

Советы новичкам

Прежде чем посвящать себя этой профессии, убедитесь, что она вам подходит. Прочитайте истории опытных проект-менеджеров, попросите у них совета. Еще лучше – сходите на стажировку, чтобы своими глазами увидеть “кухню” изнутри.

Для тех, кто уже начал работать в этой должности, есть парочка рекомендаций:

  • внимательно слушайте клиента, а если не понимаете его, то переспросите;
  • тщательно подбирайте членов команды, они – ключ к успеху;
  • акцентируйте внимание на главных и реальных проблемах, умейте расставлять приоритеты;
  • будьте разумными – не заставляйте делать своих подчиненных то, что не можете выполнить сами;
  • будьте готовы к провалам;
  • держите наготове план “Б”.

Заключение

Менеджер-проектов – тот, кто управляет ресурсами. Это могут быть люди, бюджет, время или материалы.

Из достоинств: работа вдохновляет и не дает заскучать, бесконечное общение с людьми с разноплановыми интересами, достойная оплата ваших трудов.

Из недостатков: стрессы и постоянное давление.

А вот как описывают свою работу действующие специалисты:

  • “Невозмутимо делать невыполнимое и не забывать заряжать всех позитивом” – Михаил из компании “Ланит-Интеграция”;
  • “Совершил ошибку – это видно всем. Пока все хорошо – мои труды незаметны и кажется, что я и не нужен команде” – слова Павла из OLX Group;
  • “Какой у меня день? Подъем от бесконечных сообщений. Планерка и обнаружение “маленьких проблем”. Затем “тушу пожары”, “утираю носы”, “ставлю в угол” и “грожу пальчиком”. Стендап перед клиентом или начальством. Вечером составляю планы на завтра. Ночью иногда сплю” – говорит Федор из компании Right Line.

И все они в конце добавляют: “Но я очень люблю свою работу”.

Но что делает человека профессионалом? Непрерывный процесс обучения, саморазвития и информированность о последних новинках своей сферы деятельности. Не менее важную роль играет искусство общения – подробнее об этом вы можете узнать в другой нашей статье.

Источник

admin
Оцените автора
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector