Строительство автостоянок на междворовых и дворовых территориях

Содержание
  1. Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома
  2. Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства
  3. Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок
  4. Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно
  5. УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания
  6. Верховный суд РФ запретил оставлять автомобили во дворах домов.
  7. СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункт 2.3 второго раздела
  8. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС и ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС и придомовой территории
  9. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N АПЛ 18-470
  10. Вывод
  11. Придомовая парковка: особенности использования
  12. Придомовая парковка: особенности использования
  13. Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия
  14. Чьи машино-места на придомовой парковке?
  15. Законна ли парковка на придомовой территории?
  16. Нормативы парковки на придомовой территории
  17. Придомовая парковка и права жильцов
  18. Организация парковки на придомовой территории
  19. Незаконная парковка и эвакуация автомобилей
  20. Придомовая парковка и безопасность детей
  21. Платная придомовая парковка
  22. Сценарий 1. По решению органов власти
  23. Сценарий 2. По решению владельца

Законность гостевых парковок у МКД и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускают п. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10:

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ, п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ.

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

Суд установил, что СанПин 2.1.2.2645-10 разработан и утверждён согласно действующему законодательству, подписан Главным государственным санитарным врачом РФ в рамках его компетенций.

ВС РФ отметил, что в Федеральных законах № 52-ФЗ, № 7-ФЗ, № 35-ФЗ, на которые ссылается истец, нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. Следовательно, оспариваемые пункты НПА не вступают с ними в противоречие.

Напротив, суд обратил внимание на то, что размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах допускается ч. 3 ст. 35 ГрК РФ и предусмотрено п. 5.1 Свода правил СП 42.13330.2016. При этом для гостевой автостоянки не устанавливаются разрывы от фасада дома или детских площадок (п. 11 примечаний к таблице 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ, в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

Рассмотренное апелляционное определение Верховного суда РФ позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций:

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с табл. 7.1.1 разд. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Хотите, чтобы в вашей ленте было больше статей и новостей о ЖКХ и эффективном управлении МКД? Тогда:

— поддержите эту публикацию, нажав «палец вверх» 👍,

— и регулярно читайте наши обзоры, заметки и статьи-инструкции.

Источник

Верховный суд РФ запретил оставлять автомобили во дворах домов.

Краткое содержание:

И снова здравствуйте, уважаемые подписчики, читатели и гости сайта 9111. ру!

Думаю, что в любом районном или областном российском городе, найдутся проблемы с заполнением придомовой территории жилых домов автомобилями, особенно в вечернее время. Припаркованные личные авто жителей МКД создают определённые неудобства как самим жителям этих домов, так и экстренным службам.

Именно поэтому, в последнее время и пытаются запретить подобные стихийные автостоянки. Однако до недавнего времени, законных оснований для такого запрета не было.

Не было запретов пока за дело не взялись представители Верховного Суда РФ и не вынесли постановление.

Постановление ВС РФ основывается на СанПиНе 2.1.2.2645-10, в котором говориться о санитарных нормах проживания в многоквартирных домов, где черным по белому написано, что во дворах не может быть никаких автомобильных стоянок кроме гостевых. Вот и получается, что гости то могут парковаться во дворе МКД, а сами хозяева, проживающие в данном МКД – не имеют таких прав!

СанПиН 2.1.2.2645-10 и пункт 2.3 второго раздела

В пунктах 2.3 и 2.10 раздела II » Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий при их размещении» вышеуказанного СанПиНа прописано:

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС и ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС и придомовой территории

В свою очередь Гражданский и Жилищный кодексы позволяют распоряжаться собственникам жилья прилегающей к МКД территорией по личному усмотрению.

Следовательно и собственник любой квартиры имеет право разместить свой личный автомобиль во дворе дома, где он и проживает.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N АПЛ 18-470

Проанализировав пункты 2.3 и 2.10 Санитарных правил на соответствие положениям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Закона об охране окружающей среды, Закона о противодействии терроризму, суд первой инстанции правомерно признал, что оспариваемые положения не вступают в противоречие с нормами указанных законов, которые не содержат запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории дворов жилых зданий. Кроме того, размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта прямо предусмотрено частью 3 статьи 35 Градостроительного кодекса. Иные нормативные правовые акты, обладающие в отношении оспариваемых норм Санитарных правил большей юридической силой, которые бы устанавливали такой запрет, отсутствуют. При таких обстоятельствах решение об отказе Т. в удовлетворении административного искового заявления является законным.

Вывод

Парковка автомобиля на придомовой территории должна происходить по всем правилам, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность. Привлечь к ответственности можно как за нарушение ПДД, так и санитарных правил.

Всем счастья, здоровья, добра и благополучия.

С уважением, Татьяна Дмитриевна.

Для тех, кто кричит о плагиате: Подробнее >>>

Источник

Придомовая парковка: особенности использования

Придомовая парковка: особенности использования

Сегодня многие собственники квартир в МКД, стремясь сэкономить на оплате услуг платных парковок либо на покупке отдельного гаража, создают организованные стоянки непосредственно на территории возле своего дома. Такой подход является наименее затратным и очень удобным (вышел из дома — сел в автомобиль). Однако, выбирая его, собственники помещений забывают о том, что в жилом доме, на территории которого размещена их придомовая парковка, проживает множество других семей, а к ним приезжает еще много гостей.

Придомовая парковка и стоянка: в чем отличия

В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин. На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.

Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.

Чьи машино-места на придомовой парковке?

Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) в п.29 статьи 1 указано, что « машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. » (п. 29 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

Что касается машино-мест, не относящихся к зданию (жилому дому), то они являются объектом общей долевой собственности, владение, пользование и распоряжение ими осуществляется по соглашению всех участников (ст. 246-247 ГК РФ). Это значит, что для осуществления любого действия с парковочным пространством необходимо заручиться согласием других долевых владельцев.

Законна ли парковка на придомовой территории?

В соответствии с нормами закона № 131-ФЗ граждане имеют право решать вопросы относительно их общей собственности на принципах негосударственного самоуправления.

Жилищный кодекс РФ (п. 1.4 ст. 36) говорит о том, что место для парковки автомобилей на придомовой территории во дворах МКД, которое является объектом частной собственности владельцев квартир, может быть благоустроено в соответствии с решениями общего собрания жильцов.

Как обстоят дела с теми гражданами, которые проживают в МКД на основании договора социального найма и не являются хозяевами помещений? Чтобы организовать придомовую парковку, им придется приватизировать жилплощадь и размежевать землю около нее. Иными словами, по закону претендовать на общее управление участком около здания имеют право только собственники квартир.

Вопрос обустройства придомовой территории для парковки машин решается намного проще, если жильцы дома объединились в ТСЖ. Как правило, в действующих товариществах уже решены все проблемы относительно права собственности на придомовую территорию. Если же нет, то членам объединения в первую очередь следует узнать, оформлены ли на данную землю все необходимые правоустанавливающие документы.

Участок, который располагается под домом, должен состоять на кадастровом учете и его границы подлежат документальному фиксированию. Однако на сегодняшний день в отношении значительной части многоквартирных домов это правило не соблюдается, что лишает их жильцов права использовать придомовую территорию для парковки машин по своему усмотрению.

В первую очередь владельцам квартир следует позаботиться о размежевании участка около их дома и обратиться для этого в администрацию муниципального образования.

А вот действия по обособлению территории путем ее отделения и установки шлагбаума могут быть квалифицированы как самозахват земли.

Решение о том, каким образом использовать участок около здания, принимает общее собрание собственников МКД. Для организации придомовой парковки по закону необходимо согласие 2/3 собственников МКД, поэтому, если пешеходов в доме больше, чем автомобилистов, достичь кворума может быть крайне сложно. Вполне естественно, что владельцы квартир, не располагающие транспортом, хотели бы видеть перед домом не стоянку машин, а зеленый сквер. Участникам инициативной группы, распределяя территорию, следует выработать решение, которое устроит и автомобилистов, и пешеходов, проживающих в здании.

Тщательно продуманная система въезда и выезда с придомовой парковки не только обеспечит безопасность пребывания во дворе, но и поможет освободить участок, детские площадки и тротуары от машин жильцов.

Общее собрание может быть проведено и в заочной форме, но для этого членам инициативной группы придется обойти все квартиры для сбора подписей. При решении такого важного вопроса, как организация придомовой парковки, каждый голос может стать решающим, поэтому ни один жилец не должен быть оставлен без внимания в ходе опроса.

Чтобы планируемая стоянка соответствовала санитарным и строительным нормам, следующим шагом собственников квартир должно стать изучение правил «Придомовая парковка».

Нормативы парковки на придомовой территории

Правила парковки на придомовой территории многоквартирного дома прописаны в государственных стандартах.

Полный перечень требований пожаробезопасности изложен в № 123- ФЗ, вот лишь некоторые из них. Сооружения для хранения машин должны быть одно- либо двухместными, специальные помещения могут быть оборудованы для обслуживающего персонала. Если

Расстояние, допустимое между стоянкой автомобилей и жилым домом, определяется ее размером. Каким образом?

Весомым преимуществом обладает подземный гараж — его можно расположить на любом расстоянии от жилого объекта.

В отношении размеров придомовых парковок действуют следующие нормативы:

Очень важно правильно выбрать место для обустройства придомовой парковки. Она не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах МКД, и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов. Место размещения стоянки машин согласовывается с муниципальными управлениями по градостроительству и архитектуре, а также органами ГИБДД.

Итак, правила размещения придомовой парковки гласят:

В проекте «Придомовая парковка» отражаются следующие данные:

Придомовая парковка и права жильцов

Согласно нормативно-правовым актам основные права и обязанности владельцев помещений в отношении придомовых парковок выглядят следующим образом.

Чтобы начать процедуру организации придомовой парковки, необходимы такие документы:

Если общее собрание жильцов проводится в заочной форме, в его протоколе отражаются следующие сведения:

Если те или иные данные не были указаны в протоколе, он может быть возвращен на доработку заявителям, что сделает процедуру организации придомовой парковки более длительной.

Организация парковки на придомовой территории

Итак, протокол общего собрания составлен, и территория около многоквартирного дома выделена в общее долевое владение. После этого руководителю инициативной группы следует обратиться с заявлением, к которому прилагается копия протокола общего собрания жильцов, в районное ведомство по земельным ресурсам и землеустройству.

В заявлении указывают такие данные:

В соответствии с регламентом срок рассмотрения подобных документов составляет 3 суток, однако на практике это правило соблюдается далеко не всегда. Задержки случаются из-за ошибок в протоколе общего собрания, которые квалифицируются как нарушения. Рассмотрение заявления может быть продлено по той причине, что на территории, где планируется размещение придомовой

Обращаться в комитет по земельным ресурсам и землеустройству не нужно лишь в том случае, если в период введения дома в эксплуатацию участок прошел регистрацию на владельцев квартир и получил кадастровый номер.

Вопрос организации стоянки около МКД следует заблаговременно согласовать с ГИБДД и местным государственным органом по вопросам архитектуры и градостроительства. Данное условие не является обязательным, однако при наличии разрешений этих организаций все конфликтные ситуации относительно придомовой парковки разрешаются значительно проще.

После того как формирование пакета документов завершено, встает вопрос о найме проектной фирмы и строителей. На данном этапе участникам инициативной группы следует организовать сбор денег с тех владельцев квартир, которые заинтересованы в том, чтобы была придомовая парковка.

Стоимость работ по проектированию и строительству определяется множеством факторов, среди которых:

Составление проектной документации обойдется в пределах 70-300 рублей за 1 кв.м. площади.

Незаконная парковка и эвакуация автомобилей

В соответствии с законодательными требованиями, описанными выше, придомовая парковка может быть признана незаконной, если она:

Нередки случаи, когда владельцы квартир в МКД решения об организации придомовой стоянки не принимали, и третьими лицами были натянуты веревки и установлены шлагбаумы, ограничивающие доступ жильцов к территории хранения автомобилей.

Часто в таких случаях обитатели дома пытаются через управляющую компанию либо своими силами повлиять на нарушителей. Однако самостоятельные меры борьбы не всегда оказываются эффективными, поэтому целесообразнее обратиться с заявлением в органы прокуратуры либо ГИБДД.

Срок рассмотрения обращения, установленный законодательством, составляет 30 дней. В большинстве случаев за это время нарушители получают предписание о необходимости ликвидации придомовой парковки, организованной незаконно.

В КоАП РФ (ч. 1 ст. 27.13, ст. 12.19, ч. 4 и ч. 5 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.10) прописана ответственность за нарушение правил стоянки или остановки в виде задержания транспортного средства либо административного штрафа от 500 до 5 000 рублей.

Эвакуация автомобиля возможна при следующих нарушениях:

Эвакуация автомобилей позволяет эффективно бороться с нарушением правил парковки и сегодня часто применяется во многих городах России. Мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении служит задержание ТС.

Придомовая парковка и безопасность детей

Мы часто слышим о необходимости соблюдать ПДД и заботиться о безопасности детей на проезжей части и нередко забываем об этом во дворе собственного дома. Да, существуют преимущественные права для пешеходов и специальные нормы поведения для водителей во дворах. Однако, когда обстановка вокруг привычная и знакомая, а поток машин весьма незначительный, и те и другие часто лишаются бдительности.

Статистика свидетельствует о том, что до 80 % детей-пешеходов, которые получили травмы или погибли в ходе дорожно-транспортного происшествия, пострадали недалеко от своего дома (в радиусе до одного километра). Где это могло произойти? В большинстве случаев там, где автомобили передвигаются медленно, — во дворе, по пути в школу или магазин, на придомовой парковке. Детям всё вокруг кажется знакомым и безобидным, они не осознают опасность и страдают нередко из-за собственного любопытства. Как бы это ни прозвучало ужасно, но часто водителем, виновным в ДТП, оказывается кто-либо из ближайших родственников ребенка или его хороших знакомых. Выезжая задним ходом с территории придомовой парковки или из гаража, они могут не заметить малыша и даже не предвидеть, что он находится за автомобилем.

Большинство автомобилистов прекрасно знает, что за машиной, особенно если она движется задним ходом, есть мертвая зона с нулевой видимостью. Если ребенок находится вблизи или позади транспорта, его, скорее всего, не заметит ни сидящий за рулем, ни присмотра даже во дворе собственного дома.

Территория около многоквартирного здания уже давно перестала быть безопасным местом. Здесь много деревьев и кустов, гаражей и припаркованных машин, из-за которых возникают зоны с ограниченной видимостью. А ведь между всеми этими дворовыми «нагромождениями» часто играют дети!

К сожалению, ребята не всегда прилежно слушают наставления о том, как следует себя вести в той или иной опасной ситуации. Однако важно втолковать малышу, что нельзя прятаться за автомобили, играть около них, выбегать без оглядки из подъезда, из-за гаража. В соответствии с рекомендациями психологов объяснять ребенку эти правила лучше на примере конкретной придомовой парковки и реальной истории из жизни. Заведите привычку знакомить малыша с потенциально опасными местами и правилами поведения на проезжей части во время прогулки. Покажите ему заранее дорогу в школу и расскажите обо всех опасностях, которые могут подстерегать на ней.

Платная придомовая парковка

Придомовая парковка за плату сегодня может быть организована по нескольким сценариям.

Сценарий 1. По решению органов власти

Вопросы организации и работы придомовых парковок на федеральном уровне не урегулированы.

Создание платных городских стоянок (в том числе в непосредственной близости от МКД) позволяет решать следующие задачи:

Статья 12 ФЗ от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» гласит, что к полномочиям субъектов РФ относится решение вопросов, связанных с созданием и эксплуатацией платных парковок, которые размещаются на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также установлением стоимости за услугу.

Все аспекты организации и функционирования коммерческих стоянок в Москве подчиняются таким нормативным актам:

Сегодня в столице жители домов, которые располагаются в зонах платных парковок (резиденты платных парковок), пользуются стоянками на льготных условиях. Такие государственные услуги предоставляются по внесению записей в реестры парковочных разрешений льготных категорий.

Сценарий 2. По решению владельца

Кто может установить ограничение на въезд транспортных средств на придомовую территорию МКД? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является владельцем земельного участка около здания:

Если участок принадлежит муниципальному образованию или субъекту РФ, то только они могут принимать решения по поводу организации платной придомовой парковки или ограничения движения на его территории.

Однако если землей около МКД на основании права общей долевой собственности владеют жильцы, то решать вопросы об ограничении движения либо организации парковки во дворе уполномочено только общее собрание (согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (п. 4 ч. 1 ст. 36) гласит, что хозяевам квартир в МКД на праве общей долевой собственности принадлежит коллективное имущество дома, а именно:

Порядок оформления права общей долевой собственности на придомовую территорию определяется законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (ст. 16).

КоАП РФ (ст. 7.1) предусматривает административную ответственность за учреждение парковки на земельном участке лицами, которые не владеют данной территорией.

Хозяева квартир МКД, которые на основании права общей долевой собственности обустраивают придомовую парковку, уполномочены взимать плату за нее с обитателей дома в фонд благоустройства двора. А правомерно ли устанавливать цену за стоянку для лиц, которые не являются жильцами дома? Данный вопрос является спорным по нескольким причинам.

Вопрос о том, могут ли ТСЖ и управляющие компании предоставлять сторонним лицам платные парковочные места по решению владельцев квартир МКД на законодательном уровне не урегулирован.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство автостоянок в москве
  • Строительство автостоянки разрешение на строительство
  • Строительство автостоянки под ключ
  • Строительство автостоянки на придомовой территории
  • Строительство автостоянки на даче