Строительство гражданских судов в россии

Число и стоимость спущенных на воду судов сокращаются

Российские верфи в 2020 году сдадут не более 60 крупных гражданских судов, что на 20% меньше, чем год назад, ожидают эксперты «Infoline-Аналитики». Тем самым продолжится наметившаяся в прошлом году тенденция, когда рынок судостроения и кораблестроения в РФ сократился в стоимостном выражении на 19%, до 137,8 млрд руб. Аналитики полагают, что доля гражданского судостроения в структуре выручки верфей в 2020 году не превысит 40%, а перспективы ее роста в будущем связаны с верфью «Звезда», на которую уже сейчас приходится более 80% всех будущих судостроительных заказов в РФ по тоннажу.

В гражданском сегменте по итогам 2020 года ожидается ввод не более 60 крупных судов (около 10 несамоходных), подсчитали эксперты «Infoline-Аналитики». Несмотря на острую потребность в обновлении гражданского флота и развитие компетенций отечественных верфей в серийном строительстве, отрасль испытывает дефицит платежеспособного спроса, который усилился в условиях экономического кризиса, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Стагнация началась еще в прошлом году, когда российский рынок кораблестроения и судостроения тоннажем более 50 тонн (с учетом несамоходных судов) сократился в стоимостном выражении на 19%, до 137,8 млрд руб., следует из рейтинга Infoline Shipbuilding Russia TOP. Стоимость гражданских заказов возросла на 54,5%, в то время как военных — сократилась на 50,5%. Количество сданных судов и кораблей упало на 17%, до 103 штук. При этом число сданных заказов уменьшилось в обоих сегментах — по линии гособоронзаказа на 36%, до 27 штук (самый низкий показатель за последние шесть лет), а в гражданском судостроении — на 8%, до 76 судов. При сокращении стоимости и количества сданных заказов совокупный тоннаж вырос на 17%, до 342 тыс. тонн. По сравнению с 2017 годом показатель вырос на 50%, однако в совокупном тоннаже в 2019 году доля кораблей составляет только 12%.

Первое место традиционно заняла Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). В стоимостном выражении на долю предприятий корпорации приходится около 80% всех заказов, исполняемых в РФ, так как верфи выполняют много дорогостоящих оборонных заказов, отмечается в исследовании. В 2019 году ОСК сдала суда на 77 млрд руб. тоннажем 160 тыс. тонн. На июль в стадии строительства у корпорации 121 судно стоимостью 1,2 трлн руб. На втором месте холдинговая компания «Ак Барс» Рената Мистахова — 23,3 млрд руб. Сейчас холдинг строит еще 28 судов на 110 млрд руб. По общему тоннажу в 2019 году «Ак Барс» занял пятое место (5,7 тыс. тонн). Замыкает топ-3 UCL Holding Владимира Лисина (объединял судоходные активы и Окскую судоверфь) — 75,7 тыс. тонн на 6,3 млрд руб. Сейчас верфь строит еще шесть судов стоимостью 6,3 млрд руб.

Почему верфи РФ не успевают строить рыбопромысловые суда

По объему законтрактованных, но еще не заложенных судов лидером остается совместное предприятие «Роснефти» и Газпромбанка — «Современные технологии судостроения», которому принадлежит верфь «Звезда». Совокупный тоннаж будущих заказов превышает 3 млн тонн, что составляет более 80% от общего объема заказов, размещенных на российских судостроительных предприятиях. По состоянию на июль верфь строит 9 судов стоимостью свыше 203 млрд руб., также подписаны контракты еще на 32 судна.

По оценке Михаила Бурмистрова, доля гражданского судостроения в структуре выручки верфей в 2020 году не превысит 40%, и перспективы ее роста связаны в первую очередь со сдачей крупнотоннажных судов на «Звезде», а также серийных рыболовных и краболовных судов — уже с 2021 года. Надежда Малышева из PortNews также отмечает, что отечественное судостроение поддерживают госсубсидии и развитие запретительного законодательства, которое увязывает работу в российских водах с постройкой судов в РФ.

Источник

В России строят 39 пассажирских судов, но мы нашли только 33 из них

В России в разной степени строительства находится 39 пассажирских судов. Об этом журналистам заявил Борис Кабаков, директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России. Мы подняли новости за последние полтора года и насчитали всего 33 судна, которые строят российские верфи. Давайте посмотрим, что это за корабли такие.

Круизный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим»

Если быть точным, судно уже построено и 22 августа отправилось в свой первый круизный рейс из Санкт-Петербурга в Москву.

Это первый пассажирский теплоход, построенный на отечественных верфях за последние 60 лет. Его начали строить в 2015 году, в 2019 году «Мустай Карим» был спущен на воду, а весной 2020-го успешно прошел все испытания и был принять в эксплуатацию.

Стоимость строительства составила около 3,5 млрд рублей. О планах строительства серии судов этого проекта не сообщается.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 329 человек.

Круизный теплоход проекта PV25 «Александр Пушкин»

Здесь тоже нужно уточнить, что речь идет о глубокой модернизации теплохода проекта Q-040. «Александр Пушкин» был построен в 1974 году в Австрии, а проект модернизации предусматривал изменение конфигурации внутренних помещений (в частности, расширение пространства пассажирских кают) и изменении их дизайна, а так же смены регистрового класса. В результате работ по модернизации пассажировместимость судна снизилась с 300 до 180 человек, а комфортность их пребывания на борту — многократно возросла.

Оператор: судоходная компания «Водоходъ»

Размерения: 110×14,8×4,3 метра, скорость — 22 км/ч, пассажировместимость — 180 человек.

Круизный теплоход проекта PV300VD «Петр Великий»

Это судно было заложено в 2016 году на верфи компании «Лотос» в Астрахани и предполагалось, что в свой первый рейс выйдет уже в навигацию 2019 года. Однако постоянные проблемы при строительстве не позволили этого сделать: на сегодня готовность судна чуть больше 50%, точные сроки введения его в эксплуатацию не называются.

Отметим, что «Петр Великий» по конструкции и внутреннему оснащению практически идентичен круизному судну «Мустай Карим». Однако другой исполнитель заказа, оператор суда и постоянные внесения изменений в проект не позволяют закончить его строительство.

Размерения: 141,3×16,82×3 метра, скорость до 23 км/ч, пассажировместимость — 310 человек.

Круизные теплоходы проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев»

Головной теплоход проекта заложили 31 июля 2020 года, второе судно проекта планируется заложить в сентябре. Эти теплоходы будут работать на круизных линиях Енисея и заменят суда старых проектов.

Как и на предыдущих круизных речных судах, эти теплоходы предложат своим пассажирам современные комфортные каюты, большое количество ресторанов и баров, кинозал, фитнес и спа. Примерная стоимость постройки двух теплоходов составит 5,5 млрд рублей, а срок введения в эксплуатацию — 2024 и 2025 годы.

Размерения: 99×14,6×2 метра, скорость — 23 км/ч. Пассажировместимость — 245 человек.

Колесный круизный теплоход проекта ПКС-180 «Золотое кольцо»

По мотивам американских пассажирских пароходов с Миссисипи, «Золотое кольцо» будет оборудовано двумя гребными колесами, расположенными в корме. Всего было заложено два судна этого типа. Первое судно, строительство которого началось в январе 2018 года, сейчас достраивается в Нижнем Новгороде. Второе судно, названия которому все еще не дали, находится на стапеле судостроительного завода «Лотос» в Астрахани.

На этом круизном теплоходе — все как и на предыдущих: все возможные удовольствия от круиза по реке. Плюс колеса.

Ожидается, что первый круиз на «Золотом кольце» пройдет в навигацию 2021 года. Работать оно будет на малых реках волжского бассейна.

Оператор: судоходная компания «Гама»

Размерения: 81,6×13,8×1,2 метра, скорость 18 км/час. Пассажировместимость — 170 человек.

Прогулочные суда проекта проектов 03620, 03621 и 03622 «Чайка»

Эти проекты должны прийти на замену морально и физически устаревшему проекту прогулочных теплоходов типа «Москва». Проект разработан и исполняется Зеленодольским судостроительным заводом и предполагает серийное строительство. Проекты различаются размерениями, пассажировместимостью и типом главной энергетической установки. Известно, что всего заложено три судна, одно из них — проекта 03622 с ЭУ на сжиженном газе, — уже спущено на воду. Предполагается, что первые суда этих типов с салонной и прогулочной палубами должны будут выполнять прогулочные и туристские рейсы по Волге.

Размерения: 48,5 (41,5) х 8,4×1,1 метра, скорость 20 км/час. Пассажировместимость — 150 — 250 человек.

Скоростное пассажирское глиссирующее судно проекта А-145 «Ак барс»

Это судно предназначено для перевозки пассажиров по внутренним водным путям и в морской прибрежной зоне. Его серийно строят с 2011 года на Зеленодольском судостроительном заводе. Уже построено 10 таких судов, еще четыре находятся в процессе строительства.

К сожалению, из 10 построенных судов, в России работают только четыре. Новые четыре единицы предполагается поставить на регулярные маршруты в Крыму.

Размерения: 35×6,8×1,2 (0,7) метра, скорость 70 км/час. Пессажировместимость — 150 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Метеор-120Р»

Это глубоко переработанный, даже, скорее, практически новый проект дальнемагистрального судна на подводных крыльях для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам на расстояния до 600 км.

Первое такое судно уже строят на верфи «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». Спуск на воду планируется в 2021 году, тогда же пройдут и испытания «Метеора».

Размерения: 35,4×9,3×2,5 метра, скорость — 65 км/ч. Пассажировместимость — 116 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Комета-120 М»

Морская версия «Метеора» строится серийно с 2016 года. Сейчас в эксплуатации на крымских регулярных линиях находятся два судна, еще три находятся в постройке.

Два сезона эксплуатации этих судов в реальных условиях показали их надежность и популярность. Однако в ближайшее время расширять серию не планируется.

Размерения: 35,2×10,3×3,5 метров, скорость 65 км/ч. Пасажировместимость — 120 человек.

Скоростное судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Суда этого типа стали первыми построенными в России СПК за последние 30 лет. Всего построено 8 судов, еще 15 находятся в постройке. Отличительной особенностью этих скоростных судов является возможность работы на малых реках, что делает их практически незаменимыми для перевозок пассажиров в Сибири и волжском бассейне.

Оператор: Волготранс, Северречфлот

Размерения: 21,3×5,2×1,1 метра, скорость 50 км/час. Пассажировместимость — 45 человек.

Источник

Российский рынок судостроения в цифрах

В 2018 году, по данным Минпромторга, в постройке на российских верфях находилось 170 судов. Состоялась закладка 51 судна, передано заказчикам 90 судов.

В настоящее время в портфеле заказов находится 150 судов, что составляет 3% от мирового портфеля заказов на суда.

По данным ЦНИИМФ, в России наблюдается положительная динамика строительства судов гражданского флота с 2016 по 2018 гг.

Динамика российского судостроения, 2012-2018 гг.

Лидерами российского судостроения являются 4 завода (по количеству построенных в 2018 году судов): ПАО «Завод «Красное Сормово», ПАО «СЗ «Северная верфь», ПАО «Выборгский СЗ», АО «Пелла». Вместе они построили порядка 53% от общего количества.

Распределение заказов на постройку судов по верфям, 2018 г.

В структуре российского флота по назначениям 68% составляют танкеры, тогда как в мировом флоте основная доля рынка принадлежит балкерам (43%). Это связано с особенностями морской торговли России. По данным за 2018 год, наливные грузы составили почти 54% в общем объеме перевалки грузов в морских портах страны.

Структура российского флота по классам судов, 2018 г.

Морские суда и суда типа река-море плавания составляют 37% российского флота. Больше половины из них строятся на зарубежных верфях.

Динамика постройки морских судов и судов типа река-море, 2012-2018 гг.

Всего за период с 2012 по 2018 гг. в Россию было ввезено порядка 1120 судов (включая речные суда). При этом средняя загрузка отечественных предприятий судостроения не превышает 40-50%. За тот же период в России построено 858 судов (данные Минпромторга).

Пополнение флота, по данным ЦНИИМФ, сдерживается рядом факторов, среди которых: высокая капиталоемкость судостроения, из-за чего невозможно реализовать проекты без привлечения заемных средств;- высокая стоимость кредитных ресурсов для судоходных компаний;- длительные сроки окупаемости судов (грузовой флот — 12 лет, пассажирский флот — более 25 лет).

Прогноз постройки морских судов и судов типа река-море для российских судовладельцев,2019-2024 гг

По данным Минпромторга, на 2019 год запланирована сдача 95 судов (гражданский флот). Количество заказов на верфях в настоящий момент насчитывает 150 единиц.

Среди классов судов России до 2035 года потребуется 150 рыбопромысловых судов, 100 земснарядов, 100 танкеров для перевозки сырой нефти.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • Строительство гражданских зданий и сооружений учебник
  • Строительство гражданский проспект 107
  • Строительство гражданином индивидуального жилого дома регулируется
  • Строительство гражданами жилого дома
  • Строительство градирни в нижнекамске