Строительство нового газопровода на алтае

Сибирь наберется «Сил»

Если трубопровод протянут через Монголию, то на российской территории «Сила Сибири-2» пройдет через Красноярский край, Иркутскую область, Бурятию и Забайкалье, в перспективе соединившись еще и с первой «Силой Сибири». Регионы до сих пор не имеют прямого доступа к магистральному газу, что осложняет их жизнь и заставляет работать на угле. Весной «Газпром» актуализировал программу газификации Красноярского края, составленную еще в 2016 году, но данные пока не представлены. В прежнем варианте речь шла о потребности региона в 5 млрд кубометров газа в год, переоборудовании городских ТЭЦ с угля на газ и целевом уровне газификации 37%. По другим регионам сдвигов пока не было, более того, до сих пор считалось, что, например, Иркутскую область газифицировать магистральным способом нецелесообразно (низкая плотность населения, мало промышленных предприятий), несмотря на то, что там расположено более десятка нефтегазовых и газоконденсатных месторождений. В проекте схемы газификации области от 2010 года речь шла о доведении газа до 524 домовладений и желаемом уровне газификации 10%.

Об актуализации схем газоснабжения стало известно после поручения Владимира Путина ускорить проникновение газа в регионы. Экономический эффект от реализации «Силы Сибири-2» будет существенный, считает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Это затронет почти все сферы экономики регионов и даст новые заказы трубной промышленности с потенциалом годового роста 5%, как это было в случае с заказами для первой «Силы Сибири», построенной из российских труб. Прокладка пройдет в нестандартных геологических условиях при максимальной протяженности, а значит, станет значимым проектом для инженерных и сервисных подрядчиков. При вводе сопутствующих заводов можно рассчитывать на годовой рост в сфере промышленного производства в регионах (как это было с «Ямалом СПГ») более чем на 10%.

Будущий трубопровод обеспечит рабочими местами достаточно большое количество людей. Как правило, это сопровождается формированием дочерних сервисных предприятий по инициативе головной компании, напоминает Антонов. По его оценкам, в общей сложности новую работу могут получить не менее 500 человек, однако это более чем приблизительная цифра с потенциалом к росту. Например, после запуска первой «Силы Сибири» власти Якутии заявили о создании более двух тысяч рабочих мест, а одно только строительство «Северного потока-2», по оценкам Российско-Германской внешнеторговой палаты, дало 30 тысяч рабочих мест. Если говорить о более глубоком влиянии газопровода и его ответвлений на экономику, то все зависит от наличия денег у регионального правительства и самого «Газпрома».

Завершение программы газификации потребует около 2 трлн рублей. Рассчитывать на подспорье на международных рынках за счет экспорта пока не приходится: первое полугодие для трубопроводных поставок из России выдалось неудачным, в основном за счет II квартала, на который пришелся пик коронавирусного кризиса, сокративший потребление в Европе, и ценовое пике (стоимость тысячи кубометров на европейских хабах падала в мае до исторического минимума 34$, при том что цена безубыточности поставок из России по трубе составляет около 100$). В теории соединение восточной и западной ГТС могло бы оперативно решать вопрос перебрасывания части экспорта, предназначенного для европейского рынка, в китайские центры газопотребления, а также создать стабильный денежный поток для компании в долгосрочной перспективе, однако строительство трубы вряд ли будет начато раньше подписания обязывающих документов с китайской стороной, как это было в 2014 году. В то время у «Газпрома» была достаточно сильная переговорная позиция с Европой за счет высокой азиатской премии (поставлять газ в Азию было выгоднее, а значит, можно было просить более выгодные условия и при поставках в Европу), однако сейчас премия сильно сократилась и вряд ли покроет разницу транспортных затрат между рынками Европы и Азии, указывает старший консультант VYGON Consulting Екатерина Колбикова.

Источник

В Алтайском крае возобновили строительство газопровода до Ребрихи

12:00, 01 августа 2020г, Экономика 3937

Фото Андрей КАСПРИШИН

Работы по строительству газопровода Ребриха – Шахи снова возобновились. В течение двух лет планируется уложить ветку длиной 50 км. На эти цели будет потрачено 1 млрд 100 млн руб.

Прогноз

Газопровод начали строить в 2016 году. За два года от Ребрихи в сторону Шахов проложили 27 километров. На эти цели инвестор в лице ПАО «Газпром» потратил 900 млн руб.

Но из-за того, что у инвестора возникли определенные сложности с подрядчиком, строительство было приостановлено на два года и возобновлено в этом году. Сейчас выполняет работы по прокладке газопровода на Алтае новый подрядчик – ПАО «Томскгазстрой».

Как отметил Игорь Хроменков, начальник отдела по газификации Минстроя Алтайского края, сдача объекта запланирована на конец 2021 года.

– Есть информация, что все уже оплачено, все материалы закуплены. Надеемся, что второй задержки по реализации проекта не будет, – говорит Игорь Хроменков. Строительство этой ветки газопровода очень важно для края, поскольку следующий этап газификации зависит от ГРС – Ребриха. От нее пойдут два магистральных газопровода: один до Славгорода, другой до Рубцовска. Проектирование новых газопроводов почти завершено. Работы по их строительству, скорее всего, начнутся уже в 2022 году. Важное значение строительство газопровода Ребриха – Шахи имеет и для близлежащих районов. От самой ГРС – Ребриха будут запитаны Тюменцевский, Мамонтовский и Топчихинский районы.

В этом году, по словам Игоря Хроменкова, строители проложат значительную часть газопровода. Будут работать, пока труба не кончится. Зима – не преграда, у газовиков на случай морозов есть отапливаемые палатки. Рек на пути нет, есть дороги, но это, по мнению специалиста, тоже не проблема.

Строители из Томска

Сейчас бригада газовиков ведет укладку где-то в поле, за десятки километров от станции Ребриха.

– Вот зачистили трубу, затем заизолируем ее. Клеем швы с помощью газовых баллонов. На километр приходится около ста стыков, которые нужно изолировать. За смену две пары рабочих делают 50 стыков, – поясняет Виктор Закарка, рабочий томской бригады.

Коронавирус, конечно, повлиял на работу бригады строителей. Планировали приступить к работам с апреля, но вышли на объект только спустя три месяца. Приступили к строительству газопровода в начале июля. Сначала наш регион для въезда был закрыт, затем Роспотребнадзор вводил ужесточения. Но настроение у бригады боевое. Томские рабочие встали городком около станции Ребриха.

– У нас тут на базе баня большая, досталась от бывших строителей. По вечерам волейбол, рыбалка. Ягод в этом году было достаточно, собирали понемногу. Готовим обеды по очереди. Так что быт налажен, – говорит Виктор Закарка.

К кочевой жизни рабочие привыкли. Вагончик называют домом. В профессии по 10–16 лет, мотаются по всей Сибири, работают на Севере.

– Для нас другого выхода нет – в городе такой денежной работы не найдешь, семью не прокормишь, – говорит Вадим Демиш, изолировщик из Томска.

В Ребрихе

По словам Людмилы Шлаузер, главы Ребрихинского района, приход газа – событие для района долгожданное.

– Скоро газ придет в Ребриху. Проект газопровода разрабатывался 10 лет. В 2016 году был дан старт строительству. Мы ожидали, что через год будем с газом, но так скоро не вышло. Первый этап газификации в Ребрихе – подключение к газу около 300 домовладений частного сектора. Со временем планируем подключить соцобъекты, предприятия и оставшиеся дома частного сектора. Некоторые собственники жилья уже беспокоятся, советуются с нами о том, какие котлы покупать, как разработать проектную документацию. В настоящее время в районе строятся межпоселковые распределительные сети за счет средств краевого бюджета, что позволит начать газификацию сел Ребриха, Белово, Боровлянка, Клочки, Паново, Подстепное и ст. Ребриха. В райцентре проведены газопроводные сети низкого давления и построена одна котельная. В Ребрихе пять угольных котельных. Газовая заменит на первых порах одну из пяти. Так что ждем магистраль высокого давления – и можно будет подключаться к газу, – рассказала Людмила Шлаузер.

По словам главы района, с приходом газа качество жизни населения станет выше. Особенно это важно для пожилых людей.

Пенсионеры рады приходу газа в село, но переживают, что не все потянут этот проект финансово.

– Мы с мужем пенсионеры, мне 70 лет. Вряд ли наши средства позволят нам провести газ домой. Хотелось бы, конечно, я живу здесь с 1980 года, и печка отняла у меня много сил. Но мы привыкли жить по средствам, я не хочу жить в кредит. Не поддаюсь на новомодные призывы банков, – говорит пенсионерка Тамара Владимировна.

Чтобы помочь населению с небольшим доходом, в крае разработано два вида поддержки. Постановлением правительства предусмотрена компенсация затрат на подключение домовладений к газопроводу. Сумма компенсации составляет 20 тыс. руб. Размер выплат собираются увеличить в следующем году.

– Мы понимаем, что это недостаточная сумма компенсации, и рассчитываем, что при принятии краевого бюджета на следующий год она увеличится хотя бы до 30 тыс. Сегодня подключение домовладения к газу обходится населению примерно в 70 тыс. руб. Хотелось бы, чтобы половину суммы малоимущим жителям края компенсировали, – считает Игорь Хроменков.

Второй способ уменьшения затрат на газификацию домовладений – льготное кредитование в «Россельхозбанке», инициированное компанией «Газпром газораспределение Барнаул».

Источник

Новый газопровод в Китай пройдет через Монголию

«Газпром» может временно отказаться от строительства газопровода из России в Китай через Алтай и сосредоточиться на более протяженном транзитном маршруте через Монголию. О поддержке альтернативного маршрута заявил премьер Монголии на переговорах в Москве с руководством РФ и «Газпрома». По оценкам аналитиков, на проектирование маршрута может уйти один-два года, на строительство — еще четыре-пять лет, за это время «Газпром», вероятно, успеет решить проблему ресурсной базы.

Проект строительства «Газпромом» транзитного газопровода через Монголию в Китай, до этого представлявшийся крайне сомнительным, начинает приобретать реальные очертания. О поддержке проекта Москвой 3 декабря, в частности, заявил премьер Монголии Ухнаагийн Хурэлсух. «Мы рады, что российская сторона поддерживает проект строительства газопровода из России в Китай через территорию Монголии. Я понимаю, что сегодня дан старт началу этого проекта»,— сообщил он после встречи с премьером Дмитрием Медведевым. Российский премьер никак это не прокомментировал. Сразу после этого прошла встреча монгольского чиновника с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, где обсуждались перспективы энергетического сотрудничества. В «Газпроме» на запрос “Ъ” не ответили.

Транзит через Монголию является альтернативой поставок российского газа через Алтай (до 30 млрд кубометров в год). Этот вариант (так называемый западный маршрут) обсуждается с начала 2000-х годов, так как представляет собой кратчайшее расстояние между основными месторождениями «Газпрома» в Западной Сибири и границей с Китаем. Кроме того, это позволило бы «Газпрому» перебрасывать объемы между рынками Европы и Китая. Однако проект до сих пор не реализован, и в 2014 году «Газпром» и китайская CNPC предпочли ему «восточный маршрут» — соответствующий газопровод «Сила Сибири» был введен 2 декабря.

Во-первых, газ придет в малонаселенную западную часть Китая, откуда его придется транспортировать в центр и на восток страны. Во-вторых, труба через Алтай технически труднореализуема, поскольку на последнем отрезке пролегает через горный массив. С другой стороны, маршрут через Монголию позволит сразу привести газ в Северо-Восточный Китай, в частности в район Пекина, а прокладка газопровода в степи обойдется дешевле. Однако такой вариант означает транзитные риски, последствия которых «Газпрому» прекрасно известны на примере отношений с Украиной и Белоруссией.

Монголия многие годы предлагала России и Китаю свою территорию для транзитных трубопроводов, но безуспешно. Первой предпосылкой для изменения позиции стали заявления Владимира Путина в сентябре. Президент попросил Алексея Миллера подумать о монгольском транзитном маршруте, назвав его «непростым», но «вполне реалистичным», подчеркнув, что китайские партнеры также склоняются к этому направлению. Ресурсной базой, по его мнению, могли бы стать не только месторождения «Газпрома» в Иркутской области и Красноярском крае (при этом готовых к разработке запасов сейчас нет), но и Ямал, «чтобы собрать необходимые запасы для этих поставок по западному маршруту на Китай через Монголию».

Мы прорабатывали и с монгольскими, и с китайскими партнерами возможность маршрутов для доставки углеводородов через монгольскую территорию. Это все в работе.

Аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов отмечает, что Синьцзян-Уйгурский автономный регион, куда первоначально задумывалось поставлять российский газ,— это регион с достаточно мощной собственной газодобычей (около четверти от национальной), а также первая провинция на пути центральноазиатского газа в Китай. «Это практически не оставляет места в регионе для российского газа»,— полагает аналитик. Вместе с тем он считает маршрут через Монголию затратным, а также указывает на отсутствие готовой ресурсной базы. Так, единственное готовое месторождение в регионе — Ковыктинское, газ которого предназначен для «Силы Сибири». В Красноярском крае центр газодобычи вовсе не сформирован, а сам край не газифицирован. Возможно вовлекать в орбиту интересов «Газпрома» ресурсы независимых компаний, у которых есть запасы в Восточной Сибири, «однако формат таких отношений пока трудно представить».

Сколько могут принести «Газпрому» продажи газа по «Силе Сибири»

По оценке директора практики «Газ и химия» VYGON Consulting Дмитрия Акишина, проектирование газопровода может занять один-два года, а строительство от месторождений Западной Сибири до границы с Монголией — не менее четырех-пяти лет. Этого времени достаточно для подготовки необходимой ресурсной базы, тем более что могут быть использованы как ресурсы региона, так и существующие мощности в Западной Сибири, дополнительный потенциал которых аналитик оценивает в 50–100 млрд кубометров в год. При этом, напоминает Дмитрий Акишин, до недавнего времени Китай выступал против наличия транзитной составляющей при импорте российских энергоносителей. КНР даже прекращала закупки российской нефти, поставляемой по железной дороге через Монголию, ссылаясь на завышенные пошлины.

Источник

Оцените статью
Строительство: баня и сауна
Adblock
detector