В чем смысл сро в строительстве

Зачем нужно вступать в СРО строителей и что это за организация?

Проектирование, строительство и изыскательские работы — виды деятельности, которыми нельзя заниматься без специальных допусков, гарантирующих, что компания будет выполнять работы с соблюдением всех требований безопасности. В разных странах разрешительные механизмы функционируют по-особенному: с учетом национального законодательства и строительных норм. В России до недавнего времени выдавались строительные лицензии. Сейчас же действует более эффективная система допусков.

Получить строительную лицензию оказывалось довольно сложно, в этом процессе было легко увязнуть ввиду бюрократизации процедуры и недобросовестности чиновников. С 2010 года разрешительные механизмы были пересмотрены.

Что такое СРО строителей?

Лицензирование строительной деятельности в России было заменено в 2010 году на процедуру получения допусков саморегулируемых организаций (СРО). Смысл реформы заключался в создании компенсационных фондов в рамках строительного сообщества. Средства таких фондов служат определенной «подушкой безопасности» для партнеров организации и предназначены для погашения долгов перед третьими лицами, возникших в ходе выполнения определенных видов работ. Ввиду заинтересованности СРО в сохранении целостности фондов, к членству в них априори допускаются лишь те организации, что удовлетворяют достаточно широкому набору требований в части квалификации сотрудников и безопасности выполнения работ.

Деятельность СРО в обозначенной области регулируется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) согласно следующим нормативным документам:

  • Федеральный закон № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях»;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • постановление Правительства РФ № 724 от 29 сентября 2008 г. «Об утверждении порядка ведения Государственного реестра саморегулируемых организаций»;
  • приказ № 624 от 20 октября 2008 г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • приказ № 274 от 9 декабря 2008 г. «Об утверждении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • приказ Ростехнадзора № 356 от 5 июля 2011 г. «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • постановление Правительства РФ № 207 от 24 марта 2011 г. «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» и другие.

Поскольку членство в СРО связано с ощутимыми финансовыми затратами, а самих организаций сотни, потребовался инструмент борьбы с мошенничеством. Таким инструментом стал Государственный реестр саморегулируемых организаций. Он доступен к ознакомлению на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору. В ноябре 2015 года в реестре зарегистрировано 277 СРО в области строительства и ремонтных работ, при числе их членов в 5132 организации.

В каких случаях нужно получить допуск СРО на строительство?

С 1 июля 2010 г. в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, организациям, осуществляющим изыскательные, архитектурно-проектные, строительные, капремонтные, реконструкционные работы (если от них зависит безопасность объектов капитального строительства), необходимо получать на них допуски СРО. Перечень таких работ утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.

Общий принцип, по которому определяется необходимость в допуске: если на строительство объекта требуется разрешение, потребуется и допуск СРО. Если разрешение на строительство не требуется, то не требуется и допуск. Например, таковой не нужен при постройке гаража на дачном участке, уличного киоска, частного дома не выше трех этажей для одной-двух семей.

Допуск СРО — документ, состоящий из титульного листа и нескольких приложений на стандартных бланках. Подделать его крайне сложно, поскольку для печати используется бумага с высокой степенью защиты, а информация о самом допуске занесена в Государственный реестр СРО.

Титульный лист содержит официальные данные о СРО и компании, которой был выдан допуск. В приложениях зафиксирован перечень работ, к которым допущена компания. При оформлении допуска СРО строителей для участия в тендере в приложении также указывается максимальная сумма контракта.

Допуск невозможно получить, не являясь членом СРО. Этот документ может быть выдан только действующему члену партнерства.

По сравнению с процедурой получения государственной лицензии, оформление допуска СРО значительно более простой и эффективный механизм:

  • Потребуется оформить минимум документов, которые большей частью не нужно заверять у нотариуса. В основном это стандартные заявления и анкеты.
  • Допуски оформляются в течение нескольких дней.
  • За счет заинтересованности каждого участника в сохранении целостности компенсационных фондов требования к вновь принимаемым членам СРО строги, а профессиональная ответственность каждого члена перед партнерством — велика.

В какую саморегулируемую организацию в сфере строительства вступить?

Поскольку в настоящее время в каждом крупном городе насчитывается как минимум несколько СРО, при выборе партнерства стоит руководствоваться рядом критериев:

  • Размеры членских взносов. Они никак не ограничиваются законодательно: это могут быть любые суммы, которые установит сама СРО.
  • Стандарты. Многие СРО занимаются разработкой собственных стандартов на выполнение типовых работ. СРО строителей периодически проводят проверки своих членов на соответствие этим стандартам. Чаще всего — это перечень норм, разработанных на основе международных документов.
  • Репутация. Не секрет, что деятельность СРО — благодатная почва для разнообразных злоупотреблений. Признаком неблагонадежной СРО будет «раздутый» состав партнерства, в которое входит более тысячи организаций из разных регионов. Такая СРО вряд ли способна в должной мере выполнять свои функции. Оптимальным выбором будет небольшая СРО в регионе работы вашей компании.

Постарайтесь узнать как можно больше о СРО, работающих в вашем регионе, поинтересуйтесь отзывами о них, оцените перспективы длительного сотрудничества и суммы, в которые оно вам обойдется.

Как вступить в СРО строителей и получить допуск?

Смысл членства в СРО состоит в том, что при наличии допуска к работам ваша организация будет иметь правовую и страховую поддержку — если, конечно, они потребуются. Чтобы это было возможным, СРО требует финансовых гарантий: единовременного вступительного взноса и ежегодных членских выплат. Без гарантий допуск получить невозможно. Вступили в СРО, заплатили необходимые взносы — оформляйте допуск!

Компания, вступающая в СРО , согласно постановлению Правительства РФ № 207 от 24 марта 2011 г. должна соответствовать ряду требований :

  • Обязательно. Количественный и квалификационный состав сотрудников компании должен соответствовать контракту: чем солиднее сумма договора, тем опытнее и квалифицированнее должны быть специалисты. Хотя бы раз в пять лет им следует проходить переквалификацию и аттестацию. Заявитель должен также предоставить все необходимые лицензии, разрешения и сертификаты соответствия, которые предусмотрены законом для выполнения контракта. Проверяется и наличие имущества, необходимого для выполнения работ.
  • Добровольно. Страхование гражданской ответственности не обязательный по закону, но требующийся во многих СРО строителей документ. Лучше его оформить сразу, чтобы не затягивать процесс вступления в СРО.

Этапы вступления в СРО:

  • Оплата всех взносов и услуг по вступлению в СРО строителей.
  • Формирование и подача пакета документов.
  • Получение свидетельства о допуске СРО непосредственно в офисе СРО или в консалтинговой фирме, оформлявшей ваш допуск.

Документы для вступления в СРО строителей:

Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель
Заявление о приеме в члены СРО с указанием видов работ, допуск на которые нужно получить
Устав компании Копия общегражданского паспорта
Копии учредительных документов Копия свидетельства о постановке на учет физического лица
Копии ИНН, ОГРН и всех произведенных изменений Копия свидетельства о государственной регистрации ИП
Копия информационного письма Росстата Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования
Актуальная выписка из ЕГРЮЛ Актуальная выписка из ЕГРИП
Копия документа о назначении руководителя компании (с печатью организации) Копия свидетельства об изменениях (если таковые производились)
Копии квалификационных документов (с печатью компании) руководителя компании и специалистов в конкретной сфере со стажем не менее 5 лет
Карточка предприятия Полис страхования гражданской ответственности с перечнем видов работ
При наличии — копия свидетельства о допуске того же вида, выданного другой строительной СРО (если состоит в партнерстве)

Список довольно обширный, и часть документов имеет свой срок действия, поэтому оформление «пакета» часто доверяют посредникам, действующим по отлаженным алгоритмам делопроизводства.

Источник

Что такое СРО?

В этом году отечественному саморегулированию исполняется 10 лет. Заменив собой государственное лицензирование во множестве сфер, институт СРО продолжает свое развитие. Неимоверно разрослась нормативная база, регламентирующая деятельность саморегуляторов, эксперты из разных отраслей экономики участвуют в ее доработке. О значении саморегулируемых организаций, их преимуществе перед лицензированием и государственном надзоре мы побеседовали с нашим постоянным экспертом — вице-президентом НОСТРОЙ, членом Совета НОПРИЗ, вице-президентом СПб ТПП Антоном Морозом.

— Антон Михайлович, что же такое СРО, какова ее роль в отечественной экономике?

— Во-первых, СРО – общественная организация. Уже в самом названии заложено много смысловой нагрузки. При этом, не просто общественная, а общественная профессиональная организация, которая определяет компании по определённому профессиональному признаку. Слово «профессия» здесь подразумевает знание того или иного предмета лучше, чем рядовой обыватель или потребитель этого предмета. Соответственно, роль СРО – это роль профессиональных сообществ, которые обязаны и уже влияют на государственную политику в области своей профессиональной деятельности. Если мы говорим о строительстве, то это роль основного эксперта у Правительства РФ и профильных ФОИВов. СРО в строительстве – это лоббист интересов профессионального сообщества, которое оно объединяет и это инструмент, с помощью которого профессиональное сообщество способно менять вектор направления движения развития отрасли, участвовать в формировании плана её развития (как мы делаем это сейчас, участвуя в написании Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года), а также эффективный инструмент общественного контроля за исполнением нацпроектов со стороны государства. То есть это такая эффективная структура, система общения бизнеса и государства, которая имеет определённую разрешительную функцию и, что немаловажно, это позволяет быть не просто, скажем так, общественной организацией по принципу привлечения на добровольной основе, а уже неким образом общественной дисциплинирующей организации с возможными функциями контроля, с возможностью влияния в дальнейшем на отбор тех или иных организаций в рамках конкурсных процедур.

— Почему многие отраслевики лицензированию предпочитают саморегулирование?

— Что касается лицензирования, то это, на наш взгляд, достаточно специфический и крайне подверженный коррупционной составляющей инструмент государства. Определённые отрасли, например, связанные с алкогольной промышленностью, должны оставаться под контролем государства и в них должно применяться лицензирование. Но если существует возможность замены государственного лицензирования на систему саморегулирования профессиональным сообществом, то это нужно рассматривать позитивно и государство должно двигаться в эту сторону. Всё-таки, как показала практика, лицензирующие органы не являются тем самым фильтром, через который проскакивают финансовые однодневные компании, и которые способствуют ужесточению каких-то контрольных функций. Это скорее, некая система, на которой паразитируют определённые посреднические структуры, приводящие к достаточно серьёзному объёму коррупционных процессов.

— Какие недостатки существуют в законодательстве, мешающие развитию саморегулирования в отрасли?

— Говоря о строительной отрасли, в первую очередь, в действующей системе закона саморегулируемые организации наделены большой зоной ответственности. В частности, ответственность по договорным обязательствам своих членов. При этом мы абсолютно не влияем на возможность того или иного члена в заключении того или иного контракта, мы можем влиять только на уровень ответственности и допуск к объёму денежных средств, который он получит. Фактически, не обладая функциями контроля, единственная степень воздействия у нас на данного члена – это приостановка действия допуска, которая, зачастую, может быть произведена только после того, как произойдёт нарушение, которое будет способствовать применению финансовой ответственности СРО. Поэтому здесь хотелось бы в той или иной степени расширить роль СРО. Вопрос дискуссионный — в какой степени допустить систему саморегулирования, если не к системе контроля за конкурсными процедурами, за которые они отвечают, то, по крайней мере, к участию в этих конкурсных процедурах и обладанию полной информацией о тех конкурсных процедурах, в которых участвуют их члены. Это можно сделать через определённые законодательные инициативы, которые создадут реестры договорных обязательств по строительной тематике на территории России и в которые должны будут вноситься все существующие контракты вне зависимости от того, государственные они, муниципальные или частные, которые разыгрываются в рамках обеспеченных с точки зрения безопасности и финансовой ответственности системы саморегулирования. Хотелось бы, чтобы в системе саморегулирования было больше тех функций, которые должны быть у общественных организаций с точки зрения принятия решений. У нас всё равно существует определённые зоны, регулируемые государством. Если мы всё-таки говорим о том, что права отдаются профессиональному сообществу, то государству, наверное, имело бы смысл передать часть прав в ведении и методировании деятельности в руки общественных объединений, сохранив за собой функцию допуска в саму систему института саморегулирования. Если говорить о строительной отрасли в целом, то есть определённые нюансы, которые тоже могли бы серьёзно поменять работу внутри системы саморегулирования. Это поправки в градостроительный кодекс, уточняющие возможности саморегулируемой организации, это изменения с точки зрения введения определённых видов деятельности, например, малоэтажного строительства или территориального планирования в систему саморегулирования, это поправки в 44-ФЗ, где мы бы определили объёмы конкурсных процедур, которые должны быть разыграны для находящихся по месту проведения конкурса компаний. Всё это могло бы развивать и строительный рынок, и систему саморегулирования в целом. Ну и, на мой взгляд, требуют дополнительной проработки те требования, которые связаны с учетом и реестром специалистов. Кто-то говорит, что требования нужно уменьшать, кто-то — что их нужно увеличивать. Но однозначно эти требования нуждаются в дополнительной оценке и анализе. НРС в итоге должен стать определённой, в том числе информационной базой, которая будет позволять формировать государственный заказ на образование. Тогда, возможно, имеет смысл при грамотном ведении НРС расширить линейку специализаций, которые там будут учитываться, тем самым вести уже детальный учёт специалистов, формировать заказ ВУЗам и высшим школам.

— Каковы особенности государственного надзора за саморегулируемыми организациями?

— Государственный надзор за СРО необходим, но возможно в несколько меньшем объёме, нежели это происходит сейчас. Однозначно, ведение реестра СРО должно оставаться за Ростехнадзором. Вопрос контрольных мероприятий в отношении СРО – спорный. Здесь можно было бы, наверное, проводить их совместно с Ростехнадзором и нацобъединениями в связи с тем, что в Ростехнадзоре не хватает количества специалистов для организации этого контроля, а нацобъединения, в принципе, обладают данными по каждой СРО, которая является их обязательным членом. Второе – как и любой общественной организации, необходим надзор Минюста России, который должен быть направлен не только на общественные функции, но и на функции саморегулирования. В целом, мы считаем, что система саморегулирования заслужила право называться удачной системой и уровень надзора государства за СРО должен ослабевать. Профессиональному сообществу должно быть передано больше прав, что в свою очередь будет способствовать развитию здоровой конкуренции и здорового строительного рынка, по крайней мере, в системе саморегулирования в строительстве.

Источник

Строим вместе с сайтом StroiMagi.ru: баня и сауна
Не пропустите:
  • В чем сложность строительства керченского моста
  • В чем риск долевого строительства
  • В чем разница между садоводством и дачным строительством
  • В чем разница между реконструкцией и строительством
  • В чем разница между ижс и малоэтажным строительством